Вопросы разработки новой педагогической теории

Просмотров: 427

Развитие общества требует научно обоснованных новаторских подходов к решению задач воспитания, реорганизации научно-исследовательской работы в соответствии с перестройкой средней и высшей школы, всей системы образования. Фактически речь идет о беспрецедентном со времени создания основ педагогики и школы социальном заказе педагогической науке: о создании новой педагогической теории нашего времени. Такая теория, с одной стороны, должна восстановить утраченные или деформированные за многие десятилетия с 30-х гг. принципы и гуманистические ориентации педагогики, с другой — включить в содержание основ нашей педагогики новые принципы (основные положения) и категории, отвечающие новым задачам системы образования, новым реальностям принципиально изменившегося мира.

Конкретизация и развитие целей воспитания зависят сейчас от педагогического осмысления нового социального заказа педагогике. Человека придется учить жить и творчески трудиться в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования экономики, демократизации и самоуправления. Отсюда необходимость формирования новых социально-психологических установок у молодежи, изменений в содержании и процессе трудового, мировоззренческого, нравственного воспитания.

Решения о ходе перестройки средней и высшей школы, их коренной демократизации и преобразовании, нацеливают педагогическую науку на творческое развитие ленинских принципов педагогики, разработку новых положений и идей. Из установок о перестройке образования, из всех дискуссий в печати последнего времени можно сделать важный методологический вывод: потребность в новой теории назрела и поиск ее идет.

Предложения о «новой педагогике», «новом педагогическом мышлении»  имеются в печати. Так, философ Г. С. Батищев выдвинул ряд принципов педагогического мышления, среди которых принципы «общения, или взаимной сопричастности», «вызывания подобного подобным», «мировоззренческой принципиальности» и др. В качестве черт нового педагогического мышления называются: требование организации обучения, направленного на формирование творческой личности, своеобразие индивидуальности; нацеленность на приоритет гармоничного воспитания человека перед разными видами его обучения, образования, понимание образования как общественно-государственной системы и др.

В целом поиск идет в направлении гуманизации педагогики, в направлении изучения личности, человека. Нужны усилия по обработке принципов и категорий современной педагогики, с учетом в ней преемственности и новаторства. Новая педагогическая теория должна вырастать из передового и новаторского опыта и такой же научно-педагогической мысли всех стран света, из интеграции знаний о человеке и мире. Она должна быть ориентирована на целостное, опережающее и фундаментальное разрешение основных противоречий, возникающих в практике формирования человека и имеющих большой социальный резонанс; на перевод существующих педагогических систем в качественно новое состояние по содержанию воспитания и образования, организации и управлению ими. О каких же принципах, определяющих особенности новой педагогической теории, можно уже сейчас ставить вопрос? О системе таких принципов пока говорить рано, однако в постановочном порядке о ряде положений и идей как принципах новой теории следует сказать.

Принцип демократизации всей системы образования как постоянно развивающегося процесса должен, по нашему мнению, стать одним из определяющих в системе принципов педагогики. Демократизация всех звеньев непрерывного образования (развитие форм самоуправления, привлечение к этому процессу учащихся, общественности, создание эффективного «механизма» государственно-общественного управления народным образованием) предполагает все большую социализацию школы (в широком смысле слова), т. е. открытость системы образования происходящим социальным процессам, обогащение и расширение ее социально-политических функций как института государственного, общественного и идеологического. В свою очередь сама социальная среда должна все более педагогизироваться, т. е. педагогические знания и средства воспитания должны все более широко проникать во все сферы жизни. В этой связи можно говорить о принципе социализации педагогики и школы и педагогизации общества.

Предстоит наполнить современным содержанием фундаментальные ленинские положения о развитии школы как единой, трудовой, политехнической. Главное здесь в преодолении сложившегося у нас непонимания диалектики общего, особенного и единичного в школьной политике: единство целей коммунистического воспитания должно реалнзовываться не в единстве однообразных моделей школ, учебных планов, программ и т. д., как это происходит сейчас, а в единстве многообразного, как этого и требует марксистско-ленинская методология.

Принцип соревновательности различных моделей школ, концепций содержания образования и т. п. открывает возможность инициативного внедрения нарабатываемых в педагогике идей и концепций, передового и новаторского индивидуального и коллективного опыта. Выдвижение на передний план проблемы человека как нравственной исторической личности, субъекта истории социального творчества, обострение глобальных проблем современности заставляют обосновать принцип гуманизации воспитания и образования, преодоления в связи с этим сциентистского подхода к пониманию педагогики. Это предполагает переосмысление предмета педагогики: сейчас важно посмотреть на педагогику не столько как на науку о воспитании и образовании, сколько как науку о мастерстве и даже искусстве воспитания. Тем самым акцент делается на специфике педагогической деятельности, технологичности педагогического знания, особенности опыта педагогов-новаторов, характере подготовки педагогических кадров. Не случайно до сих пор существует дилемма: педагогика — наука или искусство? В данном определении соединяются наука и искусство. Потребность в гуманизации педагогики проявляется по-разному. Например, появилось выражение «педагогика сотрудничества» как требование перемен в отношении с учениками, которые предполагают «учение без принуждения», «личностный подход» и другие идеи и приемы в работе с учащимися. Идеи «педагогики сотрудничества» фактически были представлены в трудах А. С. Макаренко, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого, В. А. Сухомлинского. О школе будущего писали: «Каждый ученик должен являться в одно и то же время и учеником, и учителем». Фактически речь шла о воспитаннике как субъекте жизнедеятельности и собственного развития. Такой подход к человеку в дальнейшем был фактически утрачен.

Идея сотрудничества должна быть восстановлена. Поэтому важно восстановить и развить в новых условиях принцип субъектно-личностной ориентации педагогики. Речь фактически должна идти о духовном возрождении человека. Ориентир — слова о том, что человек «не стремится оставаться чем-то окончательно установившимся, а находится в абсолютном движении становления». Человек как субъект всемирной истории — вот что сейчас становится определяющим в понимании педагогикой человека и смысла его существования на земле. В центре новой теории должна находиться идея жизнетворчества. С названным выше принципом и идеей связан и другой — принцип креативности, ориентации на инновационные процессы в педагогике, на формирование творческой личности. Важно готовить учащихся к социальному творчеству во всех сферах общественной жизни, к совершенствованию социалистических общественных отношений, управлению развитием общества. Характер принципов приобретают идеи воспитания в духе мира, а также идея терапевтического эффекта педагогики — предупреждения нервно-психических срывов и по возможности компенсации физиологических и психических нарушений, встречающихся в практике обучения у учащихся. Полноправным становится принцип непрерывного образования. Необходимость связи воспитания и образования, тенденция интеграции воспитательных и дидактических систем (работы Л. И. Новиковой, В. А. Караковского) заставляют поставить вопрос о принципе гармонизации обучения и воспитания. Актуальным становится вопрос о принципе единства общеобразовательной и профессиональной подготовки в системе образования. Теоретическая разработка новых принципов — необходимое условие обновления основ социалистической педагогики. Каждый из названных выше принципов потребует, конечно, дальнейшего обоснования и разработки вплоть до технологических (прикладных) уровней их представления в педагогике, включения в общую систему основ социалистической педагогики — принципов воспитания, дидактики, управления школой. Необходимы и отработка категориального аппарата новой педагогики, отбор и включение в нее системы таких понятий, как «новое педагогическое мышление», «педагогическая система школы», «авторские школы» и др.

Таким образом, новая педагогическая теория — это новая система принципов и категорий, которые в то же время новаторски развивают основы социалистической педагогики (идеи всестороннего развития личности и др.), «входят в них». Это педагогика жизнетворчества: формирование человека как творца, проектировщика собственной жизни, субъекта социального творчества. Создание такой теории предполагает прохождение ряда уровней исследовательского процесса: уровня опережающего методологического выдвижения исходных положений теории; уровня апробации этих положений (в дискуссиях, в периодической и научной печати, их уточнения и развития); уровня проектов исследований, т. е. общих рекомендаций разработки принципов и категорий теории в основных отраслях педагогического знания (теории воспитания, дидактике, методиках и др.); уровня отбора ведущих подразделений и кафедр педагогики вузов, имеющих специалистов для реализации проектов исследований до технологических решений проблем и локального внедрения; уровня методологического и теоретического обобщения результатов реализации проектов в целостную педагогическую теорию; уровня широкого и целостного внедрения теории в практику обучения и воспитания.

Проблема, следовательно, сейчас состоит в том, чтобы не только наметить систему принципов и категорий теории, но и пройти все названные уровни исследований, их разработки, а самое главное — внедрения.

Идеи новой педагогики рождает сама практика нашей школы. Успех процесса создания зависит от взаимообогащения творческой педагогической теории и практики создания новой системы образования.