Украинская фармацевтика не боится кризиса и показывает рекордные прибыли
Сегодня фармрынок Украины подвергается глобальным изменениям, которые измеряются не только в количественных показателях объемов продаж. Два сильнейших триггера – экономический кризис в мире и пандемия коронавируса – вызвали необходимость в пересмотре принципов ведения бизнеса. Фарма разрабатывает новые методы продвижения, модели взаимоотношений с потребителями и поставщиками, еще больше инвестирует в инновации и технологические решения.
Прошлый год для фармрынка был успешным: по данным справочника «Фармацевтика Украины 2020» объем аптечного сектора составил $3,4 млрд, а среднегодовой темп роста – 12%. В начале 2020 года он показывал высокие результаты: за первый квартал вырос на 40% по сравнению с прошлым годом. С наступлением пандемии фарму ожидал серьезный провал.
Однако введение карантина вызвало положительные изменения в работе ГЭЦ МОЗ: регистрация лекарств проходила быстрее, что предотвратило их дефицит. При том, что во многих странах ощущалась нехватка медикаментов, украинский рынок перенес эту ситуацию безболезненно, во многом благодаря мощным позициям отечественных компаний и быстроте их реакции на изменения. Компания «Дарница» Глеба Загория еще до закрытия границ успела создать большой запас сырья для производства лекарств вплоть до конца года. Создавшиеся условия научили представителей фармсектора находить резервы и быстро адаптироваться к ситуации.
При почти нестабильность существовавших логистических систем, в Украине стала действовать дистанционная торговля лекарствами. И хотя эта модель требует множества доработок, начало уже положено, а значит технологии и законодательство вынуждены под нее адаптироваться.
Коронакризис, будучи проблемой мирового масштаба, открыл для фармацевтического рынка новые возможности. Сейчас наблюдается всплеск инвестиций в разработки этой отрасли. А через несколько лет мы ощутим результаты этого в виде новых знаний и открытий, которые стимулируют развитие фармацевтики.
Эпидемия проявила всю важность вложений в инновации и развитие технологий, и даже стала толчком к диджитализации в системе здравоохранения. Например, фирма «Дарница» в прошлом году инвестировала в инновации 32 млн грн и именно это ей помогло быстро адаптироваться к новой реальности. Она перевела более 500 сотрудников на удаленную работу, не снизив своей эффективности.
Хотя итоги 2020 года для украинского фармрынка подводить еще рано, эксперты ожидают его рост в двузначной цифре. Это направление бизнеса показало устойчивость к кризису, готовность работать в экстренных условиях и быстро адаптироваться к изменениям. Внедрение инноваций и диджитализация, формирование отношений с участниками рынка и инвестиции в модернизацию – именно те аспекты, на которые фармацевтика может опираться в своем устойчивом развитии.