Хороший учитель. Какой он?
Деятельность учителя начальной школы не ограничивается только преподаванием предметов, предусмотренных школьной программой. Когда оценивают преподавателя 1 класса и утверждают, что он «хороший учитель», имеют ввиду целую совокупность профессиональных навыков и личностных качеств, а именно умения:
- создать комфортную психологическую обстановку в классе;
- освоить с детьми утвержденную учебную программу;
- ознакомить и закрепить с детьми правила поведения в школе;
- разглядеть таланты и склонности ребенка к определенным занятиям и развивать их;
- постоянно повышать квалификацию, изучать новые методы преподавания;
- формировать в классе понятие «коллектив» и «толерантное отношение» и т.д.
Далеко не все эти качества можно оценить объективно, используя установленные измерительные материалы и методы. Однако есть несколько профессиональных качеств учителя 1 класса, которые можно оценить по определенной шкале.
Как понять, что ребенок усвоил знания, предусмотренные школьной программой 1 класса?
Если вы хотите самостоятельно проверить, как ваш первоклассник впитывает и применяет новые знания, проверьте это с помощью контрольно-измерительных материалов (КИМ). Такие методические пособия разработаны к каждой школьной программе. Они представляют собой сборник творческих заданий, задач, диктантов. Попросите ребенка выполнить самостоятельно задания из КИМ и проверьте результат.
Есть еще один способ проверки того, как учитель дал, а ученик усвоил программу 1 класса. Существует список умений ребенка, которые он должен продемонстрировать после первого года обучения. Список составлен экспертами, и в этом случае не имеет значения, какая программа была у малыша, он должен это знать. Пунктов в списке много, вот только некоторые из них:
- уметь назвать фамилию, имя и отчество свои и членов семьи, назвать профессии родителей, а также свой адрес (с названием страны, населенного пункта, названия улицы и дома);
- складывать и вычитать, сравнивать числа в рамках двух десятков;
- измерять длину предметов, используя линейку;
- читать не менее 20 слов в минуту, соблюдать ударение, отвечать на вопросы по тексту;
- уметь составлять текст по картинкам из 2-4 предложений;
Нужно также отметить, что учитель регулярно подает отчеты администрации школы о качестве обучения детей. Методика выполнения таких отчетов прописана в методических рекомендациях для учителя начальных классов.
Как понять, что учитель создал в классе благоприятную психологическую обстановку
Микроклимат в классе очень важен для умственного и эмоционального развития ребенка. При благоприятной обстановке интерес ученика к знаниям поддерживается на высоком уровне. В противоположном случае даже очень развитый интеллектуально малыш теряет интерес к учебе. Есть несколько фактов, дающих понять, что учитель контролирует психологический настрой детского коллектива:
- первоклассник с удовольствием идет в школу;
- часто говорит про одноклассников «мы», «наш класс», «наша команда» и т.д.;
- рассказывает о новых друзьях, вспоминает разные ситуации в классе в позитивном ключе;
- говорит о своем преподавателе с уважением и доброжелательностью;
- контактирует с большим количеством ребят.
На родительском собрании также можно пронаблюдать и сделать выводы о работе учителя над атмосферой в коллективе. Хороший учитель тепло отзывается о каждом ребенке, дает корректные характеристики детям и в общих словах дает рекомендации по корректировке поведения.
Как понять, что учитель работает над развитием таланта и склонностей первоклассника
- малыши не только выполняют работу для всего класса, но и получают индивидуальные карточки и задания;
- учитель предлагает ученику участвовать в олимпиадах и конкурсах;
- преподаватель прямо говорит родителям, в какой области ребенок проявляет больше внимания и желание заниматься;
Есть стереотип, что хороший учитель – это умудренный опытом педагог лет 40-50-ти. Это далеко не правило. Часто молодые педагоги работают с большим энтузиазмом, внедряя инновационные методы работы. К такому учителю малыши идут в класс с удовольствием, ведь неравнодушие – это то, чего часто не хватает нашим детям.