Фундаментальная ошибка: Болонская система в Украине
В последнее время в рамках проектов Общественного движения "Украинский выбор" в различных регионах страны состоялась серия встреч, круглых столов и общественных слушаний, посвященных проблемам отечественной системы образования и адаптации высшей школы к Болонскому процессу. В них приняли участие педагоги, студенты, ученые и неравнодушные родители. Сотни мнений, масса интересной информации, полезные дискуссии позволяют подвести первые итоги и сделать выводы. Мнения экспертов, ученых и преподавателей разные, однако только 10% участников высказались в поддержку Болонского процесса. Остальные либо категорически против него (более 60%), либо констатируют неготовность Украины отстаивать интересы национальной образовательной системы. Что же касается общего состояния образования, тут, к сожалению, пессимистов намного больше чем оптимистов.
Итак, выскажу предварительные впечатления от инициированной нами и продолжающейся дискуссии. Живая речь сотен специалистов с «передовой» образовательного фронта со всей очевидностью свидетельствует о том, насколько разочаровывающими оказались результаты Болонских реформ. Это просто провал. Да, украинские чиновники поставили свои подписи под всеми нужными декларациями, много раз съездили в заграничные командировки и ознакомились с самым передовым опытом. Но качество образования от этого почему-то не растет. Даже Европейскую культурную конвенцию торжественно ратифицировали. Не помогает! Профессора фиксируют лишь регресс в уровне знаний как абитуриентов, так и выпускников наших вузов. И так продолжается из года в год.
Где же системный сбой в образовательной машине? Как говорят преподаватели высшей школы, они сталкиваются с тремя основными проблемами.
Во-первых, крайне низкая мотивация учащихся и студентов. Зачем учиться? Знания мало что дают, трудоустройство выпускника зачастую не зависит от того, насколько усердно он грыз гранит науки. То есть этот вопрос в большей степени адресуется не системе образования как таковой, а состоянию страны и экономики. Нет достаточного спроса на квалифицированных специалистов.
Во-вторых, есть проблемы с авторитетом преподавателя и самого института образования. Студент, школьник – не воспринимает своего учителя как наставника. Он не считает его успешным человеком (очевидно, из-за невысокой зарплаты и статуса), не хочет быть на него похожим и не видит в нем носителя полезных, нужных для карьеры знаний.
В-третьих, как это ни странно, сами преподаватели говорят о явно избыточном количестве вузов в нашей стране. Хотя, казалось бы, они-то – лица заинтересованные, это их рабочие места. Тем не менее, истина дороже. Их мнение таково, что при нынешней численности украинских вузов – в несколько раз больше, чем в Англии, и в десятки раз больше, чем в Польше – качественное образование в каждом из них не может быть обеспечено чисто физически.
Я сейчас далек от того, чтобы давать какие-то рекомендации. Работа только начата, а вопрос очень сложный. Однако уже сейчас точно можно сказать, что присоединение Украины к Болонскому процессу не только не решило проблемы отечественного образования, но даже усугубило их. Это фундаментальная ошибка. Точно так же многие сегодня думают, что достаточно одного только вступления Украины в ЕС, чтобы решились все наши проблемы сразу. Так не бывает. Ни в какой сфере. И деградация отечественной системы образования, которая проделала путь от одной из лучших в мире до – не скажу худших, но – довольно средних показателей, является печальным подтверждением этой истины.
Виктор МЕДВЕДЧУК, юрист.
Источник: korrespondent.net