В Мелитополе стало интересной книжкой больше
Просмотров: 1826
18 березня 2015 06:06
фото предоставил Александр Чухраенко
В Мелитополе издали интересную книгу-воспоминание. Галина Яковлевна Сазонова-Войта, которая сейчас живет в Москве, издала свои воспоминания о доме, который стал родным - Терпеньевском детском доме.
Галина Яковлевна родилась в тяжелые предвоенные годы в с. Федоровка (сейчас Чубаровка) Пологовского района Запорожской области. В войну потеряла обоих родителей. За десять лет, что она провела в детских домах, с 1945 по 1954 годы, она побывала в пяти: Каменском, Ногайском, Григорьевском, Михайловском, Терпеньевском. Последний она называет «лучшим», здесь она получила путевку в жизнь.
История издания этой книги начинается в октябре 2013 г., когда бывший руководитель Терпеньевского школьного краеведческого музея, а ныне сотрудник Мелитопольского краеведческого музея Александр Чухраенко, получил бандероль из Москвы с воспоминаниями Галины Яковлевны.
- Воспоминания, как говорится, «тронули за душу», вспоминает Александр Анатольевич и рассказывает, что написал письмо автору и предложил выделить из рукописи ту часть, которая касается истории Терпеньевского детдома, отредактировать должным образом и издать уже как книжку краеведческой направленности.
В ответном письме Галина Сазонова-Войта с удовольствием дала согласие на издание книги и «назначила» Александра Чухраенко официальным редактором будущего издания. В течение года воспоминания были отредактированы и дополнены вступительной частью.
И кстати, от такого сотрудничества книга только улучшилась. В частности, благодаря подсказке главного хранителя фондов Мелитопольского краеведческого музея Галины Кучер удалось установить, что в Терпеньевской общеобразовательной школе-интернате с 1959 по 1961 гг. учился будущий легендарный летчик, Герой Украины, кавалер ордена «Золотая Звезда» под №1 Александр Галуненко. Именно он в качестве ведущего летчика-испытателя в конце 80-х годов совершил первый взлет на самом большом в мире самолете Ан-225 «Мрия», а также первый полет и цикл испытаний Ан-225 с многоразовым орбитальным кораблем «Буран» на внешней подвеске.
Отрывок из книги: "В 40-50-е годы значительная помощь беспризорным детям оказывалась терпеньевскими колхозами, коллективами предприятий местной промышленности, общественностью, воинскими частями, профсоюзными организациями и комсомолом. Кроме того, в детском доме велась работа по созданию и укреплению собственной продовольственной базы (подсобного хозяйства). В «подхозе», как его называли, числился целый штат работников: водитель, конюх-ездовой, огородник, свинарка-доярка, сапожный мастер, подсобные рабочие.
Колхоз передал детдомовцам сад возле Каменной Могилы, засаженный сливой и знаменитой терпеньевской черешней, а также поле в лесопитомнике, которое использовалось для высадки огородных и бахчевых культур. Из арбузов варили мед без сахара (нардек). В том месте, где сейчас стоит учебный корпус, был насажен большой виноградник.
Воспитанники своими руками возделали пустырь возле детдома, разбили грядки. На грядках сажали огурцы, помидоры, капусту, сладкий и горький перец. Поливали из текущего с горы арыка. На территории разбили замечательные цветники и даже построили лимонарий. Автор пишет, что за всем этим стояла Лидия Яковлевна Рыльцева, биолог по специальности, воспитатель. Лимонарий был её детищем. И вообще она была в ответе за клумбы, огород, виноградник, цветники. На дорожках возле клумб стояли скамейки, сделанные руками мальчиков под руководством инструктора деревообделочной мастерской Никобенко М.З.
Особенностью Терпеньевского детдома было развитое детское самоуправление. Детское самоуправление осуществлялось через детский совет, который руководил всей жизнью ребят, связывая мероприятия детского дома и школы, где учились воспитанники. Члены детского совета стали организаторами всей школьной жизни, они назначали дежурных и давали наряды по кухне, следили за дисциплиной и успеваемостью своих товарищей. Дежурный член детского совета наравне с дежурным воспитателем отвечал за уборку помещений, двора, соблюдение режима дня, работу на участке, проведение культурно-массовых мероприятий и прочее. В результате детское самоуправление стало играть важную воспитательную роль в жизни учреждения".
Автор и редактор издания, а также те, кто уже успел прочесть книгу, выражают огромную благодарность всем, кто не остался равнодушным к появлению книги, и в частности директору Терпеньевской школы-интерната Марине Шевчик.
Галина Яковлевна родилась в тяжелые предвоенные годы в с. Федоровка (сейчас Чубаровка) Пологовского района Запорожской области. В войну потеряла обоих родителей. За десять лет, что она провела в детских домах, с 1945 по 1954 годы, она побывала в пяти: Каменском, Ногайском, Григорьевском, Михайловском, Терпеньевском. Последний она называет «лучшим», здесь она получила путевку в жизнь.
История издания этой книги начинается в октябре 2013 г., когда бывший руководитель Терпеньевского школьного краеведческого музея, а ныне сотрудник Мелитопольского краеведческого музея Александр Чухраенко, получил бандероль из Москвы с воспоминаниями Галины Яковлевны.
- Воспоминания, как говорится, «тронули за душу», вспоминает Александр Анатольевич и рассказывает, что написал письмо автору и предложил выделить из рукописи ту часть, которая касается истории Терпеньевского детдома, отредактировать должным образом и издать уже как книжку краеведческой направленности.
В ответном письме Галина Сазонова-Войта с удовольствием дала согласие на издание книги и «назначила» Александра Чухраенко официальным редактором будущего издания. В течение года воспоминания были отредактированы и дополнены вступительной частью.
И кстати, от такого сотрудничества книга только улучшилась. В частности, благодаря подсказке главного хранителя фондов Мелитопольского краеведческого музея Галины Кучер удалось установить, что в Терпеньевской общеобразовательной школе-интернате с 1959 по 1961 гг. учился будущий легендарный летчик, Герой Украины, кавалер ордена «Золотая Звезда» под №1 Александр Галуненко. Именно он в качестве ведущего летчика-испытателя в конце 80-х годов совершил первый взлет на самом большом в мире самолете Ан-225 «Мрия», а также первый полет и цикл испытаний Ан-225 с многоразовым орбитальным кораблем «Буран» на внешней подвеске.
Отрывок из книги: "В 40-50-е годы значительная помощь беспризорным детям оказывалась терпеньевскими колхозами, коллективами предприятий местной промышленности, общественностью, воинскими частями, профсоюзными организациями и комсомолом. Кроме того, в детском доме велась работа по созданию и укреплению собственной продовольственной базы (подсобного хозяйства). В «подхозе», как его называли, числился целый штат работников: водитель, конюх-ездовой, огородник, свинарка-доярка, сапожный мастер, подсобные рабочие.
Колхоз передал детдомовцам сад возле Каменной Могилы, засаженный сливой и знаменитой терпеньевской черешней, а также поле в лесопитомнике, которое использовалось для высадки огородных и бахчевых культур. Из арбузов варили мед без сахара (нардек). В том месте, где сейчас стоит учебный корпус, был насажен большой виноградник.
Воспитанники своими руками возделали пустырь возле детдома, разбили грядки. На грядках сажали огурцы, помидоры, капусту, сладкий и горький перец. Поливали из текущего с горы арыка. На территории разбили замечательные цветники и даже построили лимонарий. Автор пишет, что за всем этим стояла Лидия Яковлевна Рыльцева, биолог по специальности, воспитатель. Лимонарий был её детищем. И вообще она была в ответе за клумбы, огород, виноградник, цветники. На дорожках возле клумб стояли скамейки, сделанные руками мальчиков под руководством инструктора деревообделочной мастерской Никобенко М.З.
Особенностью Терпеньевского детдома было развитое детское самоуправление. Детское самоуправление осуществлялось через детский совет, который руководил всей жизнью ребят, связывая мероприятия детского дома и школы, где учились воспитанники. Члены детского совета стали организаторами всей школьной жизни, они назначали дежурных и давали наряды по кухне, следили за дисциплиной и успеваемостью своих товарищей. Дежурный член детского совета наравне с дежурным воспитателем отвечал за уборку помещений, двора, соблюдение режима дня, работу на участке, проведение культурно-массовых мероприятий и прочее. В результате детское самоуправление стало играть важную воспитательную роль в жизни учреждения".
Автор и редактор издания, а также те, кто уже успел прочесть книгу, выражают огромную благодарность всем, кто не остался равнодушным к появлению книги, и в частности директору Терпеньевской школы-интерната Марине Шевчик.