Земфира: Четырнадцать лет спустя
Просмотров: 1513
15 квітня 2013 11:48
Если музыкант не взрослеет вместе со своими слушателями, он рискует в итоге выглядеть глупо, пишет на Фокус.ua обозреватель отдела культуры журнала «Фокус» Юлия Куприна.
Последнее время многих моих знакомых интересовал один вопрос: кто успел, а кто не успел купить билет на концерт Земфиры. Концерт состоялся 11 апреля, и примерно за месяц до него билетов в продаже уже не было. Ажиотаж понятен: с большим концертом Земфира приезжала в Киев пять лет назад, а количество ее фанатов с тех пор не уменьшилось. Наоборот, если судить по битком набитому Дворцу спорта – увеличилось.
Конечно, большинство сегодняшних слушателей Земфиры – те люди, которые, когда вышел первый альбом певицы, учились в старших классах. И да, они готовы многое отдать за то, чтобы на концерте прокричать, срывая голос, слова «Ромашек», «Почему» и «Ариведерчи». Это возможность вернуть прошлое, пусть и всего на три минуты, пока длится песня. Но когда звучит трек из нового альбома – поклонники с удовольствием возвращаются и в настоящее. И Земфира, и ее музыка взрослели вместе со слушателями.
Процесс, казалось бы, закономерный, так случается со многими музыкантами. Но с еще большим количеством музыкантов – не случается. За две с половиной недели до концерта Земфиры в Киеве выступали «Иванушки International» – их будущие поклонницы Земфиры слушали в пятом классе. Но аншлаги им не светят. Те пятиклассницы уже выросли настолько, чтобы перестать стесняться своих детских музыкальных увлечений, а участники группы «Иванушки International» только стали старше, но не выросли. И сейчас выглядят скорее глупо, чем трогательно.
Происходящее с «Иванушками» можно было бы списать на формат: целевая аудитория незатейливых песен о любви – двенадцатилетние девочки. Когда вырастают одни, им на смену приходят другие. Что в таком случае делать артисту? Не уходить же, в конце концов, со сцены. Но похожие вещи случаются и с рок-музыкантами. Например, Валерий Кипелов, бывший солист культовой «Арии», а сейчас – фронтмен группы имени себя. Одно дело называть себя «Героем асфальта» в 29, и совсем другое – делать то же самое в пятьдесят с лишним, как будто и не было последних двух десятков лет, и ничего не изменилось.
Получается все как в жизни: менять что-то и меняться самому – это всегда страшно и требует мужества. И соблазн оставить все как есть и ничего не делать – всегда велик. Только если в жизни мы можем договориться со своей совестью и обмануть себя, тут одно легче другого, и потом даже обмануть других, это тоже не так уж сложно, то музыкант позволить такое себе не может. Вернее – да, он способен обмануть себя. Но слушателей он уже не обманет – они просто не придут к нему на концерт.
Последнее время многих моих знакомых интересовал один вопрос: кто успел, а кто не успел купить билет на концерт Земфиры. Концерт состоялся 11 апреля, и примерно за месяц до него билетов в продаже уже не было. Ажиотаж понятен: с большим концертом Земфира приезжала в Киев пять лет назад, а количество ее фанатов с тех пор не уменьшилось. Наоборот, если судить по битком набитому Дворцу спорта – увеличилось.
Конечно, большинство сегодняшних слушателей Земфиры – те люди, которые, когда вышел первый альбом певицы, учились в старших классах. И да, они готовы многое отдать за то, чтобы на концерте прокричать, срывая голос, слова «Ромашек», «Почему» и «Ариведерчи». Это возможность вернуть прошлое, пусть и всего на три минуты, пока длится песня. Но когда звучит трек из нового альбома – поклонники с удовольствием возвращаются и в настоящее. И Земфира, и ее музыка взрослели вместе со слушателями.
Процесс, казалось бы, закономерный, так случается со многими музыкантами. Но с еще большим количеством музыкантов – не случается. За две с половиной недели до концерта Земфиры в Киеве выступали «Иванушки International» – их будущие поклонницы Земфиры слушали в пятом классе. Но аншлаги им не светят. Те пятиклассницы уже выросли настолько, чтобы перестать стесняться своих детских музыкальных увлечений, а участники группы «Иванушки International» только стали старше, но не выросли. И сейчас выглядят скорее глупо, чем трогательно.
Происходящее с «Иванушками» можно было бы списать на формат: целевая аудитория незатейливых песен о любви – двенадцатилетние девочки. Когда вырастают одни, им на смену приходят другие. Что в таком случае делать артисту? Не уходить же, в конце концов, со сцены. Но похожие вещи случаются и с рок-музыкантами. Например, Валерий Кипелов, бывший солист культовой «Арии», а сейчас – фронтмен группы имени себя. Одно дело называть себя «Героем асфальта» в 29, и совсем другое – делать то же самое в пятьдесят с лишним, как будто и не было последних двух десятков лет, и ничего не изменилось.
Получается все как в жизни: менять что-то и меняться самому – это всегда страшно и требует мужества. И соблазн оставить все как есть и ничего не делать – всегда велик. Только если в жизни мы можем договориться со своей совестью и обмануть себя, тут одно легче другого, и потом даже обмануть других, это тоже не так уж сложно, то музыкант позволить такое себе не может. Вернее – да, он способен обмануть себя. Но слушателей он уже не обманет – они просто не придут к нему на концерт.