Золотой состав. Десять вероятных претендентов на Оскар
Главными фаворитами в оскаровской гонке считаются фильмы «Артист», украинская премьера которого состоялась на Одесском международном кинофестивале, «Потомки» (в украинском прокате — со 2 февраля) и «Прислуга» (в украинском прокате — с 16 февраля). Каждая картина уже отметилась на престижных кинофестивалях, а также собрала призы от профессиональных гильдий и иностранной прессы в Голливуде. Все эти награды считаются дорогой к «Оскару», и по ним можно предсказывать, кому в итоге достанется золотая статуэтка.
Подобный прогноз Фокус делает уже в четвёртый раз, и три прошлых года прогноз оправдывался на 50–70%.
Лучший фильм: «Артист»
Чёрно-белая трагикомедия рассказывает о том, как в начале 1930-х Голливуд перешёл от немого кино к картинам со звуком. И делает это тоже практически без слов, лишь с помощью блестящей стилизации под классический немой кинематограф. Режиссёр и сценарист, а также исполнители главных ролей — французы. И хотя в США европейское кино не очень любят, «Артиста» и публика, и критики приняли очень тепло. Французский взгляд на историю американского кино получил десять номинаций на «Оскар», и шанс взять главную статуэтку у ленты очень велик.
Главный конкурент: фильм «Прислуга» — экранизация одноимённого бест- селлера о временах, когда движение за права афроамериканцев в США только зарождалось.
Джордж Клуни
Лучшая мужская роль: Джордж Клуни, «Потомки»
Джордж Клуни стремится к главной награде в американской киноиндустрии уже не первый год, однако получил «Оскар» лишь однажды, и то за роль второго плана. Главную роль в драме «Потомки» о том, как землевладелец на Гавайях пытается сохранить семью после смерти жены, кинокритики уже успели назвать лучшей в карьере Клуни. Так что на этот раз получить статуэтку актёру, скорее всего, удастся.
Главный конкурент: Жан Дюжарден, убедительно сыгравший звезду немого кино в «Артисте».
Виола Дэвис
Лучшая женская роль: Виола Дэвис, «Прислуга»
В картине о тяжёлой судьбе темнокожей прислуги в богатых белых семьях в начале 1960-х Виола Дэвис сыграла главную роль — служанки, которая не побоялась рассказать правду несмотря на опасность для жизни. В США проблема расизма и борьбы с ним до сих пор актуальна, поэтому фильмы на эту тему регулярно собирают множество кинонаград.
Главный конкурент: Мэрил Стрип за роль Маргарет Тэтчер в биографической ленте «Железная леди».
Лучшая мужская роль второго плана: Кристофер Пламмер, «Начинающие»
В драме о том, что никогда не поздно начинать строить свою жизнь, Кристофер Пламмер сыграл пожилого отца семейства, который лишь после сорока с лишним лет брака и смерти жены решился признаться в своей гомосексуальности. И сыграл настолько трогательно и без лишнего пафоса, что уже успел собрать все основные награды, включая «Золотой глобус» и приз актёрской гильдии. «Оскар» явно на очереди.
Главный конкурент: в этой категории у Пламмера конкурентов нет.
Октавия Спенсер
Лучшая женская роль второго плана: Октавия Спенсер, «Прислуга»
Ещё одна актёрская работа в драме о служанках, выступивших против дискриминации по расовому признаку. Октавия Спенсер уже получила за эту роль «Золотой глобус» и приз актёрской гильдии, а учитывая, что среди членов Американской киноакадемии большинство — именно актёры, «Оскар», скорее всего, уйдёт в те же руки.
Главный конкурент: Беренис Бежо, сыгравшая в «Артисте» роль восходящей голливудской звезды времён чёрно-белого кинематографа.
«Артист»
Лучший режиссёр: Мишель Хазанавичус, «Артист»
Для француза Хазанавичуса «Артист» — первая американская работа. Впрочем, в Канн он свою ленту тоже возил. В Каннском конкурсе фильм не победил, зато получил приз от гильдии голливудских режиссёров, что увеличивает шансы Хазанавичуса на «Оскар».
Главный конкурент: Мартин Скорсезе тоже снял фильм об истории кино, за что «Хранитель времени» был отмечен «Золотым глобусом».
Лучший оригинальный сценарий:
Мишель Хазанавичус за «Артиста»
Среди американских киноакадемиков существует негласное правило: раздавать фаворитам «Оскары» одним пакетом. То есть, если картина побеждает в категории «Лучший фильм», скорее всего, она получит статуэтки и за режиссуру, и за сценарий. Поэтому у Хазанавичуса есть хороший шанс подняться на сцену за наградой несколько раз.
Главный конкурент: Вуди Аллен уже получил за свою ироничную комедию «Полночь в Париже» «Золотой глобус». Возможно, для киноакадемиков это послужит причиной отдать метру ещё одну статуэтку.
Лучший адаптированный сценарий:
Александер Пайн, Нэт Факсон и Джим Раш за «Потомков»
Критики называют «Потомков» одной из лучших драм прошлого года, и на счету ленты уже есть «Золотой глобус». Поэтому при пяти номинациях на «Оскар» высокие шансы получить вторую статуэтку у фильма есть именно в сценарной категории. Главный конкурент: Джон Логан за «Хранителя времени». Чтобы фильм при 11 номинациях не остался без главных «Оскаров», статуэтку вполне могут отдать сценаристу ленты.
«Ранго»
Лучший анимационный фильм: «Ранго»
Историю о приключениях домашнего хамелеона, мечтавшего об актёрской карьере, создатели выпустили в прокат ещё в начале прошлого года — даже в украинских кинотеатрах мультфильм шёл в марте 2011 года. Для картины, претендующей на «Оскар», это слишком рано: киноакадемики могли и позабыть о всех прелестях мультфильма. Однако мимика персонажа, срисованная с Джонни Деппа, отличное качество компьютерной графики и сюжет с множеством кинематографических отсылок делают «Ранго» главным и фактически единственным претендентом на статуэтку.
Лучший иностранный фильм: «Развод» (Иран)
Драма о том, как в мусульманской стране религиозные догмы способны усложнить любые бытовые мелочи, от развода до попытки нанять сиделку для больного старика, уже получила пять призов на Берлинском кинофестивале и «Золотой глобус» в США. Логично предположить, что «Оскар» — лишь вопрос времени. Тем более что киноакадемики любят награждать фильмы из экзотических стран, где кинематограф преодолевает большие трудности.
Источник: Фокус.