Украина меняет георгиевскую ленточку на красный мак
Впервые в истории Украины на официальных мероприятиях по случаю годовщины окончания Второй мировой войны в этом году будут использовать не российскую, а европейскую символику - изображение красного мака. Такая идея и графическое воплощение стало результатом сотрудничества Украинского института национальной памяти и Национальной телекомпании Украины. Разработал новый символ харьковский дизайнер Сергей Мишакин.
Логотип Мишакин разработал за два дня. За основу взял привычный для Европы символ памяти жертв войны - красный мак. "Мы хотели усилить это и найти графически простое решение. Логотип сделан из четырех кругов в определенных пропорциях. Каждый из кругов прозрачный, они накладываются друг на друга. То, что мы хотели, - приблизить это к образу пулевого отверстия, от которого расплывается кровь", - объясняет автор логотипа.
Рисунок дополняет датировка Второй мировой войны и надпись: "Никогда больше". Идею для логотипа подал историк, директор Института Национальной памяти Владимир Вятрович. Он предложил сместить привычные для официальной пропаганды акценты. Прежде всего, напомнить о Второй мировой войне, а не только о Великой Отечественной. Дизайнер с этим согласен. "Второя мировая война была большей, чем Великая Отечественная. В частности, для Украины. Для Украины война началась в 1939 году, а не в 1941-м", - считает дизайнер.
К Мишакину с предложением нарисовать логотип, посвященный Второй мировой войне обратился гендиректор Национальной телекомпании Украины Зураб Аласания. "Чем старше я становился, тем больше я понимал, что война - это ужас и кошмар. Это должен быть день памяти и скорби, а не праздник победы. Праздновать брутальные вещи не очень хорошо - для моральности, для нравственности, для человечности, для всего, чего угодно. Тем более что в последнее время Россия стала использовать это как элемент пропаганды", - объясняет Аласания.
Перед девятым мая в Харькове пройдет другая акция, посвященная войне, - волонтеры будут раздавать георгиевские ленточки. Акцию в 2005 году предложило проводить российское информагентство "РИА "Новости". Популярный в России символ имеет как имперские, так и советские корни. На сайте акции можно прочесть о том, что лента ордена Святого Георгия первой степени состояла из трех черных и двух оранжевых полос. В 1943 году был учрежден орден Славы трех степеней. Лента ордена имела желто-черную расцветку.
В последние месяцы в Украине георгиевская ленточка приобрела иной символический оттенок. Георгиевские ленты были на одежде у "спортсменов", которые в конце января нападали на активистов Евромайдана. Первого февраля по инициативе тогдашнего губернатора Михаила Добкина в Харькове было создано движение "Украинский фронт" - его символом стала тоже георгиевская ленточка. Движение "Украинский фронт" признало свое участие в разгоне "евромайдановцев", пытавшихся 19 февраля заблокировать Академию внутренних войск. Люди с георгиевскими ленточками на оранжевых жилетах, в масках и с палками, били оппонентов, гоняли их по скверу на площади Восстания. После смены власти в Киеве георгиевская ленточка стала символом пророссийских протестных акций в юго-восточных регионах Украины. Ленты были на одежде людей, которые 12 апреля захватывали райотдел милиции в Славянске, а днем позже - тех, кто бил сторонников единой Украины в Харькове.
"Георгиевская ленточка никак меня не "цепляет", никаких эмоций не вызывает. Георгиевская ленточка - она не о страданиях, не о смерти, главнейшем, что есть в войне. Все эти миллионы жертв, миллионы душ георгиевская ленточка не репрезентует", - говорит Мишакин.
"Георгиевская ленточка, я считаю, уже перестала быть чем-либо, кроме российской пропаганды. Вроде бы ничего плохого, но в последние месяцы это связалось именно с агрессией. Поэтому понятно было, что нужно искать замену этому символу. Весь мир давно использует символ мака именно как память о погибших солдатах. Не акцентируя на том, кто - это погибшие люди. Так делают в Британии, так делают в Канаде", - приводит пример Аласания.
"Красный мак" ляжет в основу роликов, которые будут транслироваться с 8 по 10 мая украинским телевидением. Они станут олицетворением главного "месседжа" логотипа - "Никогда больше". Эти слова инициатор нового символа и его автор трактуют одинаково: чтобы война больше никогда не повторилась.