Врадиевский бунт: Как избавиться от «ментовского» менталитета
Бунт в райцентре Врадиевка — очередное доказательство необходимости перезапуска государства. Ему не верят, его боятся и ненавидят. Показательна реплика пострадавшей от милицейского насилия: «Звоните в скорую, в милицию не звоните — добьют».
Да, с «ними» лучше не связываться. Человек с дубинкой, пистолетом и наручниками опасен для украинца, и этому есть немало примеров. Начиная с личных — у каждого свои и, как правило, печальные, — заканчивая статистикой Европейского суда по правам человека. Значительная часть исков украинцев против государства Украина касаются взаимоотношений с родной правоохранительной машиной.
Доверие к милиции, как показывает социология, из серии «ниже не бывает». Трое или пятеро из сотни тех, кто по неизвестной причине ещё доверяет МВД, — это, скорее всего, или сами сотрудники министерства, или члены их семей, или чиновники, которые просто не видят реальной жизни из кабинетов и бронированных авто.
В такой ситуации стоит вспомнить о грузинском опыте. В 2003-м грузинский милиционер был исчадием ада, встреча с ним была опаснее, чем контакт с «ворами», которые, по сути, управляли страной. Граждане предпочитали решать свои проблемы, не обращаясь в милицию, в крайнем случае — при помощи криминала, который устанавливал свои расценки за «услуги».
Когда после «революции роз» Михаил Саакашвили назначил на должность главы МВД Вано Мерабишвили, ни дня не работавшего в системе, с дипломом горнотехнического факультета, это казалось нелепым. На деле же это было одно из самых успешных решений грузинского президента.
Создание полицейской академии для подготовки новых кадров, роспуск дорожной полиции с одновременным увольнением 17 тысяч сотрудников, радикальное сокращение аппарата, чистки на всех уровнях ведомства, детектор лжи, «свежая кровь» — молодые люди без ментовского менталитета, высокий социальный статус. И всё это при жесточайшем контроле и провоцировании на взятки. Уже через год более 80% грузин сказали, что доверяют этим парням и девушкам.
Если мы хотим, чтобы общество стало доверять милиции, должны требовать от политиков конкретных программ и радикальных реформ. Язву, которая приносит плоды наподобие Врадиевки, косметикой не вылечить.
Президент Виктор Янукович «взял ситуацию под личный контроль». А часто это, как правило, ничем не заканчивается. Хотя он мог двумя оттисками пресс-папье отправить в отставку министра внутренних дел и главу Николаевской областной государственной администрации (по нему после фальсификации выборов в Первомайске, бандитского и административного беспредела вокруг агрофирмы Аркадия Корнацкого не только отставка плачет). А ещё лучше — срочно собрать СНБОУ с одним пунктом повестки дня: реформа МВД. И позвать туда независимых экспертов.
Не знаю, пришёл бы туда дважды министр внутренних дел Юрий Луценко, но он, основываясь на своём не самом удачном чиновничьем и ещё более печальном личном опыте предлагает не носить воду в решете, а ликвидировать милицию, Генпрокуратуру и суды путём реорганизации. Сотрудников набрать по конкурсу, с использованием детектора лжи. Одновременно имплементировать полицейское законодательство ЕС, куда мы якобы так хотим попасть. Новые милиционеры, судьи и прокуроры обязаны будут ежегодно декларировать доходы и расходы — свои и членов семей, а также обязуются подписать разрешение использовать против них провокацию взятки.
Дальше будет много грязной работы. Коррупционеры будут сопротивляться. Деньги на это у них есть, мотив — тоже.
Решение министра внутренних дел начать переаттестацию всех сотрудников Врадиевского горрайотдела милиции было бы правильным и похвальным, если бы граждане доверяли милиции. А веры нет. Трудно забыть фотографии с побоища 18 мая, когда Вадим Титушко с гопниками прямо под стенами столичного милицейского главка напали на манифестантов и журналистов. А с крыши респектабельного отеля за всем этим наблюдали высокие чиновники, включая человека, напоминающего главу МВД.
Преступления, совершаемые депутатами и их отпрысками, сотрудниками прокуратуры, СБУ, налоговой, МВД, судов и прочих государственных институтов, как правило, не наказуемы. Если правда, что в течение трёх последних лет врадиевские менты изнасиловали и убили пятерых женщин, пытками добившись, чтобы невиновные взяли на себя эти преступления, то суд Линча, который пытались совершить граждане в эти дни и от которого, как крысы, прятались «правоохранители», оказался единственным способом добиться справедливости. А что ещё оставалось местным жителям? Ждать очередной жертвы и уповать на никогда не выполняемые обещания они больше не могут.
Вахтанг Кипиани, главный редактор проекта «Историческая правда»