В Украине топливо усиленно "бодяжат": треть бензина - фальсификат
Регулярно растущие цены на топливо, вызванные как политическими причинами, так и ростом цены нефти в мире, поспособствовали активизации разного рода любителей наживы. Если ранее до четверти бензина в Украине было фальсификатом, то теперь эта цифра доросла до трети.
Исследование, произведенное Институтом потребительских экспертиз, показало неприглядную картину на топливном рынке Украины.
Для проверки отобрали образцы 16 сетей – WOG, ОККО, SHELL, ZOG, KLO, PRIME, АВИАС, ULTRA, БРСМ-нафта, Avantage 7, UPG, CHIPO, BrentOil,МОТТО, и две небольшие региональные сети АЗС КСЕМ и Днепро-Нафта.
Результаты разделили по зонам: зеленую, синюю и красную. В первую попали сети, результаты которых соответствовали всем нормативам и имели «запас прочности» по качеству, синюю – АЗС, топливо которых не имело нарушений по требованиям профильного ДСТУ, и красную – сети, топливо в которых оказалось не кондиционным, то есть имело отклонения в качественных показателях.
Пробы отправили в сертифицированную лабораторию, где их исследовали на соответствие нормативам профильного ДСТУ 7687:2015 (бензин А-95-Евро5). Проверка проводилась по основным параметрам – октановое число, содержание серы, и объемные части ароматических углеводородов и бензола. Эти показатели должны находиться в рамках допусков ДСТУ, иначе оно может нанести вред и автомобилю, и экологии – фактически воздуху, которым мы в итоге дышим.
Что показала проверка бензина А-95
Проверка бензина показала, что подделывают его как на городских АЗС, так и на расположенных на трассах, далеко от города и проверяющих органов. Бензин, имеющий признаки фальсификации, был обнаружен почти у трети заправок.
Лучший бензин - зеленая зона
В зелёной зоне лидеров оказались 5 сетей - WOG, ОККО, KLO, ZOG и PRIME. Качества их топлива хватало с запасом.
Хороший бензин - синяя зона
АЗС Avantage 7, SHELL, АВИАС, CHIPO,ULTRA и UPG, попали в синюю зону. Их бензин А-95 отвечал всем требованиям ДСТУ, и в целом имеет отличное качество. Большая часть образцов попала в синюю зону из-за показателя содержания серы, который находятся на границе допусков нормативов (9-10 мг/кг при нормативе не более 10).
Фальсификат бензина - красная зона
В Красной зоне находится много дискаунтеров, хотя цены у них уже не так столь сильно отличается от сетей из зеленой и синих зон. Бензин А-95 не соответствовал ДСТУ у сетей БРСМ-нафта, МОТТО, Brent Oil, КСЕМ и Днипро-нафта. У первых четырёх образцов был обнаружен недостаток по октановому числу - БРСМ-нафта (94,2 ед.), МОТТО (90,4 ед.), Brent Oil (93 ед.), КСЕМ (92,3 ед). Получается, что Brent Oil и КСЕМ продавали «девяносто второй» по цене «пятого», а МОТТО не дотягивал даже до этого.
Это серьёзное нарушение, поскольку двигатели современных автомобилей чётко настроены на соответствующий уровень октанового числа. Заправка бензином с пониженным числом как минимум увеличит расход топлива и уменьшит мощность двигателя, а как максимум может привести к поломке топливной аппаратуры.
По вредной для экологии и для двигателей автомобиля сере превышение более чем в пять раз было обнаружено в образце МОТТО (54 мг/кг при норме не более 10), и в 2 раза в образце Днипро-нафта.
Проверка содержания бензола показала четырёхкратное (!) превышение допустимого уровня этого токсичного вещества в пробе МОТТО (3,98 % при норме не более 1 %). Двукратное у КСЕМ и в полтора раза у Brent Oil. Практически на грани оказались образцы бензина БРСМ-нафта и Днипро-нафта (0,97 и 0,88 % соответственно). При таких запредельных содержаниях бензола проблемы со здоровьем у водителей и пешеходов практически неизбежны. Кроме этого, эксперты обратили внимание на аномально низкое содержание ароматических углеводородов в образцах МОТТО, Brent Oil, КСЕМ и Днипро-нафта (от 8 до 14%). Это чёткий маркер не заводского, кустарного производства.
АЗС (исследования по ДСТУ 7687:2015) | Октановое число (исслед. метод) (норматив – не менее 95 ед.) | Содержание серы, (норматив не более 10 мг/кг) | Объёмная часть ароматических углеводородов (в %, не более 35) | Объемная часть бензола (в %, не более 1.0) |
WOG (місто) | 95,6 | 7 | 25,7 | 0,54 |
WOG (траса) | 95,7 | 6 | 24,9 | 0,53 |
ОККО (місто) | 95,6 | 7 | 26,9 | 0,45 |
ОККО (траса) | 95,6 | 8 | 27,4 | 0,39 |
КLO (місто) | 95,6 | 9 | 25,7 | 0,372 |
KLO (траса) | 95,5 | 9 | 25,3 | 0,4 |
PRIME | 95,3 | 8 | 30,7 | 0,75 |
ZOG | 95,6 | 7 | 39,8 | 0,46 |
AVANTAGE 7 | 95,4 | 7 | 30,3 | 0,44 |
АВІАС | 95,6 | 10 | 32,9 | 0,84 |
CHIPO | 95,5 | 9 | 33,5 | 0,51 |
ULTRA | 95,5 | 10 | 27,8 | 0,37 |
SHELL | 95,6 | 9 | 28,5 | 0,42 |
UPG | 95,9 | 10 | 26,4 | 0,44 |
БРСМ-Нафта(місто) | 94,2 | 9 | 24,6 | 0,97 |
БРСМ-Нафта (траса) | 94,2 | 6 | 24,3 | 0,496 |
BrentOIL | 93,0 | 6 | 8,5 | 1,45 |
МОТТО(місто) | 90,5 | 54 | 10,3 | 3,98 |
МОТТО (траса) | 92,3 | 12 | 9,5 | 1,90 |
КСЕМ | 92,3 | 7 | 9,7 | 2,32 |
ДНІПРО-НАФТА | 95,6 | 20 | 14,6 | 0,88 |