В школах "ДНР" пытаются искоренить украинский язык
Просмотров: 1172
22 лютого 2015 09:20
школах "ДНР/ЛНР" из детей пытаются сделать адептов Путина и "русского мира"
Содержательное наполнение среднего образования на территориях, подконтрольных сепаратистам, концептуализируется в соответствии с основами "Конституции ДНР": "восстановление единого культурно-цивилизационного пространства Русского Мира на основе его традиционных религиозных, социальных, культурных и моральных ценностей, с перспективой вхождения в состав Большой России как ореола территорий Русского Мира".
Об этом пишет в статье для ZN.UA научный сотрудник Научно-исследовательского института Украиноведения Александр Хоменко.
Средство для достижения этой цели — тотальное переведение всего образования на российские стандарты, которые в течение многих лет правления нынешнего президента РФ выступают надежными "пресс-формами" для "серийного" производства лояльных к Кремлю подданных, отмечает автор.
В течение определенного времени функционерам "народных республик" казалось, что русифицировать обучение в средних школах чрезвычайно легко. Но оказалось, не все так просто. Разрушить украинскую систему образования, конечно, не проблема, но тогда на подконтрольных "ДНР" и "ЛНР" территориях не было бы вообще никакого образования. По этой причине образовательная политика "Новороссии" вынуждено стала более реалистичной: педагогам разрешено, преподавая естественные и гуманитарные дисциплины, там, где они не связаны с украинской патриотичной идеологией, ориентироваться на разработанные МОН Украины программы и Типовые учебные планы. В учебном процессе продолжают использоваться украинские учебники.
Но ориентация на "ценности Русского Мира" остается неизменной. Так, "министры образования ЛНР и ДНР" Леся Лаптева и Игорь Костенок заявили, что в январе 2015-го начинается переход на российские стандарты образования, вместо 12-балльной вводится 5-балльная система оценивания, и будет осуществляться обязательная переподготовка всех учителей.
Русифицируется не только содержательный контент, но и языковой режим работы образовательных заведений: оба министерств образования "республик" издали приказы, которые обязывают "организовать преподавание, обучение и воспитание в учреждениях образования всех уровней, типов и форм собственности на русском языке".
Но этот "переход", который будет нуждаться в полной замене всех учебных программ по всем дисциплинам, всего методического обеспечения, всех учебников, даже его инициаторы воспринимают больше как риторическую декларацию, чем как разработанный план конкретных действий, пишет автор.
Особое внимание функционеры образовательных ведомств сепаратистов обращают на предметно-содержательный контент учебного процесса. Общее направление здесь тоже неизменное — русификация. Террористы даже не считают нужным эту тенденцию как-то маскировать.
В украинских по статусу школах Луганска язык Шевченко и Франко разрешено изучать только в течение одного урока в неделю, и к тому же называется этот предмет теперь "иностранный язык".
Речь идет не только о самом языке, а о системном уничтожении в дискурсе школьного образования всех "маркеров" украиноведения. В школьных программах "ЛНР" с 1 января 2015 г. полностью изъят курс истории Украины, который будет заменен предметом "История Отечества" — очевидно, российского, с определенной луганской "спецификой".
В школах "ДНР" украинская история формально еще не запрещена, но методические рекомендации "Минобразования" настойчиво советуют учителям заменить ее "вторым базовым курсом".
Вместо географии Украины в той же "ДНР" введен предмет "География родного края", из курса правоведения изъято упоминания о Конституции Украины и другие законы, предмет "Я і Україна" (4 кл.) должен быть заменен курсами "Природоведение" и "Обществоведение", из курса "Я у світі" (3 кл.) приказано убрать все украиноведческие аспекты, заменив их "материалом курса "Донеччиноведение".
Из курса украинской литературы должны быть изъяты стрелецкие песни, драма Леси Украинки "Бояриня", стихотворение В. Сосюры "Любіть Україну!", стихи В.Голобородько "Наша мова" и "Ми йдемо".
Теперь, учитывая задекларированный переход к российским стандартам, вообще не понятно, как будет изучаться украинская литература, поскольку этого предмета как отдельной дисциплины в российских образовательных стандартах просто не существует, отмечает автор.
Образовавшийся таким образом идеологический вакуум заполняется препарированным по московским образцам "православием", введению которого в образовательное пространство "народные республики" приделяют особое внимание.
Различные варианты курсов наподобие "Основы православной культуры" апробируются на школьниках и студентах как своеобразный заменитель пока что окончательно не сформированной в "ЛНР" и "ДНР" государственной идеологии.
По прямому приказу сепаратистского руководства, в школах проводятся "уроки мужества". Фактически — это политинформации, на которых учеников призывают быть лояльными к России и Путину. Но проводить их обычно поручают не учителям, а боевикам или шовинистически настроенным священникам.
В образовательный процесс школ "ДНР" введен предмет "Защита Отечества". Как подчеркивает "Отдел образования Енакиевского городского совета", именно он "в условиях сложившейся ситуации в Донбассе" призван сыграть "ведущую роль в выстраивании системы ценностей подрастающего молодого поколения". Глава "ДНР" Александр Захарченко заявил, что такие уроки должны вести раненые боевики.
"Но тогда уже они будут не пришлыми гостями на "уроках мужества", а полноправными членами педагогических коллективов. Возможно, именно на этих "политруков" и возлагается задача привести школы к полной лояльности "ДНР". Посчастливится ли террористам ее реализовать? Сейчас трудно давать какие-то прогнозы. Что же касается будущего школьников, то оно так же целиком зависит от того, будет ли образование региона погружено в стагнационное болото "Русского мира", или же для него откроется перспектива вместе со всем украинским образованием интегрироваться в европейский цивилизационное, а следовательно, — и образовательное пространство", резюмирует автор.
По информации министра образования и науки России Дмитрия Ливанова, в "Луганской Народной Республике" работает 336 общеобразовательных учреждений, в которых учатся 25872 ребенка, в "Донецкой Народной Республике" работают 534 школы, где учатся 146 969 детей.
Источник: zn.ua
Об этом пишет в статье для ZN.UA научный сотрудник Научно-исследовательского института Украиноведения Александр Хоменко.
Средство для достижения этой цели — тотальное переведение всего образования на российские стандарты, которые в течение многих лет правления нынешнего президента РФ выступают надежными "пресс-формами" для "серийного" производства лояльных к Кремлю подданных, отмечает автор.
В течение определенного времени функционерам "народных республик" казалось, что русифицировать обучение в средних школах чрезвычайно легко. Но оказалось, не все так просто. Разрушить украинскую систему образования, конечно, не проблема, но тогда на подконтрольных "ДНР" и "ЛНР" территориях не было бы вообще никакого образования. По этой причине образовательная политика "Новороссии" вынуждено стала более реалистичной: педагогам разрешено, преподавая естественные и гуманитарные дисциплины, там, где они не связаны с украинской патриотичной идеологией, ориентироваться на разработанные МОН Украины программы и Типовые учебные планы. В учебном процессе продолжают использоваться украинские учебники.
Но ориентация на "ценности Русского Мира" остается неизменной. Так, "министры образования ЛНР и ДНР" Леся Лаптева и Игорь Костенок заявили, что в январе 2015-го начинается переход на российские стандарты образования, вместо 12-балльной вводится 5-балльная система оценивания, и будет осуществляться обязательная переподготовка всех учителей.
Русифицируется не только содержательный контент, но и языковой режим работы образовательных заведений: оба министерств образования "республик" издали приказы, которые обязывают "организовать преподавание, обучение и воспитание в учреждениях образования всех уровней, типов и форм собственности на русском языке".
Но этот "переход", который будет нуждаться в полной замене всех учебных программ по всем дисциплинам, всего методического обеспечения, всех учебников, даже его инициаторы воспринимают больше как риторическую декларацию, чем как разработанный план конкретных действий, пишет автор.
Особое внимание функционеры образовательных ведомств сепаратистов обращают на предметно-содержательный контент учебного процесса. Общее направление здесь тоже неизменное — русификация. Террористы даже не считают нужным эту тенденцию как-то маскировать.
В украинских по статусу школах Луганска язык Шевченко и Франко разрешено изучать только в течение одного урока в неделю, и к тому же называется этот предмет теперь "иностранный язык".
Речь идет не только о самом языке, а о системном уничтожении в дискурсе школьного образования всех "маркеров" украиноведения. В школьных программах "ЛНР" с 1 января 2015 г. полностью изъят курс истории Украины, который будет заменен предметом "История Отечества" — очевидно, российского, с определенной луганской "спецификой".
В школах "ДНР" украинская история формально еще не запрещена, но методические рекомендации "Минобразования" настойчиво советуют учителям заменить ее "вторым базовым курсом".
Вместо географии Украины в той же "ДНР" введен предмет "География родного края", из курса правоведения изъято упоминания о Конституции Украины и другие законы, предмет "Я і Україна" (4 кл.) должен быть заменен курсами "Природоведение" и "Обществоведение", из курса "Я у світі" (3 кл.) приказано убрать все украиноведческие аспекты, заменив их "материалом курса "Донеччиноведение".
Из курса украинской литературы должны быть изъяты стрелецкие песни, драма Леси Украинки "Бояриня", стихотворение В. Сосюры "Любіть Україну!", стихи В.Голобородько "Наша мова" и "Ми йдемо".
Теперь, учитывая задекларированный переход к российским стандартам, вообще не понятно, как будет изучаться украинская литература, поскольку этого предмета как отдельной дисциплины в российских образовательных стандартах просто не существует, отмечает автор.
Образовавшийся таким образом идеологический вакуум заполняется препарированным по московским образцам "православием", введению которого в образовательное пространство "народные республики" приделяют особое внимание.
Различные варианты курсов наподобие "Основы православной культуры" апробируются на школьниках и студентах как своеобразный заменитель пока что окончательно не сформированной в "ЛНР" и "ДНР" государственной идеологии.
По прямому приказу сепаратистского руководства, в школах проводятся "уроки мужества". Фактически — это политинформации, на которых учеников призывают быть лояльными к России и Путину. Но проводить их обычно поручают не учителям, а боевикам или шовинистически настроенным священникам.
В образовательный процесс школ "ДНР" введен предмет "Защита Отечества". Как подчеркивает "Отдел образования Енакиевского городского совета", именно он "в условиях сложившейся ситуации в Донбассе" призван сыграть "ведущую роль в выстраивании системы ценностей подрастающего молодого поколения". Глава "ДНР" Александр Захарченко заявил, что такие уроки должны вести раненые боевики.
"Но тогда уже они будут не пришлыми гостями на "уроках мужества", а полноправными членами педагогических коллективов. Возможно, именно на этих "политруков" и возлагается задача привести школы к полной лояльности "ДНР". Посчастливится ли террористам ее реализовать? Сейчас трудно давать какие-то прогнозы. Что же касается будущего школьников, то оно так же целиком зависит от того, будет ли образование региона погружено в стагнационное болото "Русского мира", или же для него откроется перспектива вместе со всем украинским образованием интегрироваться в европейский цивилизационное, а следовательно, — и образовательное пространство", резюмирует автор.
По информации министра образования и науки России Дмитрия Ливанова, в "Луганской Народной Республике" работает 336 общеобразовательных учреждений, в которых учатся 25872 ребенка, в "Донецкой Народной Республике" работают 534 школы, где учатся 146 969 детей.
Источник: zn.ua