О гуманитарной сфере замолвите слово
- Какие перспективы развития социально гуманитарной сферы Украины? Как вы оцениваете социальные инициативы президента?
Виктор Гудзь:
- Соціальні ініціативи Президента - це блеф. Спочатку повинна бути духовність і ментальність, а потім усе інше. Тут все зав’язано на освіті. Сьогодні вчителів зневажають, а зарплата їхня, що має бути в півтора раза вищою за середню, просто сміховинна. Тому наші діти і молодь тікають в інші країни.
Корінні народи завжди націоналісти, які шанують свою землю. А який менталітет ми бачимо у цій владі? Вони не бачать себе українцями, не бачать себе відповідальними. А до булави треба ж голови.
Тому першим пунктом моєї програми стоять духовні та національні засади. Вважаю, що має бути національна церква, об’єднуюча, помісна. Також я за встановлення миру між всіма національностями.
Николай Коржилов:
- С приходом каждой власти нам обещают светлое будущее и предлагают массу социальных программ, но многое в них не учтено. Поэтому в моей программе есть такие пункты: в каждом селе должен быть ФАП; необходимо уделять внимание матерям и женам, которые «работают домохозяйками». Им нужны льготы, нужно, чтобы они имели право на пенсию; необходимо восстановить справедливость в отношении детей войны; предусмотреть программы, чтобы продвигать и спонсировать молодежь, находить им рабочие места. Необходимо бороться с коррупцией в системе образования и стимулировать социальную сферу села.
Владимир Коротун:
- Неясно, какое стратегическое направление закладывал Президент, когда в апреле представил обществу и государству пакет своих социальных инициатив. Но некоторые вещи, которые получили реализацию со ссылкой на Президента, меня насторожили. Например, мало мотивированное социально болезненное решение о повышении пенсионного возраста. Аргументировали его отсутствием денег в Пенсионном фонде для такого количества пенсионеров. Но наполнять ПФ, не оптимизируя налоговую систему и не создавая рабочих мест, а увеличивая пенсионный возраст, - опасная задумка. Ведь через несколько лет мы можем столкнуться с потребностью снова менять возраст.
В стране есть все предпосылки, чтобы законодательно закрепить норматив финансирования отрасли здравоохранения. Эти средства пойдут на оснащение больниц. Для оплаты труда медперсонала есть колоссальный резерв - страховая медицина, которая также минимизирует коррупционную составляющую в системе здравоохранения.
В образовании надо принять действующий закон о гарантиях первого рабочего места, а также реально действующие законы о возможностях кредитования на образование на длительный срок под минимальный процент.
Что касается сферы культуры, то необходимо законодательное обеспечение преференций коммерческой деятельности самодеятельных коллективов и объединений.
- Где взять средства на социальные инициативы? Какой должен быть подход к льготам (натуральное выражение или монетизация) и кого бы вы лишили льгот в первую очередь?
Н. Коржилов:
- Необходимо провести ревизию льгот, определить, сколько льготников в Украине, сколько самих льгот и сколько льготных удостоверений куплено. После такой ревизии сразу отсеется половина тех, кто сейчас имеет право на льготы. В целом же я скорее за натуральное выражение льгот.
В. Гудзь:
- Я за монетарний підхід до пільг, тоді людина сама може розпоряджатися грошима. Таким чином пільгові категорії громадян почуватимуть себе вільніше.
Що ж до питання про гроші на соціальні ініціативи, то дотепер ставка в Україні була зроблена на олігархів. А весь світ стоїть на малому бізнесі. Тож треба створити клімат, сприятливий для малого і середнього бізнесу та для інвестицій, скоротити кількість податків, обкласти прогресивним податком мільярдерів. Зрештою необхідна відповідальність влади, а для цього потрібні дієва прокуратура і суди.
В. Коротун:
- Один из источников финансирования социальных инициатив - это сокращение затрат на содержание аппарата высшего звена власти. Также считаю, что большинство собираемых на территории налогов надо оставлять в местных бюджетах - как в большинстве цивилизованных стран.
Что же до льгот, то нужно начинать с их детальнейшей ревизии, включая юридическую экспертизу законов. Поддерживаю и то, что нужно постепенно переходить к монетизации льгот. Необходимо также коренное реформирование налоговой системы.
- Отношение кандидатов к «закону о языке».
Н. Коржилов:
- Большинство жителей нашего региона русскоязычные, но мы живем в Украине, поэтому я сторонник того, чтобы был единый государственный язык - украинский. А сейчас прослеживается тенденция «разделяй и властвуй». Принятием этого закона Президент разделяет Украину. А еще моя бабушка говорила: «Поки є мова, є держава». В любом случае, решать такой важный вопрос надо было путем референдума, а не принятием закона.
В. Ґудзь:
- Українську мову триста з лишнім років нищили. А зараз проломили череп, перебили руки-ноги моєму народу, а тепер кажуть: змагайтеся! ЗМІ - в сусіда, книговидавництво - в сусіда. Людмила Путіна недарма говорила, що «Россия заканчивается там, где заканчивается сфера употребления русского язика». Зараз Конституція не може гарантувати мені виконання моїх прав, бо я не можу купити україномовну газету чи подивитись фільм. І взагалі, це просто злочинно, адже мова - то не лише комунікація. Це система цінностей, а наші діти не будуть шукати українські книжки, а підуть шляхом найменшого опору.
В. Коротун:
- Не считаю, что принятый «языковый» закон достаточно отработан. При этом не считаю правильной интенсивную украинизацию, которая наблюдалась в Украине с 2005 года, когда количество русских классов сводили к минимуму. Но и таким же неправильным оказался «ответ». Я як російськомовна людина ніколи не відчував якихось перешкод щодо спілкування російською. І я не відчув переваг після прийняття закону. А классов русскоязычных и украиноязычных должно бать столько, сколько есть в том потребность, а не сколько нам пытаются навязать свыше.
Следующий круглый стол состоится 15 октября в 11.00. Тема: "Взаимодействие города и района".