Готовимся к подорожанию и дефициту бензина
Просмотров: 1463
20 серпня 2013 14:04
Рост цен на бензин всех марок в Украине может наблюдаться в сентябре-октябре из-за переориентации рынка на альтернативные источники поставок топлива. Об этом заявили в консалтинговой группе "А-95" (Киев).
"Переориентация обусловлена неожиданными сбоями в системе традиционных поставок. В начале августа на установке каталитического крекинга Мозырского НПЗ (Беларусь) возникла поломка, которая привела к внеплановому ремонту и существенному снижению поставок бензина в Украину. В сентябре этот крупнейший поставщик нефтепродуктов на рынок Украины (около 35% по итогам первого полугодия 2013 года) уйдет на плановый двухмесячный ремонт", - отмечают эксперты.
По подсчетам "А-95", в августе дефицит поставок составит около 100 тыс. тонн, или 25% от ожидаемого уровня потребления автомобильных бензинов. Аналогичная нехватка ожидается и в сентябре. "Ситуация очень напряженная, если учесть, что в июне и июле рынок также работал с дефицитом 50 и 60 тыс. тонн соответственно", - говорит директор группы Сергей Куюн.
По словам эксперта, для обеспечения потребления активно использовались ранее накопленные запасы, которые с учетом форс-мажорного снижения поставок в августе серьезно истощены, передает Интерфакс-Украина.
В "А-95" отмечают, что из-за проблем с закупкой в Беларуси рынок будет вынужден переориентироваться на другие направления. В частности, ожидается увеличение на 30-40 тыс. тонн поставок бензина из Литвы и Польши (с НПЗ концерна "Орлен"), на 40-50 тыс. тонн - через Феодосийскую нефтебазу (ВЕТЭК, "Лукойл", WOG, "Галнафтогаз"), на 10-20 тыс. тонн - через другие порты и сухопутные границы (Венгрия, Туркменистан, страны Средиземноморья). Во второй половине сентября ожидается поступление на рынок нефтепродуктов Одесского НПЗ (около 35 тыс. тонн в месяц).
Аналитики группы подчеркивают, что ресурсный дефицит ожидается только в отношении бензинов, тогда как ситуация с дизельным топливом пока не вызывает опасений. "Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство Украины также должно оказать содействие ресурсному наполнению рынка в период пикового потребления и форс-мажорных обстоятельств", - отмечают в "А-95".
По мнению аналитиков группы, правительству необходимо временно продлить ДСТУ 4063-2001 "Бензины автомобильные. Технические условия" с целью допуска на рынок бензина Шебелинского ГПЗ (около 30 тыс. тонн в месяц). Кроме того, "Укрзализныце" следует обеспечить в первоочередном порядке подвижным составом поставщиков нефтепродуктов на внутренний рынок, особенно через морские порты. Как отмечают в "А-95", Министерству доходов и сборов также необходимо обеспечить оперативное таможенное оформление нефтепродуктов.
По мнению экспертов, переориентация на альтернативные источники поставок, которые обладают большей себестоимостью за счет повышенных логистических затрат, может привести к увеличению цен в опте, а в дальнейшем и в рознице на 20-30 коп./литр. Более существенный рост цен может быть продиктован повышением мировых цен на нефть и нефтепродукты, который наблюдается в конце августа.
"Спекулятивный рост цен на бензин в Украине исключен, так как рынок открыт и диверсифицирован, что делает невозможным возникновение глубокого дефицита. В свою очередь, пример российского рынка показывает, что даже в крупнейшей нефтедобывающей стране планеты возможен ажиотажный рост цен на топливо и его исчезновение на АЗС, если этот рынок закрыт ", - резюмирует директор "А-95" Сергей Куюн.
"Переориентация обусловлена неожиданными сбоями в системе традиционных поставок. В начале августа на установке каталитического крекинга Мозырского НПЗ (Беларусь) возникла поломка, которая привела к внеплановому ремонту и существенному снижению поставок бензина в Украину. В сентябре этот крупнейший поставщик нефтепродуктов на рынок Украины (около 35% по итогам первого полугодия 2013 года) уйдет на плановый двухмесячный ремонт", - отмечают эксперты.
По подсчетам "А-95", в августе дефицит поставок составит около 100 тыс. тонн, или 25% от ожидаемого уровня потребления автомобильных бензинов. Аналогичная нехватка ожидается и в сентябре. "Ситуация очень напряженная, если учесть, что в июне и июле рынок также работал с дефицитом 50 и 60 тыс. тонн соответственно", - говорит директор группы Сергей Куюн.
По словам эксперта, для обеспечения потребления активно использовались ранее накопленные запасы, которые с учетом форс-мажорного снижения поставок в августе серьезно истощены, передает Интерфакс-Украина.
В "А-95" отмечают, что из-за проблем с закупкой в Беларуси рынок будет вынужден переориентироваться на другие направления. В частности, ожидается увеличение на 30-40 тыс. тонн поставок бензина из Литвы и Польши (с НПЗ концерна "Орлен"), на 40-50 тыс. тонн - через Феодосийскую нефтебазу (ВЕТЭК, "Лукойл", WOG, "Галнафтогаз"), на 10-20 тыс. тонн - через другие порты и сухопутные границы (Венгрия, Туркменистан, страны Средиземноморья). Во второй половине сентября ожидается поступление на рынок нефтепродуктов Одесского НПЗ (около 35 тыс. тонн в месяц).
Аналитики группы подчеркивают, что ресурсный дефицит ожидается только в отношении бензинов, тогда как ситуация с дизельным топливом пока не вызывает опасений. "Учитывая сложившуюся ситуацию, правительство Украины также должно оказать содействие ресурсному наполнению рынка в период пикового потребления и форс-мажорных обстоятельств", - отмечают в "А-95".
По мнению аналитиков группы, правительству необходимо временно продлить ДСТУ 4063-2001 "Бензины автомобильные. Технические условия" с целью допуска на рынок бензина Шебелинского ГПЗ (около 30 тыс. тонн в месяц). Кроме того, "Укрзализныце" следует обеспечить в первоочередном порядке подвижным составом поставщиков нефтепродуктов на внутренний рынок, особенно через морские порты. Как отмечают в "А-95", Министерству доходов и сборов также необходимо обеспечить оперативное таможенное оформление нефтепродуктов.
По мнению экспертов, переориентация на альтернативные источники поставок, которые обладают большей себестоимостью за счет повышенных логистических затрат, может привести к увеличению цен в опте, а в дальнейшем и в рознице на 20-30 коп./литр. Более существенный рост цен может быть продиктован повышением мировых цен на нефть и нефтепродукты, который наблюдается в конце августа.
"Спекулятивный рост цен на бензин в Украине исключен, так как рынок открыт и диверсифицирован, что делает невозможным возникновение глубокого дефицита. В свою очередь, пример российского рынка показывает, что даже в крупнейшей нефтедобывающей стране планеты возможен ажиотажный рост цен на топливо и его исчезновение на АЗС, если этот рынок закрыт ", - резюмирует директор "А-95" Сергей Куюн.