Положительные тенденции в госзаказах
После того как Госдума внесла серьезные изменения в законодательство о госзаказах, ситуация в Российской Федерации в этом плане резко улучшилась. Уже в первый год действия нового закона в госзакупках, участие в тендерах субъектов малого бизнеса увеличилось на треть.Эта положительная тенденция была сразу отмечена зарубежными аналитическими агентствами. Эксперты провели исследования и поставили Россию в число лидеров по формированию системы государственных заказов.
Госзаказ в новом законодательстве имеет три серьезных отличия от прежних правил. Первое, что следует отметить, - информация о муниципальных и государственных аукционах и конкурсах должна быть в обязательном порядке размещена на официальном сайте. Систематизированы все данные на едином интернет-портале. Там же имеются сообщения об итогах каждого тендера. И все это находится в свободном доступе.
Во-вторых, если ранее к участникам конкурсов разрешено было предъявлять любые требования, то сейчас в этой области имеются существенные ограничения. Сегодня требования выставляются к продукции или услугам компании, а не к ней самой. То есть, к примеру, уже нельзя написать в условиях «срок работы в отрасли не менее трех лет» – это табу. Теперь учитывать можно только качество товара или услуги и срок выполнения заказа.
Но в то же время те, кто писал новый закон, постарались защитить и государственных заказчиков, которые могли бы пострадать от действий так называемых фирм-однодневок. Теперь госзаказчик может выставить гарантии обеспечения. Они могут выражаться в денежном залоге, страховании ответственности и гарантии банка. Суть этих действий в том, что предприятие, которое выиграло конкурс, не получит полное финансирование, если не выполнит обязательств по госзаказу. На лицо экономическая мотивация к добросовестному выполнению договора.
Более того, в контракт отныне можно внести пункт о поэтапном приеме работ. Сейчас нет нужды ждать окончания строительства объекта, чтобы впоследствии спорить с исполнителем о том, что вам построили не то, что требовалось. Утверждать выполнение контракта можно пошагово. Таким образом, это автоматически отсеивает недобросовестные фирмы, которые планировали сэкономить значительные средства на материалах. Вдобавок закон предполагает создание реестра таких нечистых на руку подрядчиков или поставщиков товарной продукции, если речь идет о госзакупках. Попадание в «черный» список – это еще один хороший барьер для некачественной работы.
В-третьих, теперь в законодательстве сформулированы четкие критерии выбора победителей и введены аукционы, которые могут отодвинуть на задний план такую форму, как конкурсы. Главное – четко прописать критерии товара, тогда участники торгов будут отсеиваться уже на стадии подачи заявок. Естественно, при оформлении госзакупки нужно понимать, что названные критерии должны иметь разумные границы, а не быть прописанными под одну конкретную фирму. В противном случае у госзаказчика могут возникнуть неприятности с Законом «О защите конкуренции».