Євгенія ГАБЕР, політолог: «Росія знову вийшла із зернової угоди. Що робить Путін?»

Просмотров: 622
19 липня 2023 19:00

NV опублікувало думку старшого дослідника Atlantic Council, Центру досліджень сучасної Туреччини Карлтонського університету, кандидата політичних наук.

Когда в конце октября 2022 года Россия вышла из зернового соглашения, фактически приостановила свое участие, осталось лишь три стороны: ООН, Турция и Украина. Зерновые коридоры в то время функционировали хорошо, отчасти потому, что российские инспекторы срывали зерновые сделки изнутри. Самый рациональный способ отреагировать на этот выход - действовать в трехстороннем формате с ООН, Украиной и Турцией.

И сейчас я не думаю, что у России осталось много вариантов действий. В северо-западной части Черного моря у России нет возможности нанести какой-либо серьезный ущерб. С тех пор, как в прошлом году украинские вооруженные силы вернули себе остров Змеиный, морская акватория в значительной степени контролируется украинской стороной. Таким образом, в этой части Черного моря маловероятно, что россияне нанесут судам нанесут серьезный ущерб.

Россия может сказать, что продолжение сделки в трехстороннем формате переходит «красную линию». Но если российские силы нападут на судно, перевозящее зерно, это может вызвать серьезную реакцию, с которой Москва не хотела бы столкнуться, в зависимости от того, какой стране принадлежит судно, кто является владельцем и откуда моряки. Я не удивлюсь, если после встречи или телефонного разговора с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом в ближайшие несколько недель Россия снова присоединится к зерновой сделке.

Между тем, месседжи президента Украины Владимира Зеленского были очень четкими, что никакого соглашения между Украиной и Россией не было. Соглашение заключено между Украиной, Турцией и ООН. Что Путин сейчас подрывает - это свое соглашение с ООН и Турцией, а не с Украиной. Прекращение участия России в сделке, вероятно, приведет к дальнейшему увеличению расходов на страхование, но в июне правительство Украины одобрило схему морских компенсаций, согласно которой суда, заходящие в украинские порты, получат компенсацию, если они будут повреждены в результате российских военных действий. Итак, с украинской стороны есть готовность к продолжению соглашения.

Пытаясь сохранить функционирование зерновых коридоров, важно также активизировать усилия по восстановлению свободы судоходства в Черном море, базового принципа международного права. Крым должен быть деоккупирован и не должен стать козырем в переговорах с Москвой, потому что Россия будет продолжать использовать Крым для угрозы безопасности в Черном море и на мировых рынках продовольствия до тех пор, пока ей будет позволено это делать.




Похожие новости: