В Украине хотят ограничить монополию Mastercard і Visa: в чем суть
В Украине предлагают снизить непомерно высокие тарифы на эквайринг (обслуживание платежей по пластиковым карточкам, которое осуществляется через специальные расчетные POS терминалы). Для этого в ВРУ внесли соответствующие законопроекты, которые призваны заставить монополистов рынка - Visa и Mastercard - снизить тарифы на обслуживание безналичных расчетов до общепринятых европейских.
Об этом написал для издания "Интерфакс-Украина" Назар Купыбида, финансовый директор OKKO Group, член Украинского совета бизнеса.
По словам эксперта, тарифы на эквайринг в Украине не только самые высокие в Европе, но даже превышают тарифы в большинстве стран бывшего СССР.
"В течение последних 5-ти лет эти ставки постоянно растут и вместе с ростом объемов расчетов карточкой (на 15% в год), привели к ежегодному приросту расходов на эквайринг в размере более 25%, что совершенно не сопоставимо с ростом расходов банков на эквайринг и всю платежную инфраструктуру. В результате эквайринг вместе с interchange-комиссией, уплачиваемые в пользу банка-эквайера, обслуживающего РОS терминалы, и банка-эмитента, который выпускает карты, могут достигать сегодня от 1,8 до 3% с каждой операции. При этом в Европе и США цифры совсем другие. В Америке, например, законодательно закреплена сумма в 20 центов. В европейских странах - например, в Италии, Бельгии, Австрии, Франции, Германии, Латвии, Болгарии - ставки межбанковского сбора составляют от 0,2 % до 0,3% ", - отметил Купыбида.
Он обратил внимание на то, что в цивилизованных странах для сферы ритейла ставка по эквайринг часто вообще нулевая, тогда как в Украине - все наоборот.
"По своему опыту знаю, что ритейлеры платят в качестве вознаграждения за эквайринг в десятки раз больше, чем за инкассацию наличных средств. Если взять на примере нашей компании, то мы тратим на эквайринг одной АЗС более 30 тысяч гривен в месяц. В то же время наши расходы на инкассацию составляют около 1,5 тысячи гривен, то есть в 20 раз меньше. Это при том, что у нас объем наличной выручки больше выручки от расчетов платежными карточками. Это дополнительное подтверждение того, что эти тарифы являются экономически необоснованными ", - пояснил Купыбида.
Он отметил, что именно обслуживание наличности должно быть дороже, поскольку там задействованы большие человеческие ресурсы, есть расходы на перевозку, логистику, охрану денежных сумм, их перерасчет. А услуга эквайринга - современная, инновационная, основанная на IT-технологиях, и точно должна быть дешевле, чем физическая инкассация наличности. Однако ситуация в Украине как раз наоборот.
"Непомерно высокие ставки вознаграждения на услуги платежных систем - эквайринг и interchange - в Украине не исправить рыночными механизмами. Привести в себя двух монополистов - Visa и Mastercard, которые заняли 99% рынка (67% и 32% соответственно) - заставив их снизить тарифы до общеевропейских, должны законодатели. Поэтому мы считаем, что единственный способ урегулировать этот вопрос - установление законодательных ограничений. В Верховной Раде зарегистрированы законопроекты №4178 (альтернативный законопроект №4178-1) и №4179. Они ограничивают тарифы на эквайринг и interchange до 0, 5% и 0,3% соответственно. Национальный банк при этом наделяется полномочиями регулировать тарифы на межбанковские услуги. Несмотря на то, что около 70% услуг эквайринга предоставляются государственными банками, было бы целесообразно, чтобы ограничение вознаграждения касалось всех без исключения финансовых учреждений Украины", - добавил Купыбида.
По его словам, эксперты предлагают поэтапный подход с с постепенным снижением ставки вознаграждения, чтобы в результате в Украине могли прийти к таким же тарифам, которые установлены в странах Европейского Союза.