Левый бензин. Кабмин заменяет борьбу с контрабандой пошлинами
Такой шаг ничего не принесет, кроме цен на топливо для потребителей (а это 1-1,3 грн. за литр, при обсуждаемых размерах пошлин около $180 за тонну), снижения качества вследствие перехода на украинские нефтепродукты, а также коллективной монополии нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) на рынке.
Специальное расследование в отношении импорта нефтепродуктов проводилось в 2011 году и Минэнергоугля вместе с нефтеперерабатывающими компаниями тогда потерпело поражение. Бесперспективность этого пути подчеркнута тем, что российская ТНК-ВР, владеющая в Украине Лисичанским НПЗ, уже заявила, что не намерена поддерживать жалобу о возбуждении и проведении расследования импорта в Украину нефтепродуктов из Беларуси. Скорее всего, не поддержит ее и Лукойл. Трудно представить, что российские компании будут выступать против государства, с которым РФ сотрудничает в рамках Таможенного союза. Кроме того, обе структуры имеют бизнес в Беларуси.
Вот уже второй глава Минэнергоугля (осенью 2012 года о грядущем введении пошлин заявлял предшественник Ставицкого на посту министра энергетики Юрий Бойко, - ред.), говоря о возможном введении заградительных пошлин на нефтепродукты, не может или не хочет понять, что главным врагом украинских НПЗ является не легальный импорт, а контрабанда и фальсификат. Если они не верят экспертам и участникам рынка, то, может, поверят Минфину, который недавно оценил теневой сегмент рынка бензинов в 2012 году в 22% или почти 1 млн. тонн.
Именно контрабанда и фальсификат являются главными врагами украинских НПЗ, а не легальный импорт, в том числе из Беларуси. Только через ликвидацию теневого сегмента и обеспечение законодательных стимулов для модернизации НПЗ можно преодолеть кризис в этой индустрии.
Что касается перспектив запуска Одесского НПЗ, о чем заявил министр Ставицкий, то, безусловно, начало работы предприятия можно только приветствовать. Единственное, что вряд ли запуск состоится раньше мая, так как после двухлетнего простоя необходимо провести большой комплекс работ по восстановлению и техническому освидетельствованию оборудования. Уверенно можно говорить о том, что с учетом низкой глубины переработки на предприятии и отсутствия трубопроводного маршрута поставки нефти, работа Одесского НПЗ будет убыточной, поэтому мотивация запуска лично мне не совсем понятна.