Возвращение Казанской
Просмотров: 1949
13 квітня 2015 14:19
Недавно в соборе св. Александра Невского появилась новая икона - старинная и очень необычная. Пресвятая Богородица внимательно смотрит прямо на тебя, младенец-Христос по-детски доверчиво распахнул глазки. Иконе больше двух веков. Никто не знает, сколько лет пролежала она в забытьи, покрытая слоем пыли и грязи, чтобы явиться мелитопольцам именно сегодня.
Зачем драгоценность заклеили газетой?
Дело было так. Рядом с собором св. Александра Невского есть большой подвал. Сколько там хранится всякой всячины - не счесть. В советское время, когда церкви закрывались и рушились, верующие прятали иконы, старинные книги, церковную утварь. Шли годы. Те православные бабушки и дедушки давно умерли. А спасенные святыни остались ждать своего часа и человека, который найдет их.
Сергей Мироненко - прихожанин этого храма. В свободное от работы время он пишет иконы. То, что хранится в подвале, Сергей знает наперечет:
- Два года назад я перебирал тут старые вещи. Неожиданно наткнулся на коробку, открыл - икона! Изображение было заклеено газетной иконкой Матери Божьей. А под ней… Когда я снял газету, то увидел почерневшую доску, выгнувшуюся от времени. Глянул пристально - необыкновенный киот, ни на что не похожий нимб у Богородицы. Но лика не было видно совершенно. Почему его закрыли газетой? Наверное, потому что старинная икона уже была не видна. Но возможно, и для того, чтобы спрятать от посторонних глаз. Эта находка стала для меня настоящим подарком! Понимаете, я всегда любил именно Казанскую икону Божьей Матери: ведь я родился 21 июля, в день памяти этой иконы.
Решил Сергей почистить находку, но почувствовал: «нет, не смогу!» Держал в руках драгоценный образ и напоминал себе главный принцип реставратора - «не навреди». Нужно было найти профессионала, который вернет людям утраченный лик. Но вот где найти?
В соборе Александра Невского уже много лет работает Максим Фесенко - иконописец из Запорожья. Максим пишет фрески на стенах нашего храма. Его жена Марина - дипломированный реставратор, вот к ней в областной центр и отправилась найденная святыня.
В ожидании оценки экспертов
Марина Стеблина начала реставрировать иконы в совсем юном возрасте. Окончив «художку», она поступила в Криворожскую иконописную школу. Поступила чудом: просто экзаменаторы неправильно услышали ее возраст: им показалось, что девушке 17 лет, а ей было лишь 12-ть.
Тут начала осваивать искусство реставрации. Сегодня Марине 27 лет, она мама двоих детей - школьников. Марина пишет иконы сама и восстанавливает старинные. Тонкая работа иконописца нравится многим. Ее заказчики - и храмы, и обычные верующие. Когда к реставратору попала в руки найденная в Мелитополе икона, специалист сразу поняла: перед ней - редкость.
- На мысль об этом наводил выгнутая доска и двойной ковчег - такие бывают лишь в старинных иконах, - вспоминает М. Стеблина, - Обычно мне попадались иконы 19 века, эта первая такая старинная. Я тщательно сверила ее с каталогами икон 18-го века и во многом нашла сходство. Возможно, икона еще старше - 17-го века. Однако с полным правом заявить это может только ученый.
Казанская икона Божьей Матери поступила ко мне из Мелитополя со множественными повреждениями, а также следами предыдущей реставрации, которую сделали лет 100 назад. У изображения Пресвятой Богородицы был утрачен нос, губы. Икона была покрыта ризой - узором из льняных ниток, на который нашили фольгу, а сверху украсили гранеными стеклышками.
Очень долго я расчищала образ от олифы с помощью «компрессов» с диметилсульфатом. Левкас (грунтовую основу) иконы пришлось укреплять при помощи клея, особой тонкой бумаги, шпателя, утюга. Комочки грязи и воска я убрала острым скальпелем. Доска была покрыта множеством гвоздиков, я спиртом напаивала отверстия, а потом вытаскивала гвозди плоскогубцами.
Будто паззлы собираешь
И вот икона оказалась чиста от наслоений прошедших столетий. Что дальше? Еще сложнее и интересней: нужно заново написать ее.
- Работа реставратора - особенная, - объясняет Марина, - Ты не привносишь в икону ничего своего, просто возвращаешь ей первоначальный вид. Вот у вашей мелитопольской иконы был уникальный нимб: красный фон с орнаментом из белых «барашек», а сверху - корона. Но ведь рисунка-то почти не осталось! Вот и подбираешь тон под уцелевшие кусочки - будто пазлы собираешь. Работаешь медленно, тонкими кисточками, штрихами. И лишь в конце, когда все остальное готово, начинаешь угадывать и писать заново святые лики…
Маленькая комната, в ней - множество икон и книг на полках стеллажей. Домашнюю мастерскую супруги Фесенко сделали из кухни обычной двухкомнатной квартиры в Запорожье. Реставратор работает, пока дети в школе, или ночью, когда все спят. Посреди столе на подставке Марина ставит икону. На стеклянной палитре готовит краски: минеральные сухие пигменты смешивает с эмульсией из яйца и вина. Перед работой просит помощи у Бога и того святого, которого пишет.
- Я пишу иконы уже 12 лет, но каждый раз приступаешь и кажется: «Да я просто не умею кисть в руках держать!» - удивляется реставратор, - Все же потихоньку выполняешь свою работу, и в конце концов появляется незабываемое ощущение: не я это сделала…
Мать не откажет своему ребенку
С мелитопольской иконой Марине Стеблине пришлось повозиться: около двух лет она восстанавливала ее в перерывах между написанием других. Но вот окончен труд. Впереди ждет новый заказ. А с той, которую она делала для мелитопольцев, пришлось расстаться. Богородица пошла к людям, которым она так нужна.
- У каждого человека есть мама, Матерь Божья – мать рода человеческого, - говорит протоиерей Александр Виниченко, ключарь кафедрального собора св. Александра Невского, - Она всегда нас слышит. У нас великая радость: Матерь Божья вернулась в свой храм, и люди могут обращаться к ней со своими бедами и просьбами. Она всегда вам даст по вашим молитвам, потому что мать никогда не откажет своему ребенку.
…После стольких лет забвения святыня возвращена верующим. Из тьмы столетий проступил лик Девы Марии с Младенцем-Христом, засияв ярко, чисто, светло. Такое вот чудо.
Зачем драгоценность заклеили газетой?
Дело было так. Рядом с собором св. Александра Невского есть большой подвал. Сколько там хранится всякой всячины - не счесть. В советское время, когда церкви закрывались и рушились, верующие прятали иконы, старинные книги, церковную утварь. Шли годы. Те православные бабушки и дедушки давно умерли. А спасенные святыни остались ждать своего часа и человека, который найдет их.
Сергей Мироненко - прихожанин этого храма. В свободное от работы время он пишет иконы. То, что хранится в подвале, Сергей знает наперечет:
- Два года назад я перебирал тут старые вещи. Неожиданно наткнулся на коробку, открыл - икона! Изображение было заклеено газетной иконкой Матери Божьей. А под ней… Когда я снял газету, то увидел почерневшую доску, выгнувшуюся от времени. Глянул пристально - необыкновенный киот, ни на что не похожий нимб у Богородицы. Но лика не было видно совершенно. Почему его закрыли газетой? Наверное, потому что старинная икона уже была не видна. Но возможно, и для того, чтобы спрятать от посторонних глаз. Эта находка стала для меня настоящим подарком! Понимаете, я всегда любил именно Казанскую икону Божьей Матери: ведь я родился 21 июля, в день памяти этой иконы.
Решил Сергей почистить находку, но почувствовал: «нет, не смогу!» Держал в руках драгоценный образ и напоминал себе главный принцип реставратора - «не навреди». Нужно было найти профессионала, который вернет людям утраченный лик. Но вот где найти?
В соборе Александра Невского уже много лет работает Максим Фесенко - иконописец из Запорожья. Максим пишет фрески на стенах нашего храма. Его жена Марина - дипломированный реставратор, вот к ней в областной центр и отправилась найденная святыня.
В ожидании оценки экспертов
Марина Стеблина начала реставрировать иконы в совсем юном возрасте. Окончив «художку», она поступила в Криворожскую иконописную школу. Поступила чудом: просто экзаменаторы неправильно услышали ее возраст: им показалось, что девушке 17 лет, а ей было лишь 12-ть.
Тут начала осваивать искусство реставрации. Сегодня Марине 27 лет, она мама двоих детей - школьников. Марина пишет иконы сама и восстанавливает старинные. Тонкая работа иконописца нравится многим. Ее заказчики - и храмы, и обычные верующие. Когда к реставратору попала в руки найденная в Мелитополе икона, специалист сразу поняла: перед ней - редкость.
- На мысль об этом наводил выгнутая доска и двойной ковчег - такие бывают лишь в старинных иконах, - вспоминает М. Стеблина, - Обычно мне попадались иконы 19 века, эта первая такая старинная. Я тщательно сверила ее с каталогами икон 18-го века и во многом нашла сходство. Возможно, икона еще старше - 17-го века. Однако с полным правом заявить это может только ученый.
Казанская икона Божьей Матери поступила ко мне из Мелитополя со множественными повреждениями, а также следами предыдущей реставрации, которую сделали лет 100 назад. У изображения Пресвятой Богородицы был утрачен нос, губы. Икона была покрыта ризой - узором из льняных ниток, на который нашили фольгу, а сверху украсили гранеными стеклышками.
Очень долго я расчищала образ от олифы с помощью «компрессов» с диметилсульфатом. Левкас (грунтовую основу) иконы пришлось укреплять при помощи клея, особой тонкой бумаги, шпателя, утюга. Комочки грязи и воска я убрала острым скальпелем. Доска была покрыта множеством гвоздиков, я спиртом напаивала отверстия, а потом вытаскивала гвозди плоскогубцами.
Будто паззлы собираешь
И вот икона оказалась чиста от наслоений прошедших столетий. Что дальше? Еще сложнее и интересней: нужно заново написать ее.
- Работа реставратора - особенная, - объясняет Марина, - Ты не привносишь в икону ничего своего, просто возвращаешь ей первоначальный вид. Вот у вашей мелитопольской иконы был уникальный нимб: красный фон с орнаментом из белых «барашек», а сверху - корона. Но ведь рисунка-то почти не осталось! Вот и подбираешь тон под уцелевшие кусочки - будто пазлы собираешь. Работаешь медленно, тонкими кисточками, штрихами. И лишь в конце, когда все остальное готово, начинаешь угадывать и писать заново святые лики…
Маленькая комната, в ней - множество икон и книг на полках стеллажей. Домашнюю мастерскую супруги Фесенко сделали из кухни обычной двухкомнатной квартиры в Запорожье. Реставратор работает, пока дети в школе, или ночью, когда все спят. Посреди столе на подставке Марина ставит икону. На стеклянной палитре готовит краски: минеральные сухие пигменты смешивает с эмульсией из яйца и вина. Перед работой просит помощи у Бога и того святого, которого пишет.
- Я пишу иконы уже 12 лет, но каждый раз приступаешь и кажется: «Да я просто не умею кисть в руках держать!» - удивляется реставратор, - Все же потихоньку выполняешь свою работу, и в конце концов появляется незабываемое ощущение: не я это сделала…
Мать не откажет своему ребенку
С мелитопольской иконой Марине Стеблине пришлось повозиться: около двух лет она восстанавливала ее в перерывах между написанием других. Но вот окончен труд. Впереди ждет новый заказ. А с той, которую она делала для мелитопольцев, пришлось расстаться. Богородица пошла к людям, которым она так нужна.
- У каждого человека есть мама, Матерь Божья – мать рода человеческого, - говорит протоиерей Александр Виниченко, ключарь кафедрального собора св. Александра Невского, - Она всегда нас слышит. У нас великая радость: Матерь Божья вернулась в свой храм, и люди могут обращаться к ней со своими бедами и просьбами. Она всегда вам даст по вашим молитвам, потому что мать никогда не откажет своему ребенку.
…После стольких лет забвения святыня возвращена верующим. Из тьмы столетий проступил лик Девы Марии с Младенцем-Христом, засияв ярко, чисто, светло. Такое вот чудо.