В маленьком селе говорят о закрытии школы - люди плачут
В Промине Мелитопольского района в школе закрывают 5-9 классы. Подростки будут ездить в соседнее село, а взрослые скорбят - ведь закрытие школы верная примета умирания села.
- Помогите, нашу школу закрывают, - позвонила в редакцию "МВ" Галина Омельченко, активная жительница Терпеньевской объединенной территориальной громады.
Речь идет о девятилетке села Проминь. Раньше это был центр сельсовета, объединяющего села северо-восточной части района. Теперь Проминевский сельсовет вошел в Терпеньевскую громаду.
Собственно, информация о том, что учеников 5-9 классов надо переводить в другую школу, обсуждалось на заседании комиссии по оптимизации, в которую вошли депутаты, сотрудники сельсовета, активные граждане. В их же сторону теперь летит недоумение и недовольство.
- У нас лучшая школа, - вот посмотрите только как тут уютно, чисто, тепло, - Галина Ивановна на правах бывшего депутата сельсовета да и просто неравнодушной жительницы села приглашает меня в школу. - Как можно ее закрывать? Зачем!? Детям в Ясное (туда переводят учеников) будет неудобно добираться.
К импровизированной экскурсии присоединяется директор школы Анжела Владимировна Федотова. Рассказывает, школа в Промине работает с 60-хх годов прошлого века. Здание для этого и строили. С тех пор, конечно же, ремонтировали, меняли окна, благоустраивали территорию.
- Родители встревожены тем, что школа попадает под реорганизацию, старшеклассников переведут, а здесь планируется оставить начальную школу и детский сад, - говорит Анжела Владимировна. - Сейчас в нашей девятилетке 38 учеников. Но вы же понимаете, заберут старших, с ними родители отправят и младших, и школа самоликвидируется. А ведь у нас условия гораздо лучше, своя столовая, кормим детей горячим, здание утеплено.
В школе работают двенадцать педагогов. Половина потеряет работу при реорганизации.
- Вы знаете, я ничего не могу сказать плохого про Ясновскую школу. Но таких душевных, внимательных учителей, как в Промине, наверное, нигде нет. И представьте, какая травма для детей, - присоединяется к обсуждению Валентина Анатольевна, бабушка одного из учеников.
Мы проходим по длинному коридору (с фасада школа выглядит гораздо меньше). Здесь живые цветы, мебель частично вынесена в коридор и пахнет краской. Несмотря на невнятные перспективы педагоги делают ремонт.
- Вот посмотрите, какой у нас спортзал, сюда приезжают из соседних сел заниматься, - настойчиво зазывает еще один участник разговора.
На стенах школьного спортзала нарисованы "Козаки" - герои мультфильма, а мужчина оказывается учителем физкультуры
Вы повнимательней посмотрите, казаков с него же рисовали, - в сторону Александра Ивановича, который и правда усами похож на нарисованных персонажей (или они на него) летят улыбки.
Но ни профессионализм педагогов, ни их любовь к школе, ни цветущие зеленые зоны и садовые украшения (а школьный двор и правда очень ухоженный) не помогут содержать школу.
Все дело в финансировании. Государство через административную и территориальную реформы не только дало больше полномочий местным советам, но и значительно увеличило нагрузку на местные бюджеты.
Теперь каждая громада, как любой рачительный хозяин, должна оперировать цифрами. А содержание малокомплектных школ крайне затратно. Государственной образовательной субвенции не хватает и на зарплаты учителей.
Тем более, что сейчас четко определен размер классов - от 10 до 27 человек. Если в классе меньше десяти учеников, образовательная субвенция на эти классы рассчитываться, скорее всего, не будет.
- На содержание учебных заведений громады, включая подвоз детей и питание, у нас уходит 75 процентов бюджета громады - больше 53 млн грн., - рассказывает глава Терпеньевской ОТГ Жанна Севоднева. - Поэтому надо экономить.
Две малокомплектных школы - в Майском и Заречном - уже закрыли. Потому что содержание одного ученика, например, в Майском (за ликвидацию этого учебного заведения депутаты проголосовали на 9 сессии) обходилось бюджету в 74 тысячи гривен, при том, что в среднем в Украине один ученик обходится в 24 тысячи гривен.
По Проминю окончательное решение за депутатами. Рекомендации комиссии по оптимизации будут вынесены на одну из ближайших сессий
- Мы понимаем, что такого рода вопросы всегда вызывают социальное напряжение, всегда проще, когда учебное заведение рядом, да и село без школы считается "умирающим". Но с другой стороны качество образования в небольших школах всегда хуже, поэтому для детей лучше учиться в крупных школах. И надо помнить о важности социализации детей, чтобы они общались со сверстниками, - уточняет Ж. Севоднева.
В сельсовете уточняют, помещения школ не будут пустовать. В Заречном в здании школы планируют обустроить досугово-культурный центр, в Майском - спортивный центр. В Промине же помещение останется за школой и садиком.