Технический прогресс должен касаться и медицины
Медики не должны быть бюрократами по определению, их задача лечить. То, что врач становится советчиком, утешителем, иногда другом – это понятно, но бюрократом –извольте. Но именно на бумажную работу у медработников уходит едва не половина рабочего времени. Заполнение медицинских карт больных, составление бесконечных отчетов – марудная работа, которая не только отнимает уйму времени, но и зачастую просто выводит из себя.
Облегчить жизнь медикам а, следовательно, и их пациентам сможет медицинская информационная система, единая база данных медучереждения, в которую внесены все данные о пациентах.
Традиционно наш визит к любому врачу начинается с получения своей медкарты в регистратуре. Нерасторопный и в меру любезный сотрудник этого кабинета долго роется в ящичках и картотеках, сначала ищет карту по фамилии пациента, затем по месту его прописки. В лучшем случае найденная увесистая история болезни через окошко попадает к пациенту, из растрепанной тетради вылетают наскоро приклеенные бланки с результатами анализов и рецептами врача. А почерк всех медиков – это тема для отдельного рассказа, зачастую новый лечащий врач не может разобрать «писанину» своего коллеги, от чего нередки врачебные ошибки.
Современный медицинский центр должен работать не так. В идеале врач должен только лечить, а пациент получать лечение, а не выстаивать очереди и выслушивать сетования медиков. В кабинете каждого медработник должен стоять компьютер, и щелкнув несколько раз мышью врачу должна стать доступна исчерпывающая информация о новом пациенте, начиная с паспортных данных, номера страховки, места работы, и заканчивая возможными наследственными болезнями и картой прививок больного. Пациенту тоже куда удобнее было бы не носить за собой бумажный вариант медицинской карты, если вдруг пришлось сметить лечащего врача, а скопировать всю историю болезни, включая результаты анализов, данные узи органов на флешку. Спасибо за такое нововведение сказали бы и будущие мамы, которые на последних месяцах беременности носят за собой толстые, увесистые талмуды, так как схватки могут начаться даже в общественном транспорте, на курорте, в другом городе, и нужно быть готовой. Бесспорно, внедрение любых новшеств в работу – это изначально неудобно, и противников найдется немало. А тем более, если речь идет о компьютерных технологиях, одно только упоминание о которых жутко пугает работников старой закалки. Заставить именитого врача, который за годы своей работы имеет тысячи благодарных пациентов освоить компьютерную грамоту может быть совсем не просто. Но зато те, кто ощутит все прелести работы с автоматизированной базой данных, уже не захотят возвращаться к бумажной работе.
Продать и установить стандартную медицинскую информациооную систему, написать программу по индивидуальному заказу для крупной клиники или небольшого частного врачебного кабинета для специалистов не составит труда. Научиться работать с таким программным обеспечением, при грамотном учителе, можно за три-шесть месяцев. Следовательно, уже через полгода потраченные деньги окупятся и начнут работать на клинику.