Бывшее здание кожвендиспансера в Запорожье заброшено: причины неизвестны
Многоэтажное здание бывшего Запорожского областного кожно-венерологического клинического диспансера, которое находится в районе рынка «Анголенко» и автовокзала, сейчас является местом обитания бродяг и наживы «металлистов». Почему так произошло и какова судьба недвижимости и самого диспансера?
Еще несколько лет назад в областном кожвендиспансере работали три отделения стационара, не считая приёмное, а также поликлиника и несколько лабораторий. Кроме того, учреждение имело несколько филиалов по области. Однако в 2019 году активизировался процесс «реорганизации» диспансера, то есть присоединения его к запорожской Областной инфекционной клинической больнице.
Тогда же Запорожский областной совет решил присоединить к «инфекционке» такой же кожвендиспансер в Бердянске и два центра профилактики и борьбы со СПИДом — запорожский и мелитопольский.
Операция «Реорганизация»
В то время реорганизацию объясняли медицинской реформой: мол, учреждения необходимо объединять и укрупнять, сокращая расходы на содержание. Хотя во многих других регионах медреформа не привела к такого рода объединениям. В Запорожье эти решения большого сопротивления не встретили — только одинокие голоса, что «инфекционка» не сможет обеспечить необходимые условия для людей со специфическими заболеваниями, например, с ВИЧ-СПИД.
Тем не менее, под Новый год, 30 декабря 2019 года главврач диспансера Дмитрий Балашов официально сообщил о ликвидации учреждения путем присоединения к Областной инфекционной клинической больнице.
Вскоре стало известно о том, что кожвендиспансер лишился не только своей юридической самостоятельности. Всё учреждение должно было переехать из здания по ул. Академика Амосова (бывшая ул. Кирова) в помещения «инфекционки» по бул. Гвардейскому. При этом весь диспансер «ужался» до одного отделения новой больницы — естественно, с сокращением персонала и коечного фонда.
Интересно, что этому урезанию и переезду в инфекционную больницу не помешала даже пандемия коронавируса. Коллектив кожвендиспансера ушел на карантин, а вернулся уже на новое место работы и не в полном составе.
Тем временем Областная инфекционная клиническая больница тоже прошла реорганизацию — и превратилась из коммунального учреждения (КУ) в коммунальное некоммерческое предприятие (КНП). Это не просто смена названия. В отличие от КУ, которое почти полностью зависит от бюджетного финансирования и ограниченно в использовании средств, КНП работает по хозрасчету. То есть может самостоятельно изыскивать источники доходов, более свободно распоряжаться имуществом и деньгами. При этом существенная часть доходов КНП, конечно, всё равно будет поступать из бюджета — на лечение каждого конкретного пациента.
Короче говоря, КНП заинтересовано в том, чтобы принимать как можно больше больных, как можно больше экономить на расходах и при этом находить дополнительные методы заработка.
Зная эти отличия, легче понять, почему областной совет и руководство «инфекционки», приняли решение о переезде и фактически расформировании кожвендиспансера. Таким образом можно сэкономить на коммунальных услугах, зарплатах медперсонала, материально-техническом обеспечении и т.д.
Но выиграет ли от этого здравоохранение области? Наверное, вопрос риторический. Особенно если учесть вынужденное массовое увольнение высококлассных специалистов. Не будет ничего удивительного, если со временем мы увидим рост количества дерматологических, а главное — венерических, заболеваний в Запорожской области…
Символичная разруха
В этой ситуации очень символичным является состояние здания бывшего кожвендиспансера по ул. Академика Амосова.
Недавно общественные активисты обратили внимание на происходящую там разруху . В закрытых дверях диспансера уже пробиты дыры для входа любого желающего, металлические трубы и батареи отопления частично срезаны, некоторое количество мебели, оставленное в помещениях, судя по всему, разворовано.
Еще ранее, в июле 2020 года, на состояние этой недвижимости обращали внимание некоторые депутаты Запорожского областного совета. Они добились создания временной контрольной комиссии, которая должна была разобраться с возможными хищениями и вообще с дальнейшей судьбой здания. Но, как видим, существенных результатов комиссия не дала, а вскоре переизбрали и депутатов.
Но и нынешний созыв областного совета игнорирует проблему как в целом закрытия кожвендиспансера, так и в частности судьбу бывшего его здания. Геннадий Фукс, заместитель главы Запорожского облсовета, который фактически является кулуарным руководителем этого органа власти, тоже игнорирует данный вопрос. Хотя как депутат прошлого созыва, отлично с ним знаком.
«Припять» возле центрального проспекта
В целом здание бывшего кожвендиспансера выглядит изнутри как заброшенное строение в Припяти, которое оставили в панике. Только в нашем случае никакой паники не было, а были «мудрые решения» областного совета. А здание находится не в «зоне отчуждения», а всего в каких-то паре сотен метров от главного проспекта города. Более того, на момент закрытия диспансер пребывал в хорошем состоянии. Чего о нём уже нельзя сказать сейчас.
За прошедший год руководство КНП не дало своей недвижимости ни хоть какой-то охраны, ни «консервации», ни тем более «второй жизни». Если экономия на «коммуналке» еще как-то оправдана, то экономия на поддержании в нормальном состоянии многоэтажного здания выглядит странно. Или подозрительно: если учесть, что КНП может достаточно свободно распоряжаться своим имуществом, то через год-два такого отношения здание бывшего кожвендиспансера можно будет сдавать в аренду, а то и продать, гораздо ниже реальной стоимости. Ведь тогда можно будет объяснить: здание в такой разрухе никто не хочет арендовать или покупать дорого.