Кому на самом деле был нужен праздник 1025-летия Крещения Руси
Просмотров: 1668
4 серпня 2013 21:01
Статья от Т. Антошевского
Политизированное празднование 1025-летия Крещения Руси вместо объединения православных верующих в Украине несёт раскол в их ряды.
Лето 988-го года. Князь Владимир только вернулся из успешного похода на Корсунь, где принял крещение и взял в жёны сестру византийских императоров Анну. Следующий шаг — крещение киевлян. Таинство должно было состояться в том месте, где река Почайна впадает в Днепр. Накануне дружина «зачистила» территорию от языческих идолов и их самых активных защитников — тогдашней оппозиции князя по религиозной реформе.
Утром киевляне по приказу князя собрались на месте крещения. Было страшно — всё ново и непонятно. Вместе с тем многие верили: ничего плохого Владимир не прикажет. Ближе к месту встречи никого не пускали – ради защиты государя. И действительно, вдруг кто-то из безоружных мещан задумал плохое? Специально для этого события возвели небольшие башни, с которых за толпой наблюдали лучники. Наконец появился и сам князь, вышедший в окружении многочисленных дружинников. Смущённые и сбитые с толку люди могли наблюдать за ним лишь издалека. Даже бояре не смели подойти. Возле Владимира Святославовича, рассказывавшего о своей любви к людям и любви к нему киевлян, крутились византийские посланники. После слов о том, что киевляне должны принять новую веру, началось крещение. Люди по-прежнему были слишком далеко. Безопасность князя — прежде всего. Поэтому специально обученные скоморохи пересказывали всё, что происходило возле Владимира Красное Солнышко. Священники же крестили и благословляли людей на приличном расстоянии. Праздник закончился, но мало кто понял, ради чего всех собирали и что будет дальше.
Вот так, наверное, выглядело бы крещение, если перенести традиции организации государственных праздников при нынешней власти в 988-й год. Но состоялось ли в таком случае священное таинство? Однозначно — нет. И даже если бы такое крещение признали действительным (всегда же найдутся «придворные псы», которые правильно лают), то точно ничего не изменилось бы в сознании киевлян. Поэтому происходящее сложно было бы назвать христианизацией Руси.
Похоже, и сейчас возникает вопрос: какова цель празднования 1025-летия Крещения Руси? И что особенно важно: кому нужен этот праздник в таком формате? Ответы, собственно, определяют и суть самого праздника.
Пять лет назад Виктор Ющенко принял решение отмечать 1020-летие Крещения, скажем, ради того, чтобы сделать акцент на киевоцентричности событий 988 года (чего не было на празднованиях в 1988 году). Другая причина крылась в желании содействовать сближению украинских православных под покровом патриарха Варфоломея, предстоятеля материнской для Киева церкви. У бывшего президента было определённое государственно-национальное стратегическое видение праздника. Но спустя пять лет, несмотря на то, что готовиться к 1025-летнему юбилею начали ещё в 2008-м, всё резко изменилось.
В 2013-м акцент сделан не на консолидации общества, а на его дальнейшем расколе. Полноценное участие в государственном праздновании принимали исключительно представители православной церкви Московского патриархата. С ними же и молились Виктор Янукович, Владимир Путин и прочие высокопоставленные гости. А руководители других конфессий сыграли пассивную роль массовки во Дворце «Украина», где проходило праздничное меро-приятие. Кстати, по словам очевидцев, достаточно сомнительного качества.
В конце концов даже программа празднований являлась частью большой межгосударственной программы с центром в Москве. Собственно, туда поначалу прибывали гости из православных церквей, а уже в Киев их на правах хозяина привёз патриарх Кирилл. Не блаженный митрополит Владимир, предстоятель УПЦ (МП), а московский патриарх. Жест очень прямолинейный.
Вспомните также, что новоизбранный президент Янукович за благословением также ездил именно в Москву. Фактически сейчас мы наблюдаем продолжение курса, заложенного ещё в 2010 году, который окрестили «чего изволите ещё желать». Организация празднования Крещения Руси в нынешнем году перечеркнула попытки найти общий язык между Всеукраинским советом церквей, религиозными организациями и президентской властью. К слову, как раз этому совету и стоило бы заниматься организацией такого рода мероприятий. А пока миллионы украинских христиан могут вслед за Остапом Бендером сказать: «Мы чужие на этом празднике… празднике «русского мира».
Источник:
Тарас Антошевский, историк, религиозный публицист
focus.ua
Лето 988-го года. Князь Владимир только вернулся из успешного похода на Корсунь, где принял крещение и взял в жёны сестру византийских императоров Анну. Следующий шаг — крещение киевлян. Таинство должно было состояться в том месте, где река Почайна впадает в Днепр. Накануне дружина «зачистила» территорию от языческих идолов и их самых активных защитников — тогдашней оппозиции князя по религиозной реформе.
Утром киевляне по приказу князя собрались на месте крещения. Было страшно — всё ново и непонятно. Вместе с тем многие верили: ничего плохого Владимир не прикажет. Ближе к месту встречи никого не пускали – ради защиты государя. И действительно, вдруг кто-то из безоружных мещан задумал плохое? Специально для этого события возвели небольшие башни, с которых за толпой наблюдали лучники. Наконец появился и сам князь, вышедший в окружении многочисленных дружинников. Смущённые и сбитые с толку люди могли наблюдать за ним лишь издалека. Даже бояре не смели подойти. Возле Владимира Святославовича, рассказывавшего о своей любви к людям и любви к нему киевлян, крутились византийские посланники. После слов о том, что киевляне должны принять новую веру, началось крещение. Люди по-прежнему были слишком далеко. Безопасность князя — прежде всего. Поэтому специально обученные скоморохи пересказывали всё, что происходило возле Владимира Красное Солнышко. Священники же крестили и благословляли людей на приличном расстоянии. Праздник закончился, но мало кто понял, ради чего всех собирали и что будет дальше.
Вот так, наверное, выглядело бы крещение, если перенести традиции организации государственных праздников при нынешней власти в 988-й год. Но состоялось ли в таком случае священное таинство? Однозначно — нет. И даже если бы такое крещение признали действительным (всегда же найдутся «придворные псы», которые правильно лают), то точно ничего не изменилось бы в сознании киевлян. Поэтому происходящее сложно было бы назвать христианизацией Руси.
Похоже, и сейчас возникает вопрос: какова цель празднования 1025-летия Крещения Руси? И что особенно важно: кому нужен этот праздник в таком формате? Ответы, собственно, определяют и суть самого праздника.
Пять лет назад Виктор Ющенко принял решение отмечать 1020-летие Крещения, скажем, ради того, чтобы сделать акцент на киевоцентричности событий 988 года (чего не было на празднованиях в 1988 году). Другая причина крылась в желании содействовать сближению украинских православных под покровом патриарха Варфоломея, предстоятеля материнской для Киева церкви. У бывшего президента было определённое государственно-национальное стратегическое видение праздника. Но спустя пять лет, несмотря на то, что готовиться к 1025-летнему юбилею начали ещё в 2008-м, всё резко изменилось.
В 2013-м акцент сделан не на консолидации общества, а на его дальнейшем расколе. Полноценное участие в государственном праздновании принимали исключительно представители православной церкви Московского патриархата. С ними же и молились Виктор Янукович, Владимир Путин и прочие высокопоставленные гости. А руководители других конфессий сыграли пассивную роль массовки во Дворце «Украина», где проходило праздничное меро-приятие. Кстати, по словам очевидцев, достаточно сомнительного качества.
В конце концов даже программа празднований являлась частью большой межгосударственной программы с центром в Москве. Собственно, туда поначалу прибывали гости из православных церквей, а уже в Киев их на правах хозяина привёз патриарх Кирилл. Не блаженный митрополит Владимир, предстоятель УПЦ (МП), а московский патриарх. Жест очень прямолинейный.
Вспомните также, что новоизбранный президент Янукович за благословением также ездил именно в Москву. Фактически сейчас мы наблюдаем продолжение курса, заложенного ещё в 2010 году, который окрестили «чего изволите ещё желать». Организация празднования Крещения Руси в нынешнем году перечеркнула попытки найти общий язык между Всеукраинским советом церквей, религиозными организациями и президентской властью. К слову, как раз этому совету и стоило бы заниматься организацией такого рода мероприятий. А пока миллионы украинских христиан могут вслед за Остапом Бендером сказать: «Мы чужие на этом празднике… празднике «русского мира».
Источник:
Тарас Антошевский, историк, религиозный публицист
focus.ua