От перестановки парт качество образования не меняется
Просмотров: 13552
1 вересня 2013 20:51
Виктор Медведчук , юрист
К началу нового учебного года в сфере образования готовится очередная реформа. Трудно сосчитать, какая по счету. Но, несмотря на все реформаторские усилия профильного министерства, качество образования современных украинских школьников и студентов год от года только снижается.
Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко еще в 20-е годы прошлого столетия очень точно подметил, что трудно ждать заметных профессиональных успехов от педагога, который ведет нищенский образ жизни. И это были не просто слова. Для своих сотрудников — преподавателей колонии им. Дзержинского — он потребовал увеличить зарплату вдвое и даже втрое выше средней в отрасли. Конечно, советский учитель не был уж очень богатым человеком, но все же он получал достойную зарплату. Об учителях всегда говорили с уважением, почтением.
Сегодня профессия учителя и преподавателя перестала быть престижной. Педагоги, которые должны воспитывать наших детей, «сеять разумное, доброе, вечное», прививать любовь к знаниям, влачат практически нищенское существование: 43% преподавателей вузов получают меньше 3 000 гривен, у школьных учителей зарплата ниже в разы.
Низкий уровень зарплат отбивает охоту у молодых учителей — творческих, энергичных, ярких, перспективных — идти в школы, особенно на периферии. Кроме того, стремление учеников или студентов к знаниям не в последнюю очередь зависит от их уважения к учителю или преподавателю. Поэтому задача государства — поднять статус учителя, вернуть ему былой авторитет и уважение общества.
Есть и еще одна не менее важная проблема — стимул для получения качественного образования. Материальный и общественный успех украинского гражданина слабо коррелируется с его образованностью и уровнем интеллекта. В наше время залогом трудоустройства являются не полученные знания, опыт, профессиональные и личностные качества, а родственные связи или знакомства. Поэтому студенты зачастую поступают в вузы только для получения «корочки». Вот и получается, что наша страна по количеству вузов — один из мировых лидеров, однако подавляющее большинство этих учреждений образования занимаются отнюдь не образованием, а штамповкой дипломов.
От реального уровня знаний и способностей должны напрямую зависеть карьера, общественные перспективы личности – только в этом случае можно переломить негативную тенденцию постоянной деградации системы образования. Но это уже масштаб не отдельной отрасли, а всего нашего социально-экономического уклада. Новый подход к образованию не может быть ограничен стенами школы и вуза. Он должен основываться на целостном видении перспектив развития страны, в которой качество знаний и профессионализм граждан будут лежать в основе её будущих успехов и достижений.
Источник: blogs.korrespondent.net
Виктор Медведчук,
юрист
Выдающийся педагог Антон Семенович Макаренко еще в 20-е годы прошлого столетия очень точно подметил, что трудно ждать заметных профессиональных успехов от педагога, который ведет нищенский образ жизни. И это были не просто слова. Для своих сотрудников — преподавателей колонии им. Дзержинского — он потребовал увеличить зарплату вдвое и даже втрое выше средней в отрасли. Конечно, советский учитель не был уж очень богатым человеком, но все же он получал достойную зарплату. Об учителях всегда говорили с уважением, почтением.
Сегодня профессия учителя и преподавателя перестала быть престижной. Педагоги, которые должны воспитывать наших детей, «сеять разумное, доброе, вечное», прививать любовь к знаниям, влачат практически нищенское существование: 43% преподавателей вузов получают меньше 3 000 гривен, у школьных учителей зарплата ниже в разы.
Низкий уровень зарплат отбивает охоту у молодых учителей — творческих, энергичных, ярких, перспективных — идти в школы, особенно на периферии. Кроме того, стремление учеников или студентов к знаниям не в последнюю очередь зависит от их уважения к учителю или преподавателю. Поэтому задача государства — поднять статус учителя, вернуть ему былой авторитет и уважение общества.
Есть и еще одна не менее важная проблема — стимул для получения качественного образования. Материальный и общественный успех украинского гражданина слабо коррелируется с его образованностью и уровнем интеллекта. В наше время залогом трудоустройства являются не полученные знания, опыт, профессиональные и личностные качества, а родственные связи или знакомства. Поэтому студенты зачастую поступают в вузы только для получения «корочки». Вот и получается, что наша страна по количеству вузов — один из мировых лидеров, однако подавляющее большинство этих учреждений образования занимаются отнюдь не образованием, а штамповкой дипломов.
От реального уровня знаний и способностей должны напрямую зависеть карьера, общественные перспективы личности – только в этом случае можно переломить негативную тенденцию постоянной деградации системы образования. Но это уже масштаб не отдельной отрасли, а всего нашего социально-экономического уклада. Новый подход к образованию не может быть ограничен стенами школы и вуза. Он должен основываться на целостном видении перспектив развития страны, в которой качество знаний и профессионализм граждан будут лежать в основе её будущих успехов и достижений.
Источник: blogs.korrespondent.net
Виктор Медведчук,
юрист