Свои среди своих
Переглядів: 1681
1 листопада 2015 13:00
Для многих семей из Донецкой, Луганской областей и Крыма Мелитополь стал вторым домом.
Большинство переселенцев сумели найти жилье, работу, а кто-то и себя. Да, это был непростой период, но человек силен по своей натуре, поэтому как-то справились. Пока родители обживались и решали бытовые проблемы, как на чужой земле чувствовали себя дети? Сумели ли они найти свое место в нашем городе, в новых для них детсадовских, школьных, студенческих коллективах? Не стали ли белыми воронами?
На особом счету
По данным городского управления образования, количество детей со статусом перемещенных лиц постоянно меняется. Кто-то приезжает, кто-то уезжает, возвращается домой. Сегодня в детских садах города воспитываются 86 малышей, а школы посещают 194 ребенка из Донецкой, Луганской областей и Крыма. Все они на особом счету.
- В детские садики детей принимали в первую очередь, даже когда отказывали местным, мелитопольским, которые с рождения стоят в очереди, - говорит специалист горуо Галина Демченко. - Шли навстречу родителям, по возможности учитывали место проживания семьи. Входили в положение, потому что видели отчаяние этих людей.
Школы города тоже с готовностью распахнули двери для приезжей детворы. Причем иногда принимали детей без необходимого комплекта документов, буквально веря на слово. «Ребенок должен учиться» - такой была установка. А пока он вливал в коллектив, учебные заведения или горуо направляли запросы в школу, где до войны учился ребенок, восстанавливали необходимые документы: личные дела, сведения о прививках.
- Как только эти дети пошли в сады и школы, в каждом учебном заведении стартовали акции милосердия, - рассказывает Галина Ивановна. - Собирали, добывали для них все: канцтовары, рюкзаки, обувь, одежду, даже продукты. Ведь многие приехали в буквальном смысле в шортах и пляжных шлепанцах. Им нужно было все.
Не сразу, но все же решился вопрос с питанием детворы. Сегодня дошколята из категории временно перемещенных лиц кушают бесплатно, ученики 1-4 классов, как и все школьники города, получают горячие завтраки за счет бюджета, а ученики 5-11 классов, если семья имеет статус малообеспеченной, могут бесплатно обедать в школе.
Как только дети попали в новые коллективы, с ними начали работать психологи и социальные педагоги. Ведь то, в каком психологическом состоянии находится ребенок, зачастую куда важнее, чем то, вкусно ли он поел и хорошо ли одет. Многим мальчишкам и девчонкам пришлось увидеть смерть, услышать звук разрывающихся снарядов и это, бесспорно, оставило в их душах свой страшный отпечаток. Но со временем эти воспоминания померкли, школьная, садиковская жизнь завертелась, затянула.
- Естественно, очень многое зависит от самого ребенка, но большинство детей таки сумели влиться в коллективы, - отмечают в управлении образования. - По-прежнему эти ребята под присмотром у воспитателей, классных руководителей, психологов и в случае чего им обязательно придут на помощь, но дети уже стали частью большого живого организма. Они учатся, участвуют в классных, школьных, садиковских мероприятиях, побеждают на олимпиадах и в конкурсах. Зачастую и не отличишь, кто наш, местный ребенок, а кто приезжий.
В студенты - на дополнительные госместа
Студенческой молодежи из зоны АТО в Мелитополе не так много. Но все, кто захотел, получили возможность перевестись из вузов Луганской, Донецкой областей и Крыма. Причем, по закону, государственные вузы должны были предоставить им бюджетные места. Если таковых свободных в вузе не было, то министерство финансировало дополнительные места конкретно для этих целей.
- Сегодня десять студентов Мелитопольского государственного педагогического университета имеют официальный статус переселенцев, - говорит куратор по организационно-воспитательной работе со студенческой молодежью Владимир Гузь. - Но на самом деле студентов из Луганской и Донецкой областей в вузе значительно больше. Просто далеко не все регистрируются, приобретают особый статус.
В Таврическом государственном агротехнологическом университете сейчас обучаются пятеро студентов из зоны АТО, говорит проректор Александр Ломейко. Все они уже на старших курсах. Все на хорошем счету.
- По большому счету, сложными для студентов были только первые полгода, - говорит Александр Петрович. - Когда многие из них еще имели надежду вернуться в ближайшее время домой. Ребята просто были в несколько подвешенном состоянии. Но вскоре все стало на свои места.
Действительно, со студентами у вузов было не много мороки. Ведь по сути, это уже взрослые люди, и они оказались почти в таких же условиях, как и их сверстники из других городов Украины - в чужом городе, в новом коллективе. Разве что материально некоторые из переселенцев были обеспечены не так хорошо. Но, честно говоря, редкий студент может назвать свою жизнь сытой. Яркой, насыщенной - да. Но не сытой.
Но, естественно, студентов, прибывших из зоны АТО, вузы из поля зрения не выпускают. Те, кто нуждался в жилье, были расселены в вузовские общежития. Причем государство гарантирует этим ребятам бесплатное проживание. Профком ТГАТУ даже на первых порах оказывал таким студентам материальную помощь. А в МГПУ каждый нуждающийся мог и может получить квалифицированную помощь в центре психологии, если таковая необходима. Наравне со сверстниками переселенцы участвуют в жизни своих групп и вузов, пишут научные работы, зубрят параграфы по ночам перед модулями, за неделю пишут курсовые. Живут обычной студенческой жизнью, как и полагается в этом возрасте.
Взгляд с другой стороны
Все сказанное выше - это официальные комментарии. Но что чувствовали дети и их родители, сколько порогов оббили, прежде, чем добились для ребенка места в детском саду или школе, насколько сложным был процесс адаптации? Об этом рассказала мама четырех богатырей Елена Евсеенко.
Семья Евсеенко, из немногих в Мелитополе, в которой одновременно воспитывают детей и дошкольного, и школьного, и студенческого возраста. Поэтому мама не понаслышке знает, что да как.
- Мы из Горловки, - рассказывает Елена. - Но в Мелитополь приехали из Крыма, где отдыхали как раз в тот момент, когда в нашем городе начали стрелять. Старший сын как раз сдал ВНО и разослал документы в вузы и получил бюджетное место в Мелитопольском педуниверситете. Близких и знакомых, к которым мы могли бы приехать, нет ни в одном из городов Украины. Поэтому я и решила ехать всей семьей за старшим сыном в Мелитополь. Он поступил, получил место в общежитии, а мы сняли квартирку в центре города, на Кирова.
Так как ехала семья с отдыха, с собой в буквальном смысле у них были только шорты да шлепки. Ни теплой одежды, ни посуды - ничего. Куда податься, Елена тоже толком не знала, но так уж вышло - встретила неравнодушных людей, которые не остались в стороне.
- По просьбе подруги я пошла в церковь и там познакомилась с человеком, который взялся нам помочь, - вспоминает Елена. - Он посоветовал идти и писать заявление сразу же в горисполком. Я и пошла, познакомилась с управделами Еленой Дубининой, и жизнь стала потихоньку налаживаться.
Младших Филиппа и Рому приняли в детсад № 24.
- Я не ожидала такого отношения, - признается мама. - Уже вскоре меня вызвала заведующая и вручила деньги. Сказала, что это для нашей семьи собрал коллектив сада, чтобы мы могли хоть как-то обжиться на новом месте. Я не могла поверить. И это при том, что у нас ни разу не попросили деньги на нужды группы или сада. Мальчишек бесплатно кормят. Они давно подружились с ровесниками, старший уже вовсю готовится к школе. Единственное, о чем скучают дети - о своих игрушках, которые остались там, в Горловке.
Доволен своей новой школой и девятиклассник Даниил. Мальчишка рассказывает маме, что в его теперь уже любимой ООШ № 11 все не так, как дома. Ребята более дружелюбные, сразу же обступили, стали расспрашивать.
- Он легко сдружился со всеми, хорошо учится, - делится успехами сына мама. - Заинтересовался английским языком, чего до этого за ним не замечала. Победил в школьной олимпиаде, занял пятое место на городском этапе. Даже попробовал свои силы на программе «Flex»: прошел собеседования, ждем теперь результатов. Кто знает, может, получится поехать на целый год в Америку по обмену! Весь школьный коллектив, поддерживает нас. На первых порах, помню, сама директор Маргарита Сталиковна привезла к нам домой продукты - картошку, капусту, закатки. Спрашивали, что нужно, и тут же доставали для нас и канцтовары, и рюкзак, и обувь.
Старший Станислав уже студент второго курса. Живет в общежитии, отдельно от семьи. Учится за счет госбюджета, получает стипендию и впрочем, ничем не отличается от своих сверстников.
- Я не знаю, возможно, это мне так повезло, - говорит Елена. - Но куда бы я не обратилась, я везде получила поддержку и помощь. Я не перестаю удивляться людям, живущим в Мелитополе - неравнодушным, сочувствующим. Это особенный народ. И я никогда не устану их благодарить.
Здійснено в рамках проекту за підтримки Фонду розвитку ЗМІ Посольства США в Україні. Погляди авторів не обов'язково збігаються з офіційною позицією уряду США. / Supported by the Media Development Fund of the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government.
Большинство переселенцев сумели найти жилье, работу, а кто-то и себя. Да, это был непростой период, но человек силен по своей натуре, поэтому как-то справились. Пока родители обживались и решали бытовые проблемы, как на чужой земле чувствовали себя дети? Сумели ли они найти свое место в нашем городе, в новых для них детсадовских, школьных, студенческих коллективах? Не стали ли белыми воронами?
На особом счету
По данным городского управления образования, количество детей со статусом перемещенных лиц постоянно меняется. Кто-то приезжает, кто-то уезжает, возвращается домой. Сегодня в детских садах города воспитываются 86 малышей, а школы посещают 194 ребенка из Донецкой, Луганской областей и Крыма. Все они на особом счету.
- В детские садики детей принимали в первую очередь, даже когда отказывали местным, мелитопольским, которые с рождения стоят в очереди, - говорит специалист горуо Галина Демченко. - Шли навстречу родителям, по возможности учитывали место проживания семьи. Входили в положение, потому что видели отчаяние этих людей.
Школы города тоже с готовностью распахнули двери для приезжей детворы. Причем иногда принимали детей без необходимого комплекта документов, буквально веря на слово. «Ребенок должен учиться» - такой была установка. А пока он вливал в коллектив, учебные заведения или горуо направляли запросы в школу, где до войны учился ребенок, восстанавливали необходимые документы: личные дела, сведения о прививках.
- Как только эти дети пошли в сады и школы, в каждом учебном заведении стартовали акции милосердия, - рассказывает Галина Ивановна. - Собирали, добывали для них все: канцтовары, рюкзаки, обувь, одежду, даже продукты. Ведь многие приехали в буквальном смысле в шортах и пляжных шлепанцах. Им нужно было все.
Не сразу, но все же решился вопрос с питанием детворы. Сегодня дошколята из категории временно перемещенных лиц кушают бесплатно, ученики 1-4 классов, как и все школьники города, получают горячие завтраки за счет бюджета, а ученики 5-11 классов, если семья имеет статус малообеспеченной, могут бесплатно обедать в школе.
Как только дети попали в новые коллективы, с ними начали работать психологи и социальные педагоги. Ведь то, в каком психологическом состоянии находится ребенок, зачастую куда важнее, чем то, вкусно ли он поел и хорошо ли одет. Многим мальчишкам и девчонкам пришлось увидеть смерть, услышать звук разрывающихся снарядов и это, бесспорно, оставило в их душах свой страшный отпечаток. Но со временем эти воспоминания померкли, школьная, садиковская жизнь завертелась, затянула.
- Естественно, очень многое зависит от самого ребенка, но большинство детей таки сумели влиться в коллективы, - отмечают в управлении образования. - По-прежнему эти ребята под присмотром у воспитателей, классных руководителей, психологов и в случае чего им обязательно придут на помощь, но дети уже стали частью большого живого организма. Они учатся, участвуют в классных, школьных, садиковских мероприятиях, побеждают на олимпиадах и в конкурсах. Зачастую и не отличишь, кто наш, местный ребенок, а кто приезжий.
В студенты - на дополнительные госместа
Студенческой молодежи из зоны АТО в Мелитополе не так много. Но все, кто захотел, получили возможность перевестись из вузов Луганской, Донецкой областей и Крыма. Причем, по закону, государственные вузы должны были предоставить им бюджетные места. Если таковых свободных в вузе не было, то министерство финансировало дополнительные места конкретно для этих целей.
- Сегодня десять студентов Мелитопольского государственного педагогического университета имеют официальный статус переселенцев, - говорит куратор по организационно-воспитательной работе со студенческой молодежью Владимир Гузь. - Но на самом деле студентов из Луганской и Донецкой областей в вузе значительно больше. Просто далеко не все регистрируются, приобретают особый статус.
В Таврическом государственном агротехнологическом университете сейчас обучаются пятеро студентов из зоны АТО, говорит проректор Александр Ломейко. Все они уже на старших курсах. Все на хорошем счету.
- По большому счету, сложными для студентов были только первые полгода, - говорит Александр Петрович. - Когда многие из них еще имели надежду вернуться в ближайшее время домой. Ребята просто были в несколько подвешенном состоянии. Но вскоре все стало на свои места.
Действительно, со студентами у вузов было не много мороки. Ведь по сути, это уже взрослые люди, и они оказались почти в таких же условиях, как и их сверстники из других городов Украины - в чужом городе, в новом коллективе. Разве что материально некоторые из переселенцев были обеспечены не так хорошо. Но, честно говоря, редкий студент может назвать свою жизнь сытой. Яркой, насыщенной - да. Но не сытой.
Но, естественно, студентов, прибывших из зоны АТО, вузы из поля зрения не выпускают. Те, кто нуждался в жилье, были расселены в вузовские общежития. Причем государство гарантирует этим ребятам бесплатное проживание. Профком ТГАТУ даже на первых порах оказывал таким студентам материальную помощь. А в МГПУ каждый нуждающийся мог и может получить квалифицированную помощь в центре психологии, если таковая необходима. Наравне со сверстниками переселенцы участвуют в жизни своих групп и вузов, пишут научные работы, зубрят параграфы по ночам перед модулями, за неделю пишут курсовые. Живут обычной студенческой жизнью, как и полагается в этом возрасте.
Взгляд с другой стороны
Все сказанное выше - это официальные комментарии. Но что чувствовали дети и их родители, сколько порогов оббили, прежде, чем добились для ребенка места в детском саду или школе, насколько сложным был процесс адаптации? Об этом рассказала мама четырех богатырей Елена Евсеенко.
Семья Евсеенко, из немногих в Мелитополе, в которой одновременно воспитывают детей и дошкольного, и школьного, и студенческого возраста. Поэтому мама не понаслышке знает, что да как.
- Мы из Горловки, - рассказывает Елена. - Но в Мелитополь приехали из Крыма, где отдыхали как раз в тот момент, когда в нашем городе начали стрелять. Старший сын как раз сдал ВНО и разослал документы в вузы и получил бюджетное место в Мелитопольском педуниверситете. Близких и знакомых, к которым мы могли бы приехать, нет ни в одном из городов Украины. Поэтому я и решила ехать всей семьей за старшим сыном в Мелитополь. Он поступил, получил место в общежитии, а мы сняли квартирку в центре города, на Кирова.
Так как ехала семья с отдыха, с собой в буквальном смысле у них были только шорты да шлепки. Ни теплой одежды, ни посуды - ничего. Куда податься, Елена тоже толком не знала, но так уж вышло - встретила неравнодушных людей, которые не остались в стороне.
- По просьбе подруги я пошла в церковь и там познакомилась с человеком, который взялся нам помочь, - вспоминает Елена. - Он посоветовал идти и писать заявление сразу же в горисполком. Я и пошла, познакомилась с управделами Еленой Дубининой, и жизнь стала потихоньку налаживаться.
Младших Филиппа и Рому приняли в детсад № 24.
- Я не ожидала такого отношения, - признается мама. - Уже вскоре меня вызвала заведующая и вручила деньги. Сказала, что это для нашей семьи собрал коллектив сада, чтобы мы могли хоть как-то обжиться на новом месте. Я не могла поверить. И это при том, что у нас ни разу не попросили деньги на нужды группы или сада. Мальчишек бесплатно кормят. Они давно подружились с ровесниками, старший уже вовсю готовится к школе. Единственное, о чем скучают дети - о своих игрушках, которые остались там, в Горловке.
Доволен своей новой школой и девятиклассник Даниил. Мальчишка рассказывает маме, что в его теперь уже любимой ООШ № 11 все не так, как дома. Ребята более дружелюбные, сразу же обступили, стали расспрашивать.
- Он легко сдружился со всеми, хорошо учится, - делится успехами сына мама. - Заинтересовался английским языком, чего до этого за ним не замечала. Победил в школьной олимпиаде, занял пятое место на городском этапе. Даже попробовал свои силы на программе «Flex»: прошел собеседования, ждем теперь результатов. Кто знает, может, получится поехать на целый год в Америку по обмену! Весь школьный коллектив, поддерживает нас. На первых порах, помню, сама директор Маргарита Сталиковна привезла к нам домой продукты - картошку, капусту, закатки. Спрашивали, что нужно, и тут же доставали для нас и канцтовары, и рюкзак, и обувь.
Старший Станислав уже студент второго курса. Живет в общежитии, отдельно от семьи. Учится за счет госбюджета, получает стипендию и впрочем, ничем не отличается от своих сверстников.
- Я не знаю, возможно, это мне так повезло, - говорит Елена. - Но куда бы я не обратилась, я везде получила поддержку и помощь. Я не перестаю удивляться людям, живущим в Мелитополе - неравнодушным, сочувствующим. Это особенный народ. И я никогда не устану их благодарить.
Здійснено в рамках проекту за підтримки Фонду розвитку ЗМІ Посольства США в Україні. Погляди авторів не обов'язково збігаються з офіційною позицією уряду США. / Supported by the Media Development Fund of the U.S. Embassy in Ukraine. The views of the authors do not necessarily reflect the official position of the U.S. Government.
Схожі новини: