Почта на Мелитопольщине: страницы истории

Просмотров: 1289
11 липня 2021 16:05

Во времена, когда наш край называли «Диким полем», роль почтальонов исполняли либо люди, которые случайно посещали важный для связи район (купцы, послы, путеше­ственники, чумаки), либо специально посылаемые с экстренными сообщениями гонцы.

 По копейке с версты

Через приазовские степи проходили два важных тракта, соединявших украинские и российские земли с Крымом: Черный и Моравский. Черный тракт тянулся от татарских перевозов через Днепр, находившихся выше Хортицы, к верховью реки Ингулец и далее на запад: на Вишневец, Львов и Варшаву. А Моравский тракт тянулся из Перекопа на восток, между двух рек - Молочные Воды и Конские Воды, а далее шел на Курск и Тулу. Вся степь была покрыта высокой густой травой, люди ездили по ней, выбирая самый короткий и удобный путь.

Когда появились на территории нашего края специальные почтовые гонцы? Документов на этот счет не сохранилось. Лишь известно, что «в 1686 г. для сношения польского короля Яна Собеского с Украиной и Запорожьем, установлен был почтовый пункт в городе Белой Церкви. Оттуда гонцы посылались в Киев, в города Левобережной Украины и из Украины в Запорожье. Добытые вести привозились обратно в Белую Церковь и оттуда доставлялись в Дубно, Львов и Заслав. Во второй половине XVIII в. почтовые гоны в Запорожье учреждены были Войейковым и Исаковым, «командиром» Новороссийской и Киевской губерний и «управителем» Новороссии. Это было в ноябре 1768 г.». Позже для быстрой доставки известий из Крыма, Турции, Польши создали ряд почтовых станций. На каждой держали шесть сменных лошадей и с ними - три казака. Они «обязаны были возить почту и разных посланцев с платой по одной копейке с версты за одну лошадь».

В 1776 г. после русско-турецкой войны генерал-порутчик и кавалер князь Прозоровский учредил из числа малороссийских казаков почтовые посты в Крыму и «по дорогам к оному лежащим». Посты стояли на Уклюках (20 казаков), Овечьем Броду реки Молочной (20 казаков), у Каменной Могилы (14 казаков), в верховьях Молочной (16 казаков). Это обеспечивало безопасную и быструю почтовую связь в условиях постоянной военной угрозы со стороны Турции и зависимого от нее Крымского ханства.

В 1784 г. Турция вынуждена была признать Крым и Кубань зависимыми от России. Тогда же на северной окраине большой Таврической области был создан Мелитопольский округ (позже - уезд). Центром его стал город Токмак (Большой Токмак). Для совершенствования его связи с Александровском (ныне Запорожье) в 1798 г. между этими населенными пунктами проложили новый почтовый тракт. Однако начальники уездных учреждений стали жаловаться губернатору, что на тракте разбойничают грабители и он небезопасен для перевозки денег, писем и других почтовых отправлений. Кроме того, они уведомляли, что в Большом Токмаке не хватает помещений и мало продовольствия. Центр уезда перенесли в селение Орехов, а через сорок с лишним лет - в селение Ново-Александровская слобода. Устройство в регионе почтовых связей стало одной из забот властей.

Конторы и станции

В Новоалександровке - будущем Мелитопо-ле почта появилась в 1830-х гг., когда через наш регион прошла почтовая дорога на Крым. В 1830 г., после почтовой реформы, в России установили 13 почтовых округов. Через полвека в империи было уже 85 почтово-телеграфных округов. Почтовые учреждения Таврической и Херсонской губерний с 1884-1886 гг. вошли в состав Одесского почтово-телеграфного округа.

В 1840-е гг. во всех уездах при полицейских управлениях учредили так называемую «сельскую почту». Она ограничивалась отправкой раз в неделю из уездного города до конторы станового пристава. Отсюда ее доставляли сотские (крестьяне, назначенные в помощь сельской полиции) - но только местным священникам, владельцам недвижимого имущества и в волостные правления. То есть она не затрагивала основной части сельского населения.

Почтовая связь в то время представляла сеть станций различного ранга. Почту и пассажиров перевозили лошадьми, которых держали на станциях. В конце 40-х годов XIX в. почтовые отправления принимали в Мелитополе до 18.00. Дни приема зависели от направления. В Одессу, Киев, Житомир и во все города России - по вторникам и пятницам; в Саратов, Астрахань, Грузию - по понедельникам и пятницам. Получали корреспонденцию в первом случае в понедельник и в пятницу, во втором - в четверг и в воскресенье.

В 1844 г. ввели единый всероссийский тариф: за пересылку письма независимо от расстояния взималось 10 копеек за лот (1 лот = 12,8 г). Это упрощение сразу увеличило поток корреспонденции. К этому времени учреждения почты имелись только в уездных и губернских городах. Внутри уездов почтовые отделения из-за их убыточности для казны организовывали редко. Обширные территории, удаленные от центров, вообще не имели почтовой связи. Чтобы отправить или получить письмо, жители таких мест вынуждены были добираться до ближайшей почты, преодолевая десятки верст. В Мелитопольском уезде почта находилась только в Мелитополе.

Тяжел и безрадостен был труд почтовых работников. Дух военно-казарменного режима веял над всем почтовым миром. Сюда переносились порядки солдатчины. Даже форма почтовиков долгое время походила на солдатский мундир, даже меч-тесак висел на поясе почтальона. Так было до начала 1890-х гг.

Уже со второй половины XIX в. почта значительно облегчила коммерческие сделки, оформление кредитных операций. Благодаря системе денежных почтовых переводов упростился процесс пересылки денег. Но самое главное - частной корреспонденции становилось все больше и это подталкивало интенсивное развитие гражданской почты.

В 1859 г. в Мелитополе заработала телеграфная станция. Почтовая связь тогда находилась в ведении Министерства внутренних дел, а телеграф - Управления путей сообщения и пу­бличных зданий. В 1864 г. почтовые и телеграфные учреждения объединили в Почтовый департамент, который в следующем году преобразовали в Министерство почт и телеграфов.

Почтово-телеграфные конторы впервые появились в уездных Мелитополе и Бердянске, а затем уже в ряде других крупных населенных пунктов Мелитопольщины. К высшим разрядам относились почтово-телеграфные учреждения I-IV классов. Это были Бердянская и Мелитопольская конторы, наряду с Симферопольской и Севастопольской. К низшему была причислена в нашем крае Гальбштадская (Молочанская) почтово-телеграфная контора.

Позднее появились конторы в Орехове, Ногайске (Приморске), Большом Токмаке и Черниговке, а также в более мелких населенных пунктах: Богдановке, Андреевке-Кильтичии, Лесном, Нововасильевке, Орлово, Петропавловке, Покровском, Цареводаревке (Ботиево). На Мелитопольщине самые старые почтово-телеграфные конторы работали в Мелитополе, Каменке, Михайловке, Геническе, Большой Знаменке. Со временем они возникли и в других крупных селениях края: Акимовке, Большой Белозерке, Большой Лепетихе, Васильевке, Верхнем Рогачике, Веселом, Нижних Серогозах, Пришибе и др.

В подчинении почтовых и почтово-телеграфных контор находились почтовые отделения и волостные пункты. В городах и крупных селах отделения оказывали весь спектр почтовых услуг. Волостные же пункты лишь получали и доставляли почтовую корреспонденцию. В 1890-х гг. в самых бедных селениях края почтовые операции стали выполнять при волостных и сельских управлениях.

Со дня открытия Курско-Харьковской- Севастопольской железной дороги (14 октября 1874 г.) почту в город и уезд доставляли в основном почтовыми вагонами. Они были в пассажирских поездах. Проходя через уезд, вагоны принимали местные почтовые пакеты - тюки с почтовой корреспонденцией.

В августе 1897 г. газеты сообщили, что в Мелитополе строится новое удобное помещение для почтово-телеграфной конторы. Возможно, это было старейшее в городе здание почтамта на улице Университетской (бывш. Свердлова), где ныне размещается отделение связи № 12. Однако со временем и новое здание перестало удовлетворять мелитопольцев. 15 ноября 1915 г. на заседании Мелитопольского уездного земского собрания шла речь о том, что в почтово-телеграфной конторе в дни наплыва публики тесно: люди вынуждены ожидать очереди близ конторы на тротуаре. Штата почтовиков не хватало для быстрого обслуживания. Город стал ходатайствовать о скорейшем открытии еще одного почтово-телеграфного отделения в с. Кизияр, которое через некоторое время и появилось. Предположительно оно находилось в районе нынешней гимназии № 19, но до нашего времени здание не дожило.

До 1917 г. действовали почтовые и почтово-телеграфные отделения: два в центре Мелитополя, в с. Кизияр, на станции Мелитополь и в с. Песчаное. Здания почты сохранились лишь на улице Университетской и на ул. А. Невского, севернее Кизиярской балки.

Во второй половине XIX в. по всей стране создавались органы местного самоуправления - земства. Они, помимо прочего, стали заниматься организацией местной почтовой связи. Активная деятельность в этом направлении Мелитопольского земства заслуживает отдельного рассказа.

В Мелитопольском уезде в то время было 49 почтовых учреждений, больше половины из которых приходились на почтовые отделения (в селениях Веселянка, Днепровка, Ефремовка, Покровка Вторая, Ново-Даниловка, Сокологорное, Серогозы, Царицын Кут, Радионовка и др.). Почтово-телеграфных отделений было всего шесть: Агайманы, Балки, Б. Белозерка, Высокое, Петровка и Терновка. В Бердянском уезде работали: одно городское и 21 сельское почтовое отделение, а также три почтово-телеграфных.

 От революции до независимости

В годы революции (1917) и гражданской войны (1918-1920) почтовое хозяйство на территории края оказалось подорванным. Нарушилось общее движение корреспонденции, многие почтовые отделения закрылись, почтовых лошадей реквизировали на военные нужды, частично заменив больными или ущербными. Почту по-прежнему доставляли в основном железной дорогой по линии Харьков - Симферополь. Мелитополь был наиболее значительным почтовым центром. Тут собиралась и обрабатывалась почта с 15 крупных населенных пунктов (от Нововасильевки и на запад до Каменки). Почту на места доставляли на лошадях, арендованных в крестьянских хозяйствах или предоставленных ревкомами.

30 июля 1920 г. была создана Александровская (с 1921 г. - Запорожская) губерния. В нее вошел и Мелитопольский уезд. По почтовым трактам губернии почту перевозили свыше 400 пар лошадей. Однако после гражданской войны из-за голода и отсутствия кормов в конце 1921 г. в распоряжении губернского отдела народной связи оставалось только 13 лошадей. По этой причине закрывались некоторые сельские почтовые отделения. Чтобы сохранить систему связи, Совнарком Украины в тот период выделил почтовикам губернии шесть грузовиков и полугрузовиков.

В Мелитополе в 1922 г. письмо из Москвы можно было получить за двое-трое суток, однако, некоторые населенные пункты уезда получали почту лишь на четвертые-шестые сутки. В те годы уже все волости Мелитопольского уезда имели почтовые учреждения. В 1939 г. к городу присоедини ли села Кизияр и Песчаное. В них были свои почтамты, которые и пополнили городскую почтовую связь.

На 1 января 1941 г. в Мелитополе работало пять почтовых отделений: на улицах Свердлова, 14; Карла Либкнехта, 96; Ломоносова, 286; в пер. Калинина, 3; на железнодорожном вокзале.

Начало Второй мировой войны внесло существенные коррективы во внутреннюю жизнь страны и, конечно, в работу почты.

Каждое фронтовое письмо, как и до войны, проверяла военная цензура. Вместо марок на письмах можно было иногда увидеть сразу по нескольку ее штампов. Секретная информация (названия населенных пунктов и т. п.), как правило, цензоры затушевывали. В 1941 г. их штат увеличили на 41351 человека (из расчета: на одного цензора - 150 писем или 600 телеграмм в день).

Писем, отправленных на фронт, уцелело до наших дней чрезвычайно мало. Ведь сохранить их в боевых условиях было сложно, а в некоторых частях их даже запрещалось хранить. В тылу особый цензурный контроль проходили письма тех, кто имел доступ к секретной информации и состоял на учете в органах НКВД.

В период нацистской оккупации власти пытались наладить в Мелитополе работу почты. Даже те, кто был угнан на работы в Германию, иногда имели возможность переписываться с родственниками в Украине. Письма в Германию принимали в незапечатанном виде в почтовом отделе Мелитопольской управы. В ее штате был и цензор. Получив на письме отметку «ПРОВЕРЕНО», отправитель платил налог - два рубля или эквивалент этой суммы. Затем письмо заклеивали и сдавали для отправки. Одно из важных условий при приемке писем: их следовало писать кратко и понятно. В Германию разрешали отправлять и посылки с теплой одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости. При отправлении содержимое проверяли, составляли опись вещей, посылку обшивали тканью и обвязывали шпагатом. Адреса писали на немецком и украинском языках.

Почта старая и новая

Осенью 1943 г., после освобождения Мелитополя, началось восстановление и строительство новых почтамтов и отделений, налаживание бесперебойной доставки почты.

Сеть почтовых отделений росла. В 1966 г. на пр. Б. Хмельницкого, 15 открыло двери новое здание Центрального отделения мелитопольской почты - с просторным залом, хорошим освещением, мебелью и с удобными окошками-конторками. Техника - транспортеры для приема почты с автомашин, грузовой лифт - ускорили и облегчили работу почтовиков. Росло и число почтовых ящиков для отправки писем. В конце 1970 г. их в городе было 107.

Вскоре после провозглашения независимости Украины единую отрасль связи разделили на две: почту и электросвязь. Родилось Украинское госпредприятие почтовой связи («Укрпочта»). На базе Мелитопольского, Акимовского, Приазовского и Веселовского узлов связи был создан Центр почтовой связи № 4. Он предоставлеют более полусотни видов по­чтовых услуг.

В 1991 г., сразу после распада СССР, на «Укрпочте» возникла нехватка украинских кон­вертов и марок. Такое уже бывало - в период гражданской войны. Тогда вышли из положе­ния с помощью надпечаток на царских марках. Через 70 лет решили действовать по этой же схеме.

На стандартных марках, остававшихся на почте после распада Союза, стали ставить штемпельные надпечатки. Из-за инфляции цены на услуги почты быстро росли, штампы для надпечаток приходилось часто менять. Иногда, сделав оттиск на конверте, вписывали от руки чернилами новую цену. Подобное практиковали и почтовики Запорожья, Гуляйполя, Бердянска, Михайловки, Полог, Новониколаевки, Данило-Ивановки, Новоданиловки. В Мелитополе этот период продолжался с мая 1992 г. по май 1993 г. За это время было создано 106 разнообразных временных штампов. Их оттиски разошлись с почтой по всей Украине и ближайшему зарубежью, став объектами охоты коллекционеров.

Значительный вклад в развитие Мелитопольской почтовой связи в 1970-2000 гг. внесли почтовые работники З. Ф. Захарова, Н. И. Евсюков, Л. И. Герасименко, В. И. Хелемендик, Л. А. Костенко, Л. И. Тимченко, М. Т. Легашова, Л. С. Богданова, Л. Н. Андрущенко, А. М. Максимова и многие другие. С 1996 г. Центр почтовой связи № 4 возглавляет В. Т. Бирюк.

С 1990 по 2017 ггг.число писем, посылок, переводов сократилось в несколько раз. На улицах города оставалось лишь 50 почтовых ящиков для писем. У государственной почты появился конкурент - частное предприятие «Новая почта», у которой в Мелитополе несколько отделений. Для пересылки сообщений, денежных переводов люди все чаще пользуются мобильной связью, электронной почтой и прочими возможностями Интернета. Интересно, какой станет наша почтовая связь лет через пятьдесят?

А. Н. АЛЕКСЕЕВ, В. В. САКУН, Мелитопольский краеведческий журнал № 11.




Похожие новости: