«Белая» и «черная» бухгалтерия, разрушаем стереотипы
Мы часто слышали упоминание таких понятий как белая и черная бухгалтерия. Благодаря романтизации этого понятия в некачественной литературе и кинематографе бухгалтерский учет в общественном сознании разделился на абстрактную белую и темную стороны. Данная статья подготовлена специалистами многолетней практикой предоставляющие бухгалтерские услуги в Украине с 2013 года.
Итак рассмотрим понятие «белая» бухгалтерия: В официальном языке это называется регламентный бухгалтерский учет. Данный учет ведется в соответствии с требованиями Украинского законодательства: доходы и расходы требуют обязательного документального подтверждения, к самим документам предъявляются требования касательно их формы и реквизитов. Именно эти документы являются «строительными кирпичиками» баланса предприятия, его многочисленной статистической, финансовой и налоговой отчетности. Когда на предприятие приходит государственная проверка, именно документы становятся объектом пристального внимания проверяющих. В данном случае руководителю и бухгалтерам предстоит еще доказать крайне незаинтересованным в этом проверяющим, что документы действительно «белые» и отчетность составленная согласно всех действующих правил, налоги уплачены верно и рассчитаны целиком и полностью в пользу государства. Ответственность за ведение бухгалтерского учета, составление финансовой и налоговой отчетности несет вопреки расхожему мнению не только главный бухгалтер, но и руководитель предприятия.
С ФОПами, ситуация обстоит несколько иная: согласно украинского законодательства, ФОП это физическое лицо зарегистрированное в качестве субъекта предпринимательской деятельности не обязанное вести бухгалтерский учет: другими словами не обязаны составлять бухгалтерские проводки по каждому и подавать финансовую отчетность. Следовательно: частный предприниматель не имеет ни белой ни черной бухгалтерии по определению. Самостоятельно учитываемые предпринимателем записи своих доходов и расходов не могут признаваться документами и быть использованы против него, за исключением отдельных случаев связанных с расследованием в рамках занятия противоправной деятельностью. СПД на общей системе вынуждены хранить документы подтверждающие их доходы и расходы, поскольку они подтверждают цифры их налоговой отчетности, на хранение документов и составление финансовой отчетности, это колоссальная разница в глазах профессионала.
«Черная» бухгалтерия имеет ряд синонимов, как правило под этим скрывается вполне безобидный управленческий учет. Управленческим учетом именуется форма учета, при которой все документы обрабатываются в упрощенном порядке и сообщает в наиболее понятной и приемлемой для собственника форме о состоянии его дел. В связи с этим не существует универсального управленческого учета, поскольку каждый собственник считает свою прибыль по-своему, и оценивает только те показатели которые считает необходимыми для контроля над финансовой ситуацией.
Казалось бы «черная» бухгалтерия учитывает операции которых нет в регламентном «белом» учете. Сейчас трудно представить бизнес который существует только на финансовых потоках которые идут через текущий счет предприятия. Как тогда быть с затратами которые несет собственник из своих собственных финансовых запасов, и которые напрямую относятся к бизнесу, но не могут быть документально отнесенным из-за бюрократических коллизий, займам партнерам из своих личных средств? К примеру в регламентом учете США к расходам причисляются расходы по личным картам собственника если они имеют логическое отношение к его бизнесу (не путать с аналогом украинского подотчета) при минимуме подтверждающего пакета документов.
Таким образом: деление на черную и белую бухгалтерию в реальном секторе экономики -это абсолютная условность возникшая в связи с излишней бюрократизацией в отечественном учете, который нам исторически достался от плановой системы государственного хозяйствования.