Конец – это всегда начало
В том, что газовую скидку таки получат – не сомневаются. Даже сроки конкретные называют – через 28-35 дней. Итоговая цена, мол, составит 315 долларов. А то и все 250. Вот, только о сопутствующих обстоятельствах умалчивают. А обстоятельства сии весьма тяжкие. Настолько, что пресловутые «харьковские соглашения», на их фоне, покажутся «цветочками». Началось все, собственно, с бюджета. Условия его принятия нанесли регионалам серьезный имиджевый урон. Была б в стране полноценная оппозиция – об этом бы уже знал весь электорат. Во-первых, сроки.
Голосование искусственно затягивали – все ждали окончания газовых переговоров с Россией. При том, что сам документ сверстали в середине осени. Бравурные заявления: «еще чуть-чуть, мы уже почти договорились, соглашение подпишем в течение недели» звучали в конце октября, в начале ноября, в середине ноября, в конце ноября, весь декабрь. Об «успехах диалога», «значительном прогрессе переговоров» рапортовали все: Виктор Янукович, Николай Азаров, Андрей Клюев, даже Юрий Бойко. И только в 20-х числах декабря Виктор Федорович решительно акцентировал: недопустимо увязывать судьбу целой страны с исходом каких-то там переговоров, которые еще непонятно чем и когда кончатся. Словом, он сказал «поехали!», и депутаты проголосовали «за».
Во-вторых, спрашивается: где хваленая «дружба с Россией»; где – «конструктив в отношениях»; где – при цене-то 416 – стодолларовая скидка, положенная Киеву по условиям «харьковских соглашений»? Внятных ответов «регионалы» дать не могут, но по-прежнему, как было сказано, убеждены: скидка будет. Убеждены, прежде всего, лидеры ПР. На чем основывается их оптимизм? «Мы Юлю на семь лет за меньшее зло в тюрьму посадили. А тут – такое….» В действительности, РФ не прочь предоставить нам скидку. Но – с одним условием. Конкретно – синхронной ратификацией нашими парламентами договора о ЗСТ между странами-членами СНГ. Читаем материалы выступлений глав государств на последнем юбилейном саммите. Медведев: «Россия готова к синхронной ратификации договора о ЗСТ в рамках Содружества». «Но нужно подумать, чтобы мы синхронизировали наши действия по ратификации», - поддакивает Янукович.
По словам украинского Президента, «Россия стала более уступчивой в некоторых вопросах, а также страны согласились снять барьеры во взаимной торговле». Текст тематического соглашения, как известно, окончательно согласовали месяцем ранее в Санкт-Петербурге. Есть основания предполагать: на момент пребывания в Москве, Виктор Федорович всех деталей этого соглашения не знал. Этим-то и обусловлен его позитивный настрой. Ведь, по словам тех, кто читал «питерские» соглашения, пресловутые «харьковские» сочтут великим благом. Николай Азаров – читал. И читал, и подписывал. Более того, еще 18 октября в Питере выразил надежду: соглашение о ЗСТ с СНГ будет одобрено Радой и вступит в силу уже в январе 2012-го
9-го декабря его первый зам Клюев сообщил: документ проходит необходимую техническую подготовку перед внесением в парламент. Почему же его не вынесли в зал на последней пленарной неделе – с 20-го по 24-е декабря? Ведь, собирались же. Да, и спикер Литвин, в узких кругах, анонсировал. Не вынесли потому, что по прибытии в Киев Виктор Федорович решил лично проверить: что ж такого Украина в Питере поподписывала. Оказалось, в тексте документа содержится любопытнейшая новелла. В случае, де, присоединения одной из стран-участниц к любой другой ЗСТ (с Евросоюзом, например), другие страны-участницы могут ввести любые (!) пошлины на любые (!) группы товаров.
Вдумайтесь: не на одну группу товаров, а на любые группы товаров! Фактически речь идет об угрозе жесточайшего шантажа экономическими санкциями. Проще говоря, в случае подписания ЗСТ с СНГ, ЗСТ с Европой Украине уже не светит. Уразумев сие, Виктор Федорович осерчал. Осерчав – вызвал «на ковер» подписанта Азарова. Николай Янович простодушно пояснил: его, премьерское дело, визировать, а за подготовку, мол, Андрей Петрович отвечал. Андрею Петровичу в тот день тоже, как судачат злые языки, досталось «на орехи». Да, так, что он еще полдня никого ни видеть, ни слышать не хотел. Как прокомментировал один из высших руководителей АП: «Ну, это уже вообще… Мы Юлю на семь лет за меньшее зло в тюрьму посадили. А тут – такое…» «Такое» – потеря (при условии введения санкций), по самым скромным оценкам, 2,5% ВВП (которым Киев так любит хвалиться).
Действительно ли первые лица страны прежде пребывали в блаженном неведении? Или просто симулируют, пытаясь «всех собак» повесить на «мощного старика, отца русской демократии»? Николаю Яновичу, мол, уже все равно – груз имиджевого негатива, вполне достаточный для отставки, у него скопился приличный. Должен же кто-то взять на себя за это политическую ответственность! С другой стороны, ладно, «спалят» из-за этого Азарова, а дальше-то что? Кто возглавит ПР? Кто станет первым номером на парламентских? И как объяснить то, что правая рука не знает, что творит левая? Опять рассказывать сказки про нерадивых чиновников, сопротивляющихся реформам и саботирующих улучшение «жизни уже сегодня»? Можно. Но, в данном конкретном случае, вряд ли сработает. Неприятная, словом, сложилась ситуация. Клюев уже сказал «да», Азаров уже сказал «да», Янукович уже сказал «да». Дело за малым – провести документ через парламент. Сопротивление, конечно, будет. Но, учитывая опыт «харьковских» соглашений, нет такого депутатского сопротивления, которое Владимир Михайлович не сможет преодолеть.
Да, и кому сопротивляться-то? Прирученному Кожемякину? Не вполне ручному, но – при необходимости – сговорчивому Яценюку? Может, неокрепшей еще Королевской, ставшей субъектом де-юре, но не превратившейся в субъект де-факто? Разве буйным, но дезориентированным, разрозненным остаткам НУ-НС? Или возлагать надежды на то, что Юлия Владимировна передаст из застенков соратникам всех мастей четкое указание: «не пущать»? Она-то, может, и передаст, да, кто ее услышит? Нет больше верного «Семье» («сердечной», а не той «Семье», о которой вы подумали) Ивана Григорьевича. Нету, вовремя «умыл руки» (следует полагать, не без облегченного вздоха). Такая ситуация, кстати, дополнительный аргумент для тех, кто убеждает Юлию Владимировну в необходимости назначить дочку Женю своим «дублером» – номинальным лидером «сердечных».
Для запуганного властью (привет ГПУ и СБУ!) Турчинова, да коллаборациониста Кожемякина лучшего нечего и желать. Под прикрытием первенства Жени, творить можно что угодно. Что угодно. Ни капельки не опасаясь возмущения мамы. Что она возразит-то, как осадит соратников, если риск – подставить под удар дочь? Вот-вот. У самой Тимошенко надежды выйти на волю в ближайшее время нет. До весны (рассмотрения дела в евроинстанциях) – точно.
Как и перебраться в более комфортную – с точки зрения «лояльности» распорядка, да возможностей коммуникации – колонию. Сама она это вполне осознает. По мнению власти, Тимошенко как можно дольше необходимо удерживать в СИЗО – под жесточайшим контролем. Для того, собственно, ей и повторный арест организовали, и второе дело
Апелляция по первому, кстати сказать, не случайно закончилась столь стремительно. Нехорошо, право, Владимир Владимирович – уже кандидат в Президенты РФ, а в Украине бушует уголовное дело, в контексте коего его имя упоминается в весьма неприятном контексте. Вот дело-то и свернули. Аккурат после визита Виктора Федоровича в Москву, стоит отметить. Что же поможет Юлии Владимировне? Исключительно смена политического ландшафта. Которую действующие оппозиционеры не способны организовать. Не потому, что не хотят, именно – не способны.
Смена ландшафта украинской политики всегда была делом элит. А элиты, в обозримом будущем, вполне могут быть подвергнуты серьезнейшей рокировке. Не без вмешательства, опять таки, «внешнего фактора». Не без вмешательства, поскольку у РФ имеется еще три «пожелания», реализация коих украинской стороной – залог получения вожделенной скидки (вплоть до 250 у.е.). Первое – создание газового консорциума. Возглавить который вполне может представитель украинской стороны. Как вариант – Олег Дубина. Второе – вполне серьезное намерение РФ «прибрать к рукам» все отечественные облгазы. Не верите? Ну-ну, смеется тот, кто смеется последним. Третье – наличие «комфортного» для Белокаменной украинского Премьера. Кого именно? Ну, допустим, того, кто сроднился с «тандемом» в лоне церкви. Или – того, кто давно знаком и понятен российским бизнесовым элитам, близко дружит с Сурковым и, по роду нынешней своей украинской службы, тоже практически «чекист».
Причем фигура второго – более предпочтительна для РФ. Для Киева, положа руку на сердце, тоже. К нему, в отличие от кума «тандема», донецкие элиты не испытывают идиосинкразии (датированной еще 2004-м). Да, и заслуги его, в бытность главным таможенником, в деле наполнения бюджета, сомнений не вызывают. Пусть, таможней он руководил при Тимошенко, объективной оценке его успехов это не мешает. И вот тут перед Киевом открывается два пути. Первый – согласиться с пожеланиями «старшего брата». Крыть-то нечем. Совершенно нечем. Вообразите: «не поднять ли нам арендную плату за базирование ЧФ?» - размышляет, допустим, вслух Виктор Федорович. «Алло! Подготовьте мне план мероприятий по выводу ЧФ с территории Украины», - суровым голосом приказывает телефонной трубке, причем в присутствии украинского гаранта, Владимир Владимирович.
Что Украине на это возразить? Нечего… Янукович оказался еще менее договороспособным для россиян, чем Ющенко. А со слабым противником не принято церемониться, куда логичнее – «додавливать». Обиднее всего то, что на заведомо проигрышную позицию нынешняя власть загнала себя сама. «Харьковские соглашения» стали преждевременной капитуляцией, которой и не требовали, и не ожидали, но после которой меньших «жертв» уже не принимают. Но жертвовать Украине больше нечего. И даже торговаться нечем. Второй путь Киева – «наперекор». Так уже не раз бывало: если россияне что-то настоятельно рекомендуют, украинцы непременно поступят наоборот.
Даже себе в ущерб. Просто назло. Любая крупная кадровая перестановка, тем более – на уровне главы исполнительной власти, неизбежно спровоцирует глобальные «климатические перемены». Вопрос в том, кто потенциально может на них повлиять. Ибо влиять и мочь повлиять – две большие разницы. Спектр, собственно, не велик. На сегодня в стране остались всего три (вдумайтесь!) представителя крупного бизнеса, имеющие, вдобавок, политический вес. Александр Янукович, Ринат Ахметов и Дмитрий Фирташ. Именно в такой последовательности. С Александром Януковичем и Ринатом Ахметовым – все понятно. Причины же процветания Фирташа двойственны. Во-первых – тесные контакты с российским бизнесом, масса совместных проектов. Во-вторых, правильное понимание специфики ведения бизнеса в Украине.
Что значит «правильное понимание»? Спросите Андрея Клюева. Давным-давно, в пору работы в Донецкой обладминистрации, он первым вывел нехитрую формулу: делишь бизнес с вышестоящим руководителем, и бизнес развивается успешнее. Кто тогда был вышестоящим руководителем? Губернатором, то бишь? Хорошая формула, до сих пор, говорят, работает. Итак, объективное следствие назначения нового главы КМУ – необходимость заново тасовать всю колоду. От министров до начальников областных налоговых. Элементарно – чтоб восстановить систему балансов, «сдержек и противовесов». Все это – в канун выборов. Задача, прямо скажем, трудоемкая, да еще и последствия могут быть непредсказуемые. Непредсказуемые не в том даже смысле, что обновление элит послужит толчком возобновления политической конкуренции (хотя и это тоже).
Угрозы куда серьезнее. Судите сами: ратификация «питерских» соглашений окончательно отсечет наши пути в Европу. Причем даже экономические. Россия получит желаемое. Действительно «вкусных» активов в Украине больше не останется. Плюс – социальная напряженность, массовые недовольства граждан. Вопрос: выдержит ли не слишком популярный режим такой натиск? Заступится ли за него кто? Ну, хотя б со стороны? Не факт…