Смогут ли украинские вузы избавиться от взяточничества
Просмотров: 1643
21 серпня 2013 13:42
Эдуард Рубин
Украинские вузы смогут стать конкурентными и избавиться от взяточничества, только получив экономическую свободу.
Коррупция в образовании — сплошной круг парадоксов, понять который невозможно. За что платили или платят взятки? Если бы за серьёзные знания, так ведь нет. Сначала норовят заплатить, чтобы попасть «на бюджет», а затем, пробившись за взятку или по блату, совершенно не желают учиться. Тогда ради чего? Зачем покупать оценки и дипломы? Может, получив «корочку», надеются продолжить образование в престижном европейском вузе или найти хорошую работу? Тоже нет. И западные вузы, и работодатели ориентируются на реальные знания. То есть по здравой логике никакой коррупции в украинском образовании быть не должно.
Почему тогда она существует? Всё просто: у нас по-прежнему принято диплом вуза рассматривать как часть личностного престижа.
Только проблема в том, что престижных вузов в стране почти не осталось. Мы десятилетиями, как заклинание, повторяли, что у нас лучшее образование в мире. Многие верили. Кто-то верит до сих пор. Но с каждым годом всё больше людей прозревает. И, прозревая, уезжают учиться в другие страны. Потому что, и это объективно, отечественных университетов нет ни среди ста, ни даже пятисот лучших вузов мира.
Пока мы вели дискуссии о том, как излечиться от застарелых болячек (а это не только коррупция, но и оторванность теории от практики, и запредельная бюрократия), в мире стали отказываться от тех традиционных форм обучения, до которых мы ещё только мечтаем дотянуться. Лидирующие университеты вводят дистанционные формы образования, бесплатные интернет-курсы для всех желающих, открывают доступ к лекциям лучших профессоров.
И вот этот мировой контекст безусловно и однозначно создаст ситуацию, когда коррупция в украинском образовании окончательно умрёт. Вообще справиться с ней, как показывает опыт, не так уж трудно и собственными силами. Стоило ввести ВНО, как на этапе поступления в вузы мздоимство практически ликвидировали.
Главный вопрос в другом: сможет ли наша образовательная система шагнуть из периода разложения в новое качество, в котором не будет места тем самым болячкам прошлого?
Как ни странно, мне кажется, что сделать это не так уж сложно. И ключевое слово здесь — свобода. Экономическая свобода для вузов. Я считаю либерализацию не только необходимой, но и неизбежной. И вот почему.
У нашего государства не такой уж большой выбор. Или мы честно признаёмся себе, что развиваемся как страна третьего мира, в которой не будет нормального высшего образования, а значит, не будет ни науки, ни конкурентоспособной промышленности. Либо, если мы хотим конкурировать, нужно проводить либеральную реформу в образовании.
Угонимся ли мы в ближайшие годы за американскими и европейскими вузами? Нет, не угонимся. Просто несопоставимый масштаб, ведь бюджет европейского университета сравним с годовым бюджетом среднего украинского мегаполиса, а фонды крупнейших университетов США — с ВВП всей Украины.
Тогда на что надеяться? Я исхожу из того, что Украина щедро рождает талантливых людей, вот именно они и составляют конкурентный потенциал страны. И задачей государства, по большому счёту, является создание таких условий, в которых эти таланты могли бы раскрыться. Роль системы образования здесь первостепенна.
Если государство снимет с себя функции распорядителя, сохранив за собой функции регулятора и контролёра, это даст возможность системе образования легально находить дополнительные, внебюджетные источники финансирования, вступать в альянсы с бизнесом, по своему усмотрению формировать учебные планы и управлять имуществом. Сложится именно та среда, которая навсегда оставит в прошлом сегодняшние проблемы и создаст поле для здоровой конкуренции сначала внутри Украины, а потом и на мировом уровне.
Пустая надежда? Мне кажется, у нас есть уникальный шанс брать лучшее от разных образовательных систем мира, не повторяя их ошибок. Мы можем сделать колоссальный шаг вперёд, проанализировав тенденции и взяв на вооружение самые передовые из них.
Мой личный опыт говорит о том, что ситуацию можно менять довольно быстро. Сейчас Харьковский компьютерно-технологический колледж сотрудничает с рядом машиностроительных заводов и ИТ-компаний Харькова, в числе преподавателей специалисты из реального сектора экономики. Мы добиваемся, чтобы нам дали возможность стать экспериментальной площадкой и показать, как сможет развиваться высшее и специальное образование, получив пресловутую экономическую свободу.
Вы слышали анекдот: «Украина — единственная страна в мире, в которой платят деньги за то, чтобы не учиться»? Уверен, что застану то время, когда он безнадёжно устареет.
Эдуард Рубин, директор Харьковского компьютерно-технологического колледжа, глава совета директоров компании Telesens Int.
Коррупция в образовании — сплошной круг парадоксов, понять который невозможно. За что платили или платят взятки? Если бы за серьёзные знания, так ведь нет. Сначала норовят заплатить, чтобы попасть «на бюджет», а затем, пробившись за взятку или по блату, совершенно не желают учиться. Тогда ради чего? Зачем покупать оценки и дипломы? Может, получив «корочку», надеются продолжить образование в престижном европейском вузе или найти хорошую работу? Тоже нет. И западные вузы, и работодатели ориентируются на реальные знания. То есть по здравой логике никакой коррупции в украинском образовании быть не должно.
Почему тогда она существует? Всё просто: у нас по-прежнему принято диплом вуза рассматривать как часть личностного престижа.
Только проблема в том, что престижных вузов в стране почти не осталось. Мы десятилетиями, как заклинание, повторяли, что у нас лучшее образование в мире. Многие верили. Кто-то верит до сих пор. Но с каждым годом всё больше людей прозревает. И, прозревая, уезжают учиться в другие страны. Потому что, и это объективно, отечественных университетов нет ни среди ста, ни даже пятисот лучших вузов мира.
Пока мы вели дискуссии о том, как излечиться от застарелых болячек (а это не только коррупция, но и оторванность теории от практики, и запредельная бюрократия), в мире стали отказываться от тех традиционных форм обучения, до которых мы ещё только мечтаем дотянуться. Лидирующие университеты вводят дистанционные формы образования, бесплатные интернет-курсы для всех желающих, открывают доступ к лекциям лучших профессоров.
И вот этот мировой контекст безусловно и однозначно создаст ситуацию, когда коррупция в украинском образовании окончательно умрёт. Вообще справиться с ней, как показывает опыт, не так уж трудно и собственными силами. Стоило ввести ВНО, как на этапе поступления в вузы мздоимство практически ликвидировали.
Главный вопрос в другом: сможет ли наша образовательная система шагнуть из периода разложения в новое качество, в котором не будет места тем самым болячкам прошлого?
Как ни странно, мне кажется, что сделать это не так уж сложно. И ключевое слово здесь — свобода. Экономическая свобода для вузов. Я считаю либерализацию не только необходимой, но и неизбежной. И вот почему.
У нашего государства не такой уж большой выбор. Или мы честно признаёмся себе, что развиваемся как страна третьего мира, в которой не будет нормального высшего образования, а значит, не будет ни науки, ни конкурентоспособной промышленности. Либо, если мы хотим конкурировать, нужно проводить либеральную реформу в образовании.
Угонимся ли мы в ближайшие годы за американскими и европейскими вузами? Нет, не угонимся. Просто несопоставимый масштаб, ведь бюджет европейского университета сравним с годовым бюджетом среднего украинского мегаполиса, а фонды крупнейших университетов США — с ВВП всей Украины.
Тогда на что надеяться? Я исхожу из того, что Украина щедро рождает талантливых людей, вот именно они и составляют конкурентный потенциал страны. И задачей государства, по большому счёту, является создание таких условий, в которых эти таланты могли бы раскрыться. Роль системы образования здесь первостепенна.
Если государство снимет с себя функции распорядителя, сохранив за собой функции регулятора и контролёра, это даст возможность системе образования легально находить дополнительные, внебюджетные источники финансирования, вступать в альянсы с бизнесом, по своему усмотрению формировать учебные планы и управлять имуществом. Сложится именно та среда, которая навсегда оставит в прошлом сегодняшние проблемы и создаст поле для здоровой конкуренции сначала внутри Украины, а потом и на мировом уровне.
Пустая надежда? Мне кажется, у нас есть уникальный шанс брать лучшее от разных образовательных систем мира, не повторяя их ошибок. Мы можем сделать колоссальный шаг вперёд, проанализировав тенденции и взяв на вооружение самые передовые из них.
Мой личный опыт говорит о том, что ситуацию можно менять довольно быстро. Сейчас Харьковский компьютерно-технологический колледж сотрудничает с рядом машиностроительных заводов и ИТ-компаний Харькова, в числе преподавателей специалисты из реального сектора экономики. Мы добиваемся, чтобы нам дали возможность стать экспериментальной площадкой и показать, как сможет развиваться высшее и специальное образование, получив пресловутую экономическую свободу.
Вы слышали анекдот: «Украина — единственная страна в мире, в которой платят деньги за то, чтобы не учиться»? Уверен, что застану то время, когда он безнадёжно устареет.
Эдуард Рубин, директор Харьковского компьютерно-технологического колледжа, глава совета директоров компании Telesens Int.