В какие игры Янукович играет с олигархами
Менее двух лет в президентском кресле Януковичу хватило для того, чтобы понять – работать на олигархов, может, и почтительно, но все же немного не то. Гораздо лучше стать одним из них. Так, в политический лексикон страны быстро вошло слово «семья», которое подразумевает группу лиц, особо приближенных к Януковичу и имеющих большие полномочия в сфере решения «проблемных» вопросов. Старший сын Януковича – 31-летний Александр, по версии ряда немецких изданий, входит в число наиболее быстро обогатившихся людей в мире. Среди его интересов и угольная промышленность, и недвижимость, и банковская сфера. По данным швейцарского издания Sonntags Zeitung, через компанию MakoTrading SA в Женеве Александр Янукович продает тысячи тонн угля в сутки и зарабатывает миллионы долларов каждый месяц.
Все это дает основание действующему украинскому лидеру весьма существенно дистанцироваться от тех, кому еще недавно он был обязан приходом в большую политику. А то, что такое желание у Януковича есть, подтверждают недавние назначения на ключевые посты в силовые органы, личную охрану и правительство лично преданных людей «семьи». Достаточно взглянуть на новое правительство Украины, чтобы понять – из сборной солянки людей по группам влияния, которым был предыдущий кабинет министров Николая Азарова, обновленный орган исполнительной власти превратился в секретариат «семьи». Вдобавок обратите внимание на то, как обстоят дела у некоторых украинских олигархов. По мнению экспертов, и проблемы с банкротством крупного украинского авиаперевозчика «Аэросвит», и неожиданная продажа харьковского ФК «Металлист» малоизвестному Сергею Курченко имеют под собой «семейную» подоплеку.
Надо сказать, что Украина не оригинальна в истории взаимоотношений власти с олигархами на постсоветском пространстве. Вспомнить хотя бы историю с выдвижением Бориса Ельцина на президентские выборы РФ в 1996-м сходкой олигархов в Давосе. Или то, чем закончился бизнес медиа-магната Гусинского. И, конечно же, дело Ходорковского. Но украинский вариант союза бизнеса и власти всегда существенно отличался от российского. В России, как в 2000-х, так и сейчас четко усвоили, кто в доме хозяин, а вот в украинских реалиях до недавнего времени о таком и не думали. Опасность для тех, кто сколотил огромное состояние на приватизации в 90 –х, раньше представляли народ и оранжевая команда. Но с возращением в большие кабинеты регионалов и после фактической монополизации власти в руках представителя Донбасса, все успокоились в предвкушении новых лакомых кусков в различных секторах экономики. Многие, возможно, рассчитывали, что олигархам удастся подыскать нового кандидата на президентские выборы 2015, более сдержанного для Европы и не так раздражающего Кремль. Самостоятельной игры от Януковича никто не ожидал. Янукович перехитрил всех. Настроения олигархов - вещь изменчивая и Виктор Федорович понимал это. А уж тем более, пойдя по пути авторитарного управления государством. Быть членом совета директоров - это, конечно, хорошо. Но возможность стать единоличным хозяином компании под названием Украина - прельщает куда более. Поскольку планы партнеров по разделу собственности всегда могут измениться.
Уже сейчас хозяин Банковой отчетливо понимает: для того чтобы остаться в президентском кресле после выборов 2015 года и сохранить добытое благосостояние – надо делать выбор. Выбор же состоит в том, что стоит либо усиливать свою власть, либо вести долгие и компромиссные игры с олигархами. И если судить по развитию ситуации, Янукович предпочел первый вариант. При этом шансы на то, что в Украине появится свой Ходорковский, пока невелики. Но, чем ближе к президентским выборам, полностью исключать такой вариант тоже нельзя. По всей видимости, отлучение олигархов от царственной руки будет происходить медленно и тактично. Каждый понемногу и далее будет продолжать терять свои сферы влияния по мере возрастания аппетитов «семьи». А то, что аппетиты начнут когда либо уменьшаться, остается только мечтать. И украинцам не нужно далеко идти за примерами - на постсоветском пространстве их немало.