В Мелитополе презентуют проект мемориала памяти жертв голодоморов

Просмотров: 1372
23 листопада 2021 13:33
Скрин проекта с pastfutureart.org

В Мелитополе вскоре появится мемориальный комплекс памяти жертв голодоморов в Украине. Презентуют проект в субботу, 27 ноября, в торжественной обстановке в ДК железнодорожников.

В 2021 году в Мелитополе заговорили о намерении установить мемориал жертвам голодоморов в Украине. Реализацию данного замысла взял на себя Фонд сохранения историко-культурного наследия Украины, учредителями которого являются нардеп от Мелитополя и района Сергей Минько и бизнесмен Владимир Шпильфогель. Фонд инициировал закрытый конкурс проектов, партнером которого стала платформа культуры памяти Минуле/Майбутнє/Мистецтво.

Для реализации проекта фонд пригласил экспертный совет, в который вошли профессионалы из сферы искусства, коммеморации* и архитектуры во главе с искусствоведом Елизаветой Герман. К участию в конкурсе были допущены пять проектов.

Показываем, как видят мемориал в Мелитополе дизайнеры - публикуем визуализацию и объяснение идеи

Виталий Кохан / Рабочее название «Грязный фонтан»

Метафора незаживающей раны. Невозможность осознать эту рукотворную трагедию — это то, что у нас есть.

 Бетонный ландшафт образует едва заметный желоб, по которому течет ручей от металлического «орала». Металл ржавеет и «загрязняет» протекающую воду, по мере течения ручья коррозия оседает на дно и вода становится прозрачной. Орало в данном случае - символ тоталитарного государственного аппарата, а также отсылка именно к тому времени и земледелию. Ручей упирается в бетонные стены с информацией о событиях Голодомора в Мелитополе и Украине.

Павел Ковач / Без названия

Голодомор является частью истории моей семьи.  В своей творческой практике я работал с темой Голодомора и поэтому принял участие в разработке монумента в Мелитополе. Мне хотелось попробовать создать альтернативу существующим памятникам и пересмотреть сам подход к работе с исторической памятью.

Вместо того чтобы показать какой-то визуальный «образ», мне кажется более целесообразным создать «состояние», и у каждого зрителя оно будет другим. Для нас с архитекторами Replus bureau важно создать условия зоны комфорта (скамейки, освещение, зелень), где спокойно и хочется проводить время – идиллия. Есть одно «но»: хорошо подстриженный, ухоженный газон понемногу двигается. Зритель не сразу это замечает, но впоследствии он видит только это едва видимое, жуткое движение. Это не создание классического «монумента» – это создание ситуации, где зритель является частью «тела» памяти.

Я не берусь приводить примеры образов, на которые будет наталкивать этот монумент. Здесь я бы хотел оставить зрителя один на один с собой. Это именно тот эффект иммерсивности, с которым работали архитекторы Оскар и Зофья Хансен. Присутствие прохода (дороги) является отсылкой к их практикам.

Проход через холм. Идя по нему, мы сможем заметить движение земли на уровне глаз. Прорезь имеет форму дуги, и мы не можем сразу увидеть выход, мы должны пройти дальше. Масса вырезанной «дороги» стала перегородкой между частным и публичным пространством — территорией монумента. Символично мы отгораживаемся от живых, чтобы прислушиваться к умершим. С другой стороны, это так называемая скоротка или «desire path» (желательный путь). Мы часто можем увидеть тропы между вымощенными дорогами. Когда человек спешит, он сокращает путь и становится частью монумента (входит в него).

Статическая часть монумента будет сделана в технике rammed earth (прессованная земля с бетоном). Технология производства этой стены такова, что в опалубку слой за слоем утрамбовывается земля с небольшим количеством цемента – что-то подобное происходит во время природного процесса превращения всего в чернозем. На мой взгляд, как символически, так и визуально, данная технология очень хорошо подходит к теме. Подъем земли будет производиться благодаря большим шинам, которые будут надуваться и сдуваться под толщей почвы благодаря компрессору.

Лия Достлева и Андрей Достлев / Без названия

Идея мемориала опирается на четыре тезиса.

Перформативная составляющая памяти. Травма Голодомора присутствует в нашей постпамяти, ежедневных практиках и том, как мы воспринимаем мир. Мы предлагаем громаде ритуал, воспроизводящий процесс запоминания через общие практики: сеяние и уборку пшеницы. В то же время это пространство остается открытым для других комеморативных практик (например, общественных собраний, публичного чтения стихов).

Тяжесть комеморативной традиции. Поскольку за годы независимости в Украине сформировался устоявшийся комеморативный язык, чтобы сохранить это, мы включили в мемориал узнаваемый символ Голодомора — колосья пшеницы. Этот символ реконтекстуализирован и применим к современным комеморативным практикам. Живые колоски олицетворяют собой то, что, несмотря на ужасные потери, украинцы выжили и жизнь продолжается.

Инклюзивный символ трагедии без использования «деревенской» символики. Традиционно память жертв Голодомора использует сельские и религиозные символы, что исключает другие общественные группы. Стол находится в доме каждого человека, независимо от его места жительства, религиозных предпочтений и этнического происхождения. Стол, являющийся центром мемориальной композиции, деформирован так, что им невозможно пользоваться. Это символизирует коллективную травму.

«Никогда снова». Пшеница и фруктовые деревья вокруг мемориала создают символическое присутствие дополнительного источника пищи в городском пространстве как напоминание о том, что современное общество должно сделать все, чтобы такие трагедии никогда не повторялись. Растения создают дружелюбное для посетителей пространство в традициях современных urban gardens.

Даниил Шумихин / Рабочее название «Колонна»

Колонна на протяжении веков поддерживала строения человека, была мостом между землей и небом. Следуя природе, человек наделил колонну разными смыслами, называл ее Древом жизни, Мировым деревом и украшал ее растительными элементами.

В Мелитополе можно встретить множество колонн и их разновидностей, построенных в разные периоды существования города. Особенно ярко среди них выделяются колонны Таврического колледжа государственного агротехнологического университета. Капители колонн украшены иониками, лепестками и колосками пшеницы – таким близким и понятным украинцам символом достатка и плодородия.

Интересно, что колледж (садово-огородный техникум) был основан в 1931 году – за год до Голодомора в Украине – и, вероятно, должен был укрепить сельскохозяйственную отрасль юга и улучшить показатели выращиваемой агропродукции.

Колонна мемориального комплекса голодоморов выполнена из чугуна и повторяет мотивы колонн колледжа. Материал и естественный процесс старения указывают зрителю на течение времени с его светлыми и темными сторонами, создавая диалог между прошлым и настоящим. Одинокие колонны издавна были призваны зафиксировать исторические события, они до сих пор остаются символами памяти в разных уголках мира.

 

Ярема Малащук и Роман Химей / Без названия

В экспозиции Мелитопольского краеведческого музея среди прочего находится неприметное фото 1933 года. Это семейный портрет семьи Кириченко, сделанный в местной фотостудии по дороге к кладбищу. Самый молодой, 4-летний Коля лежит в гробу впереди. Эта фотография, как свидетельство смерти сына, была сделана для отца, который находился в то время на исправительных работах на Беломорканале.

Мы видим будущий сквер памяти жертв голодоморов как озелененное место отдыха без типичной структуры, обычно присущей скверам в Украине. Покрытие сквера – сетка, сквозь которую прорастает трава и другие растения.

В хаотическом порядке на территории размещены скамейки. В одном из уголков сквера в прозрачном монолите желтого цвета расположена маленькая фотография Кириченко, которая левитирует там. Опыт семьи и его восприятие через фотографию становится бесспорным свидетельством Голодомора, доступным в публичном пространстве для всех – фотография становится одновременно документом и символом.

Все же эта территория остается в настоящем и не заставляет посетителей уходить в прошлое, если они этого не хотят. Сценарий пространства не акцентирует на объекте с фотографией, а уравновешивает его с деревьями, скамейками для отдыха и самими посетителями.

Отметим, размещен мемориал, как становится понятно из проектов, будет на перекрестке улиц Михаила Грушевского и Гетмана Сагайдачного, недалеко от мэрии и редакции "МВ".

Презентацию проекта-победителя, по данным сайта "МВ", проведут в субботу, 27 ноября, в День памяти жертв голодоморов в ДК железнодорожников. Именные пригласительные местному бомонду уже рассылают.

Напомним, летом 2020 в Мелитополе был создан сквер памяти жертв Холокоста в исторической части города и установлена скульптура известного украинского художника Александра Дьяченко.

*Коммеморация — это способ, с помощью которого укрепляется и передается память о прошлом




Похожие новости: