Готовимся к очередному подорожанию бензина

Просмотров: 1419
23 травня 2013 10:12
Минфин вынес на рассмотрение Кабинета Министров законопроект о повышении сразу на 50% акцизного сбора на бензин и дизтопливо. В министерстве считают, что это позволит найти средства на ремонт дорог, но в результате бензин может подорожать на 2 грн. за литр, ожидают участники рынка, пишет газета КоммерсантЪ-Украина.

Проект закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс о некоторых ставках акцизного сбора", который предполагает резкое увеличение акциза: на бензин - с 198 до 396 евро за тонну, а на дизтопливо - с 46-98 до 92-196 евро за тонну, в среду, 21 мая, был передан Минфином на рассмотрение правительства. Ожидается, что его рассмотрят на следующей неделе и в случае одобрения направят в Верховную Раду.

Издание со ссылкой на свой источник сообщает, что инициатором создания документа является "Укравтодор", а автором - Минфин. В пресс-службе этих ведомств комментировать документ не стали.

Средства, полученные за счет роста ставок акцизного сбора, должны быть направлены на ремонт дорог, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, утверждает один из чиновников Минэнерго на правах анонимности. В I квартале поступления в бюджет от акцизного сбора с бензинов и дизтоплива сократились на 36%, до 1,6 млрд грн. (данные Министерства доходов и сборов). Хотя импорт нефтепродуктов в этот период уменьшился не так значительно - на 9,1%. Правда, собеседник издания в Минэнерго сомневается, что средства будут направлены по назначению: "Боюсь, что деньги опять пойдут на латание бюджетных дыр, и на качестве дорог это повышение не скажется".

Повышение акциза изначально лоббировалось Министерством инфраструктуры - в апреле его глава Владимир Козак сообщил, что в Кабмин поданы предложения относительно увеличения акцизного сбора на светлые нефтепродукты. В министерстве говорили, что в Украине слишком низкие ставки по сравнению со странами ЕС - 198 евро (для дизельного топлива - 46-98 евро) против 466 евро за тонну (и 375 евро за тонну дизтоплива) в среднем по ЕС. Впрочем, уже спустя несколько дней Козак сообщил, что его неправильно поняли, и резкого роста ставок акцизного сбора не произойдет.

Увеличение ставок приведет к очень значительному подорожанию бензина, говорит пресс-секретарь концерна "Галнафтогаз" Олесь Пограничный. По оценкам компании, цены на бензин в среднем могут вырасти на 2 грн., а на дизельное топливо - на 50 коп. за литр. Сейчас средняя стоимость бензина Аи-5 составляет 10,92 грн., а дизтоплива - 9,99 грн. за литр (данные консалтинговой компании "А-95"). То есть после повышения акциза цены на топливо в Украине будут на уровне стран Восточной Европы, отмечает член наблюдательного совета "Укртатнафты" Константин Бородин. "А вот качество горючего останется прежним - то есть намного хуже европейского. Кроме того, повышение цен спровоцирует падение продаж на АЗС", - ожидает эксперт. Он напоминает, что концентрация АЗС на единицу автомобилей в Украине выше, чем в странах ЕС. Из-за этого продажи одной заправочной станции в среднем за сутки у нас и так меньше, чем в Европе - 3,5-4 тыс. л против 15-20 тыс. л на одну станцию.

Эксперты считают, что наращивать поступления в бюджет Кабмину нужно совершенно другими способами. Например, за счет повышения контроля за качеством импортируемого топлива, предлагает директор Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич. "Нужно исключить ситуацию, когда бензин и дизтопливо растамаживаются под видом полуфабрикатов, которые не облагаются акцизным сбором, а потом попадают на заправки, - отмечает Марунич. - Но вместо этого в правительстве избрали самый простой и неэффективный путь - поднять акциз".

Впрочем, ведущий экономист блока "Финансовые рынки" Креди Агриколь Банка Александр Печерицын считает, что для наполнения бюджета в Кабмине выбрали эффективный метод. "Спрос на бензин неэластичен - отказаться от его потребления довольно сложно. Повышение цен, конечно, ускорит темпы потребительской инфляции. Но учитывая, что сейчас она очень низкая - 0,1% по итогам января-апреля - этой угрозой можно пренебречь", - отмечает эксперт.

С другой стороны, высокие налоги будут стимулировать увеличение доли некачественного, контрафактного топлива, считает директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн. По оценкам Минфина, сейчас 25% рынка нефтепродуктов находится в тени. "После принятия законопроекта доля некачественного горючего может превысить половину рынка", - говорит эксперт.



Похожие новости: