Превратится ли Мелитополь в сплошной базар?
Задача КП «Мелитополькоммунсервис», считает директор предприятия Леонид Федько, прежде всего - навести порядок на несанкционированных рынках. А это, естественно, требует денег. Значит, оплачивать уборку должны те, кто оставляет за собой мусор, - торгующие.
Однако средства для достижения благой цели небесспорны. Например, депутат Валерий Лябах доказывает, что своим решением горсовет узаконил несанкционированную торговлю в любом общественном месте города и нарушил действующее законодательство. Кроме того, горсовет не учел утвержденные Кабмином правила торговли.
Мы попросили прокомментировать ситуацию директора аудиторской фирмы «НЭП» Владимира ХУДИКА:
- Если преамбулу решения привести в соответствие с постановляющей частью, то следует написать так: «В нарушение ст. 26, п. 44 Закона «О местном самоуправлении Украины».
Во-первых, горсовет узаконивает ситуацию, нарушая не только ст. 26, п. 44 Закона «О местном самоуправлении», но и ст. 4 Декрета Кабмина «О местных налогах и сборах», ст. 15, п. 3 Закона «О системе налогообложения», ст. 160 Кодекса об административных правонарушениях.
Во-вторых, поручение взимать деньги за фиктивные и даже не обозначенные хотя бы для формальности услуги напоминает торговлю римской церковью индульгенциями. Они давали наперед отпущение грехов и были введены для пополнения церковной казны. А за нарушение правил торговли существуют штрафы, которые должны налагаться уполномоченными на то органами.
В-третьих, предложенная горсоветом плата по своему расчету соответствует рыночному сбору, утвержденному Декретом Кабмина «О местных налогах и сборах». Однако там верхний предел за одно торговое место установлен в размере 20 проц. от не облагаемого налогом минимального дохода граждан (3,4 грн.), а не 7 грн. К слову: за издание нормативно-правовых или распорядительных актов, документов, которые изменяют доходы и расходы бюджета вопреки установленному законом порядку для должностных лиц в Украине предусмотрена уголовная ответственность (ст. 211 УК).
И наконец, неплохо бы уточнить, о каких именно местах торговли идет речь. Если об узаконенных, то там обязанности содержания возложены на конкретных пользователей и владельцев. Если о неузаконенных, то штрафы - компетенция других органов, а не коммунального предприятия.
Конкретные места для неорганизованной торговли (звучит парадоксально, не так ли? - Авт.) должна, по решению сессии, определить депутатская комиссия. Но это, на мой взгляд, ничуть не облегчает задачу коммунальному предприятию. Велика вероятность того, что возникнут новые «точки», торгующие «расползутся» по дворам - этот процесс наблюдается уже и сейчас. Спрашивается, не даст ли решение горсовета толчок к развитию и процветанию несанкционированной торговли? То есть обратный желаемому результат.
Непонятен и механизм сбора платы. Допустим, у КП будет достаточное число контролеров. А у них, как обещает Л. Федько, -достаточное количество соответствующих квитанций строгой отчетности. Каким образом сотрудники КП заставят людей подчиниться? Решение сессии в этом плане - помощник не слишком надежный. Документ, например, можно проигнорировать. А от контролера нетрудно отмахнуться. Не придется ли в этом случае опять-таки обратиться к силовым методам? Если так, то стоило ли затевать сыр-бор с платой за надуманные услуги? Не лучше ли, как и предписывает закон, штрафовать за незаконную торговлю?