Газовое затишье нарушено. Ожидается буря
Как заявил зампредседателя правления ОАО "Газпром", генеральный директор ООО «Газпром экспорт» Александр Медведев, «Украина ведет сейчас активно закачку газа в свои ПХГ», и по итогам года выйдет на закупку 40 млрд куб. м, что предусмотрено контрактами. «В Украину поступит не меньше или около 40 млрд куб. м», - подчеркнул он.
Видимо, Газпрому стоит напомнить, что украинская сторона неоднократно, с мая 2011 года, заявляла о намерении сократить закупки газа (до 27 млрд кубометров с предусмотренных контрактом 52 млрд кубов). Так, премьер-министр Николай Азаров еще в январе высказался по этому поводу: «Надо наконец-то завершать эти переговоры. Сколько можно переговаривать? Пора уже находить решение. И мы им четко сказали: мы не собираемся закупать такое громадное количество газа, которое забито вот в этом контракте, в этом кабальном для нас договоре». Альтернативу сокращению закупки газа озвучил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко – Украина может покупать больше лишь в случае снижения цены.
Реагируя на сокращение своего рынка сбыта (как и на финансовые потери), Газпром сразу же заявил, что Украина не может в одностороннем порядке решать вопрос закупок газа. Официальный представитель компании Сергей Куприянов уточнил: «Время для дискуссий о контрактных количествах наступившего года Украиной было упущено. И, к сожалению, в очередной раз приходится напоминать нашим украинским друзьям, что условия поставки газа на рынке определяются только контрактом, и не могут изменяться теми или иными письмами в одностороннем порядке». Тут уместно будет сказать, что, по мнению ряда экспертов, с помощью таких вот заявлений и вышеупомянутых писем украинская власть пытается вынудить Россию подать в Международный арбитражный суд, что укрепило бы позицию Киева в переговорах.
Такой иск Международный суд будет оценивать с экономической точки зрения, а не с политической, которая очень ярко проявляется в газовых предложениях Кремля. Аргументами украинской стороны в этом деле могут быть снижение цен на газ на спотовых рынках и избыток газа в Европе – порядка 60 млрд кубометров. Именно эти доводы заставили Газпром в этом году снизить контрактные цены для европейских компаний на газ в среднем на 10% (конкретные цифры не обнародовались). Уступки россияне сделали французской GDF Suez, немецкой Wingas, словацкой SPP, турецкой Botas, итальянской Sinergie Italiane и австрийской Econgas. Были и судебные иски, например, польская PGNiG обратилась в Стокгольмский арбитражный трибунал, требуя изменить ценовые условия долгосрочного контракта на поставку газа от 25 сентября 1996 года. В 2011-м E.On инициировала арбитражное разбирательство с российским монополистом, и выиграла дело.
На сегодня Украина в газовом противостоянии с Россией хорошо продвинулась в вопросе диверсификации поставок газа, а также повышения уровня собственной добычи, с учетом разработок месторождений сланцевого газа. Все это также может сыграть на руку при разбирательстве в Международном суде. А, в случае позитивного для нас исхода дела, может придти конец российской практике выставлять политические условия при решении экономических споров. Причем, об управлении газотранспортной системой Кремлю в этом случае придется забыть.
Пока стороны определяются с правовыми аспектами газовых отношений, «Нафтогаз» продолжает идти объявленным курсом по сокращению объемов закупки российского газа.
По всей видимости, впереди нас ждут нескучные денечки, могущие завершиться встречей России и Украины с международной Фемидой. А в этом случае российские требования политического характера в виде вступления Украины в Таможенный союз и ЕЭП, а также угрозы сокращения транзита газа по территории Украины веским аргументом уже не станут. И в этом случае Кремлю придется идти на компромисс. Только бы украинская власть не сходила с выбранного пути.
По материалам: УНИАН