Круговая оборона
Основными задачами политики безопасности во внешнеполитической сфере значится защита прав и интересов граждан и юридических лиц Украины за рубежом, расширение и углубление экономического сотрудничества Украины с иностранными государствами и международными организациями, создание условий для интеграции Украины в единое европейское политическое, экономическое, правовое пространство, в том числе путем развития секторального сотрудничества с Европейским Союзом, расширение участия Украины в программах, осуществляемых в рамках инициативы Европейского Союза «Восточное партнерство», дальнейшего развития взаимовыгодного партнерства с Европейской ассоциацией свободной торговли и государствами - членами Европейской ассоциации свободной торговли, создание общих условий для полноправного членства Украины в Европейском Союзе как одной из гарантий ее национальной безопасности.
В Стратегии национальной безопасности непосредственными внешними вызовами, в частности, называется наличие неурегулированного конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова, нерешенность вопроса о разграничении линией государственной границы акватории Черного и Азовского морей и Керченского пролива, отсутствие демаркации государственной границы Украины с государствами СНГ, наличие неурегулированных проблемных вопросов, связанных с временным пребыванием Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, несовершенство государственной политики в сфере миграции, неэффективность системы государственного регулирования миграционных процессов.
Особой строкой выделена энергетическая безопасность: излишняя зависимость от импорта энергоносителей, нерешенные проблемы диверсификации источников и маршрутов их поставок, недостаточное использование собственного энергетического потенциала.
Что касается военной доктрины, то упор сделан на ее оборонительном характере. Украина не считает ни одно государство своим военным противником. В документе отмечается, что во время подготовки Украины к вооруженной защите национальных интересов главенствует принцип «высокой готовности государства, который предусматривает эффективный перевод с мирного на военное положение и обеспечения надлежащего уровня готовности к применению вооруженных сил Украины и других воинских формирований».
Первые отклики на опубликованные документы достаточно традиционные. Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев, например, усмотрел в текстах повод для денонсации харьковских соглашений о пребывании Черноморского флота в Крыму до 2042 года. По его мнению, из-за наличия в Крыму ЧФ, «если обострится проблема Ирана, Киев может быть в таком случае втянут в глобальный конфликт... Такой же риск угрозы военной и национальной безопасности Украины Черноморский флот может привнести, если обострится ситуация с Сирией».
По его мнению, для пересмотра Харьковских соглашений не обязательно ждать выборов или изменений во власти Украины. Карасев уверен, что при сегодняшних реалиях, когда Украина «переплачивает» за российский газ миллиарды долларов, нынешнее руководство в лице Януковича также может изменить свою позицию».
Спросить бы политолога, как он представляет себе последствия такой перемены позиции, да что толку: многие заявления в Украине делаются лишь ради красного словца.
Степан Романюк, журналист, редактор.