Чем дышит степь - в Мелитополе прошел этнофест на Каменной Могиле
Увидеть скифов, послушать музыкальные инструменты, использующиеся сотни лет назад, прикоснуться к тысячелетним камням Каменной Могилы могли сегодня, 18 сентября, участники фестиваля "Дыхание степи".
Было ярко, интересно и познавательно. Но обо всем по порядку
Традиционно встречала всех гостей праздника ярмарка изделий ручной работы. Чего здесь только нет - и значки, и игрушки, и эко-сумки.
Глаз не отвести от работ мастерицы из Акимовки Галины Ярмолюк. Она привезла на ярмарку браслеты, мандалы, а еще герданы. Гердан - это традиционное украинское украшение из бисера. Очень красивое и, как мне кажется, непростое в выполнении.
- Если постараться, то за неделю можно такой сплести, - рассказывает Галина Васильевна, - но чаще я работаю "по настроению". В один день хорошо идет работа над герданом, в другой - душа просит плести мандалу, сейчас вот еще увлеклась такими игрушками, - показывает рукодельница симпатичного лесовичка из мешковины.
Еще на фест Г. Ярмолюк привезла сумку- мочилу. Это колумбийская сумка, выполненная в технике жаккрадового вязания. Ремень у нее соткан на берде - мини-ткацком станке. Такое вот получилось смешение этно-стилей.
Есть в продаже и браслеты-шамбалы и браслеты ЧанЛу, названные по имени автора - вьетнамской дизайнерки. Отдельно идут браслеты из паракорда, так называемые браслеты выживания. Они сплетены из крепкой веревки, которая легко распускается и в экстренной ситуации может спасти вам жизнь.
А вот работы Галины Ляшко. Ее досочки и подставки для телефона с изображением бренда нашего города - черешни - уже разъехались в ближнее и дальнее зарубежье - есть и в Америке, и во Франции, и в Нидерландах, и в Швеции, и в Чехиии, есть такая работа даже у пятого президента Украины Петра Порошенко.
Недавно появились у мастерицы еще и досочки с видами нашего города. Так что если черешенки для вашей кухни слишком яркие, то сдержанная досочка "под старину" точно украсит кухню (и конечно же будет служить по прямому назначению - все досочки не только красивые, но и функциональные).
Большие очереди и у столиков с изделиями участников Театра скифской доблести "Скифский стан".
Особое место занимают изделия из молоченой (вымоченной в молоке) глины, авторства Татьяны Дядьковой. Татьяна уже несколько лет проводит мастер-классы по гончарному мастерству в Мелитополе. Ее свистульки обязательно поднимают настроение, а подсвечники, тарелки из глины отлично вписываются в интерьер. Но главное энергетика всех вещей - светлая и позитивная.
Также на память о фестивале можно приобрести игрушечные копии настоящего скифского оружия - именно такими мечами,секирами и ножами, только острыми и большими, пользовались племена. И конечно, стоит купить украшения - деревянные подвески с рунами, кожаные браслеты, подвески из камня.
А можно ничего не покупать, а просто послушать, как скифы рассказывают о том или ином украшении - видно, что сделано все это с большой любовью.
Общение прерывает суровый скифский царь (председатель общества Сергей Мелешко), говорит, пора готовится к открытию праздника и зажжению живого огня.
Согласно красивой легенде богиня благословила скифов огнем. А потом, испросив помощи, у Четырех Стихий - Земли, Ветра, Огня и Воды - скифы основали свое государство, куда входили наши земли в том числе.
Театрализованное представление по этой легенде показали гостям праздника.
А сопровождалось оно музыкой запорожской рок-группы "Простір часу". Солист группы Юрий Будник написал песню "Скифы", исполнял ее на фесте на горе Оба-Таш, и его пригласили на наш фестиваль.
А еще гости праздника внезапно попали на интереснейшую лекцию от идейного вдохновителя музея истории музыкальных инструментов "Барабанза" и руководителя одноименной группы Дениса Васильева..
Он рассказал (и сыграл) на инструментах, которые как раз использовались во времена скифов. Начал с рамочного барабана.
- Сейчас мы привыкли называть это "бубен", но это рамочный барабан. Это удобный инструмент, он легкий, его легко носить с собой. Обычно выполнен из козьей, оленьей или рыбьей кожи, натянутой на основу. Свиную кожу не использовали, - рассказывает Д. Васильев.
Рассказал о глиняных барабанах, найденных в скифских курганах, почти на всей территории, где жили скифы. И сыграл на "дарбуке" - барабане похожем на кубок по форме.
Были у скифов и духовые инструменты, например, сопилки, роги, были и струнные - дрымба, топшур.
Топшур обычно был рабочим инструментом "ашиков" - народных певцов. У топшура деревянная основа, на которую натянуты особым образом скрученные жилы животных.
- Это фантастика. На нем очень легко учиться играть, даже люди, которые никогда не играли, пробуют и влюбляются в него, - говорит Денис Васильев.
И рассказывает о том, как в давние времена рождались песни: "как это ни смешно звучит, но по принципу "что вижу - то пою". И прямо сходу поет, что видит - про камни, про то, как хочется пить и проч.
А еще было горловое пение "сыгыт", "хоомей" и "каргыраа" - высокой, средней и низкой тональности, соответственно.
Кстати, хоомей, хорошо прорабатывает легкие, а сыгыт - носглотку. Так что в сезон простуд и коронавируса вполне можем практиковать горловое пение, просто для профилактики.
В общем, Театр скифской доблести и "Барабанза" полностью погрузили зрителей в эпоху кочевых племен.
А за более поздние эпохи отвечали художественные коллективы Мелитополя. Показывали танцы различных народов, населяющих наш край, театральные постановки, сольные выступления исполнителей.
В общем, фестиваль удался. И отличная погода, красивейшие фотозоны, и энергетика Каменной Могилы этому поспособствовали.