Изобретатель от Бога
17 жовтня 2015 21:00
Алексей Харитонович Есипенко - один из родоначальников известной мелитопольской династии. Он сам - известный изобретатель и рационализатор, его брат, Яков Харитонович, главный инженер Мелитопольской паротурбинной электростанции.
Дети - Леонид (директор Ремесленного училища №6), Валентин (видный московский инженер-энергетик), внучка Ирина - директор Мелитопольской детской школы искусств. А его внучатый племянник Юрий Есипенко, бывший председатель Мелитопольского райсовета.
Самородок-самоучка
Алексей родился в Мелитополе 17 марта 1899 г. в семье бывших пол-тавских крестьян Харитона Федоровича и Натальи Стефановны. Дальше в его биографии пробел: как прошло детство, где закончил школу - неизвестно. Получил какое-то техническое образование, возможно, просто на производстве, т.к. родственники говорят о нём, как об изобретателе-самоучке. В 1925 г. женился на местной девушке Евдокии Лабинцевой, уроженке с. Тимашовка. От этого брака у них родились два сына. Всю свою жизнь Алексей Харитонович посвятил пищевой промышленности, попутно занимаясь техническими изобретениями и усовершенствованиями.
Начал свою карьеру в мелитопольской промышленности ещё в 1920-е годы и заработал себе репутацию талантливого техника.
В 1928 г. в городе организовалась артель «Крахпат» на базе существо-вавшей до революции консервной фабрики П. Грачёва. Организационная группа состояла из семи пайщиков. А. Есипенко приняли без паевого взноса как специалиста. Работал мастером крохмально-паточно-консервной фабрики, а затем старшим мастером крахмально-паточного и консервного завода мелитопольской артели «Победа-пищевик». Уже тогда 30-летний мастер проявил себя творчески мыслящим работником: сконструировал и получил в комитете ВСНХ по делам изобретений заявочные свидетельства на два новых станка. Один - для очистки тыквы и дынь от кожуры, а другой - для приведения мякоти арбуза в кашеобразное состояние при производстве арбузной патоки и повидла. После войны А. Есипенко получил подтверждение об авторских свидетельствах на данные изобретения.
Артель несколько раз переименовывали, реорганизовывали. В конце концов, она получила постоянное название «Плодопром», где Алексей Харитонович работал в должности технического руководителя. Особенно увлекало его производство новых видов продукции: арбузного меда, фруктовой пульпы, искусственного саго, цукатов и др.
Работал, не считая со временем
В период Великой Отечественной войны предприятие работало до по-следней возможности. Руководство артели и специалисты эвакуировались в Саратов за несколько дней до занятия города немецкими захватчиками. Было вывезено и некоторое ценное оборудование, например, аппараты с вакуум-насосом.
В ноябре 1943 г. после освобождения Мелитополя вернулись домой. А. Есипенко вместе с другими членами артели, не спрашивая о заработке, с энтузиазмом работал над восстановлением предприятия. Уже тогда он был непререкаемым авторитетом в своей области.
Так, в мае 1951 г. он помог пустить цех мальтозной патоки в Пятигорской промыслово-кооперативной артели «Зернохлеб». Чтобы заманить такого ценного специалиста, администрация пятигорской артели обещала в пригласительном письме все мыслимые и немыслимые бонусы, а также «…если Вам или Вашей семье нужна путевка для лечения в Кисловодске - Ессентуки - Пятигорске или Железноводске, то мы Вам окажем в этом помощь». В отзыве отмечалось, что «… т. Есипенко работал, не считаясь со временем, передавал свой богатый опыт и знания нашим работникам…» и прекрасно справился с заданием.
Технический гуру
Особую роль в консервном производстве играли вакуум-аппараты. Их использовали для уваривания мальтозной патоки и экстрактов. К началу 1950-х годов импортные аппараты устарели, а те, что призводила советская промышленность, не соответствовали возросшим потребностям. В 1953 г. А. Есипенко сконструировал свой собственный вакуум-аппарат. Причем изготовили его в механической мастерской «Плодопрома». Второй такой же аппарат изготовили в 1957 году и третий, резервный, в 1963 году. Новый аппарат был прост в производстве и эксплуатации, обеспечивал быструю и качественную варку. Производительность увеличилась в 2-2,5 раза. Не останавливаясь на достигнутом, в апреле того же года Алексей Харитонович разработал рацпредложение, отнесённое к техническому усовершенствованию вакуум-аппарата его же конструкции. Благодаря этому аппарат стал выпускать экстракты не первого, а высшего сорта. Репутация у изобретения Есипенко была настолько высока, что посыпались заказы на проектирование и изготовление подобных приспособлений для других заводов: Константиновского горпище-комбината, Запорожской артели «Харчевик» и др. Интерес к аппарату проявляли даже в Москве, Днепропетровске и Крыму.
В 1956 г. в связи с реорганизацией артели в самостоятельное предприятие городского подчинения под названием «Мелитопольский сокоэкстрактный завод», А. Есипенко был утвержден техруком завода, а позже его главным инженером.
После удачного внедрения собственных изобретений в производство Алексей Харитонович превратился в технического гуру не только своего, но и однопрофильных предприятий области. Например, в 1959 г. работал над освоением и пуском томато-соковой линии Каменка-Днепровского райпищекомбината, выполнял ряд рабочих чертежей на нестандартное оборудование и руководил его монтажом.
Не забывал и о своём изобретательском увлечении: постоянно совершенст-вовал свои любимые вакуум-аппараты, разработал и оформил официально рацпредложение «Применение подсолнечной шелухи для создания дренажа при давке плодов и осадков соков» (последнее дало 61200 руб. годовой экономии). В 1965 г. внедрял в практику завода ускоренную технологию производства виноградного сока с применением ультразвука, разработанную Молдавским НИИ пищевой промышленности.
И даже после окончательного выхода на пенсию Алексей Харитонович продолжал жить любимым делом, постоянно пропадая на заводе: то консультировал специалистов, то обучал молодежь; без него не обходились праздники и торжественные мероприятия. В свободное от производственных забот время писал историю родного завода. Но об этом - в следующий раз.
Александр Чухраенко, сотрудник Мелитопольского краеведческого музея