Творцы прекрасного
Переглядів: 1631
31 січня 2016 06:07
Фото автора
31 января ювелиры отмечают свой профессиональный праздник. Накануне этой даты мы решили поинтересоваться, что движет людьми, которые постоянно работают с драгоценностями, узнать о специфике их работы и курьезных случаях. Рассказать нам об этом согласился ювелир Ярослав Жук.
Путь к себе
По словам Ярослава, профессия ювелира это в основном дело потомственное. Специальных учреждений, где этому учат, в Украине единицы. Ближайшее - в Харькове. Так что зачастую навыки работы с драгоценными металлами передаются от отца к сыну.
Сам Ярослав ювелир во втором поколении. Его отца этому научил родной брат, того, в свою очередь, друг. Так и зародилась семейная традиция. Любимым делом Ярослав вплотную занимается более четырех лет, хотя пришел к этому не сразу.
- Когда я пришел из армии, отец предложил меня научить тому, что умеет сам. Я поначалу упирался. Думал, что это «не мое». Пошел работать монтажником на прокладке интернет-кабелей. Но потом понял, что это тоже не для меня, и решил, почему бы не вернуться к предложению отца? Бросить ведь всегда можно. Теперь без ювелирного дела я себя не представляю. Думаю, и мой сын будет ювелиром, - говорит Я. Жук.
В своей профессии больше всего он ценит свободу. Возможность творить не только для клиентов, но иногда и для себя. Для этого ему приходится постоянно совершенствовать свое мастерство, осваивать новые техники. Этим и отличаются ювелиры-универсалы от ювелиров, работающих на предприятиях.
- Есть ювелирные заводы, где производство поставлено на поток. Цепочки там вообще делают станки-автоматы, а более сложные изделия идут по конвейеру. Дизайнер делает эскиз, заготовщик изготавливает детали, закрепщик - вставляет камни, полировщик -полирует и так далее. У каждого узкая специализация, но они тоже считаются ювелирами. Универсал же постоянно ищет что-то новое. Есть, конечно, рутина, это например, ремонт ювелирных изделий, но иногда появляется возможность поработать и для души.
Кроме того, на заводе стараются потратить сырья как можно меньше, а сделать как можно больше. В итоге страдает качество изделий. Дело даже не в пробе золота, например, а в толщине кольца или броши. Потом они ломаются, и такие изделия ремонтировать сложно, а порой и невозможно. Частник же скажет, сколько нужно металла, чтобы изделие было практически вечным, и гарантию даст. Потом и обслуживание проведет - почистит, отполирует,- говорит Ярослав.
Дело мастера боится
Понятно, что чтобы уверенно работать с клиентами, нужно иметь определенные навыки. Ведь ювелирное дело, как и любая другая профессия, осваивается постепенно.
- Сначала подмастерья больше смотрят. Тренируются на меди. Поначалу страшно браться даже за ремонт. Ведь при работе с открытым пламенем одно неверное движение может испортить изделие, а сделать точно такое же практически невозможно. Максимально похожее - да. Но не точно такое же. А некоторые трепетно относятся к своим украшениям - ведь это может быть подарок, память. Страшно было и начинать работу с драгоценными камнями. Боишься испортить дорогостоящий материал, поэтому сначала тренируешься на искусственных, потом на полудрагоценных камнях. А когда набивается рука, появляется уверенность в себе. Тогда ты уже просто знаешь, что не испортишь изделие, - делится Я. Жук секретами обучения своей профессии.
Мифы и правда
Кстати профессия эта окутана мифами и стереотипами, которые ювелиры воспринимают с улыбкой.
- Многие считают, что ювелир однозначно должен быть хорошим художником. И такие действительно есть. Но есть ювелиры, которые вообще не умеют рисовать, зато с металлом работают искусно, это факт.
Также многие думают, что ювелиры все как один богачи. Это не правда. Да, мы работаем с драгоценными металлами, но их покупку фактически оплачивает клиент, а мы берем деньги за работу. Все зависит от количества заказов. Тут не угадаешь: когда пусто, а когда густо. Тем более в последнее время заказов все меньше и меньше. Платежеспособность населения постепенно падала не первый год, но с повышением курса валют снизилась очень резко. Я сам в шоке от нынешних цен на драгметаллы, а ведь еще и за работу нужно взять. Зарабатывать ведь как-то надо.
Ко мне недавно заходил постоянный клиент. Давно его не было, а тут он решил сделать подарок жене. Но когда узнал, сколько будет стоить изделие, которое он хочет, сказал: «Нет, я лучше что-нибудь полезное куплю. Бытовую технику, например», - вспоминает Ярослав.
Заказчики бывают разные
В своей работе ювелиры постоянно общаются с клиентами, а у них свои вкусы и не со всеми из них легко работать, говорят мастера.
- Люди есть разные, некоторые сами не знают, чего хотят, некоторым нравится определенная тематика, например кельтские или ямайские орнаменты. Есть вообще оригинальные заказы. Один клиент, например, попросил сделать ему маленький фаллос. Есть и те, кто придает драгоценностям, какой-то сакральный смысл.
Я лично никаких магических свойств драгметаллам не придаю. Но есть люди, которые ищут объяснение всему в мистике. Например, потемнело серебро, и человек начинает думать, что это у него аура неправильная или сглазил кто-то. На самом деле в любом сплаве серебра присутствует медь, именно она и темнеет, в основном от пота, если изделие имеет прямой контакт с телом.
А однажды я столкнулся вообще с уникальным клиентом. Он предоставил эскиз изделия с определенными символами и хотел, чтобы я делал его только ночью в определенное время и только в определенную фазу луны, чуть ли не кровью девственниц поливал (смеется).
Но как уже говорилось работа с клиентами - это только одна сторона ювелирного мастерства. Ведь творческая составляющая играет в нем немалую роль.
- Когда нет заказов, появляется время для освоения новых техник и стилей. Постоянно появляется, что-то новое, благо есть интернет, где можно почерпнуть информацию, а потом экспериментировать. Приятно и придумать что-то свое. Конечно, для экспериментов я использую сначала медь. Ведь при работе с любым металлом есть определенная доля технических отходов. А когда получается то, что мне нравится, я воплощаю это в золоте или серебре. Но больше все же люблю работать с золотом. Дело не в стоимости, а в свойствах металла. Серебро тяжелее паять. Но главное - это сам процесс творчества. Поэтому ничем другим кроме ювелирного дела заниматься теперь я не хочу, - говорит Ярослав.
Путь к себе
По словам Ярослава, профессия ювелира это в основном дело потомственное. Специальных учреждений, где этому учат, в Украине единицы. Ближайшее - в Харькове. Так что зачастую навыки работы с драгоценными металлами передаются от отца к сыну.
Сам Ярослав ювелир во втором поколении. Его отца этому научил родной брат, того, в свою очередь, друг. Так и зародилась семейная традиция. Любимым делом Ярослав вплотную занимается более четырех лет, хотя пришел к этому не сразу.
- Когда я пришел из армии, отец предложил меня научить тому, что умеет сам. Я поначалу упирался. Думал, что это «не мое». Пошел работать монтажником на прокладке интернет-кабелей. Но потом понял, что это тоже не для меня, и решил, почему бы не вернуться к предложению отца? Бросить ведь всегда можно. Теперь без ювелирного дела я себя не представляю. Думаю, и мой сын будет ювелиром, - говорит Я. Жук.
В своей профессии больше всего он ценит свободу. Возможность творить не только для клиентов, но иногда и для себя. Для этого ему приходится постоянно совершенствовать свое мастерство, осваивать новые техники. Этим и отличаются ювелиры-универсалы от ювелиров, работающих на предприятиях.
- Есть ювелирные заводы, где производство поставлено на поток. Цепочки там вообще делают станки-автоматы, а более сложные изделия идут по конвейеру. Дизайнер делает эскиз, заготовщик изготавливает детали, закрепщик - вставляет камни, полировщик -полирует и так далее. У каждого узкая специализация, но они тоже считаются ювелирами. Универсал же постоянно ищет что-то новое. Есть, конечно, рутина, это например, ремонт ювелирных изделий, но иногда появляется возможность поработать и для души.
Кроме того, на заводе стараются потратить сырья как можно меньше, а сделать как можно больше. В итоге страдает качество изделий. Дело даже не в пробе золота, например, а в толщине кольца или броши. Потом они ломаются, и такие изделия ремонтировать сложно, а порой и невозможно. Частник же скажет, сколько нужно металла, чтобы изделие было практически вечным, и гарантию даст. Потом и обслуживание проведет - почистит, отполирует,- говорит Ярослав.
Дело мастера боится
Понятно, что чтобы уверенно работать с клиентами, нужно иметь определенные навыки. Ведь ювелирное дело, как и любая другая профессия, осваивается постепенно.
- Сначала подмастерья больше смотрят. Тренируются на меди. Поначалу страшно браться даже за ремонт. Ведь при работе с открытым пламенем одно неверное движение может испортить изделие, а сделать точно такое же практически невозможно. Максимально похожее - да. Но не точно такое же. А некоторые трепетно относятся к своим украшениям - ведь это может быть подарок, память. Страшно было и начинать работу с драгоценными камнями. Боишься испортить дорогостоящий материал, поэтому сначала тренируешься на искусственных, потом на полудрагоценных камнях. А когда набивается рука, появляется уверенность в себе. Тогда ты уже просто знаешь, что не испортишь изделие, - делится Я. Жук секретами обучения своей профессии.
Мифы и правда
Кстати профессия эта окутана мифами и стереотипами, которые ювелиры воспринимают с улыбкой.
- Многие считают, что ювелир однозначно должен быть хорошим художником. И такие действительно есть. Но есть ювелиры, которые вообще не умеют рисовать, зато с металлом работают искусно, это факт.
Также многие думают, что ювелиры все как один богачи. Это не правда. Да, мы работаем с драгоценными металлами, но их покупку фактически оплачивает клиент, а мы берем деньги за работу. Все зависит от количества заказов. Тут не угадаешь: когда пусто, а когда густо. Тем более в последнее время заказов все меньше и меньше. Платежеспособность населения постепенно падала не первый год, но с повышением курса валют снизилась очень резко. Я сам в шоке от нынешних цен на драгметаллы, а ведь еще и за работу нужно взять. Зарабатывать ведь как-то надо.
Ко мне недавно заходил постоянный клиент. Давно его не было, а тут он решил сделать подарок жене. Но когда узнал, сколько будет стоить изделие, которое он хочет, сказал: «Нет, я лучше что-нибудь полезное куплю. Бытовую технику, например», - вспоминает Ярослав.
Заказчики бывают разные
В своей работе ювелиры постоянно общаются с клиентами, а у них свои вкусы и не со всеми из них легко работать, говорят мастера.
- Люди есть разные, некоторые сами не знают, чего хотят, некоторым нравится определенная тематика, например кельтские или ямайские орнаменты. Есть вообще оригинальные заказы. Один клиент, например, попросил сделать ему маленький фаллос. Есть и те, кто придает драгоценностям, какой-то сакральный смысл.
Я лично никаких магических свойств драгметаллам не придаю. Но есть люди, которые ищут объяснение всему в мистике. Например, потемнело серебро, и человек начинает думать, что это у него аура неправильная или сглазил кто-то. На самом деле в любом сплаве серебра присутствует медь, именно она и темнеет, в основном от пота, если изделие имеет прямой контакт с телом.
А однажды я столкнулся вообще с уникальным клиентом. Он предоставил эскиз изделия с определенными символами и хотел, чтобы я делал его только ночью в определенное время и только в определенную фазу луны, чуть ли не кровью девственниц поливал (смеется).
Но как уже говорилось работа с клиентами - это только одна сторона ювелирного мастерства. Ведь творческая составляющая играет в нем немалую роль.
- Когда нет заказов, появляется время для освоения новых техник и стилей. Постоянно появляется, что-то новое, благо есть интернет, где можно почерпнуть информацию, а потом экспериментировать. Приятно и придумать что-то свое. Конечно, для экспериментов я использую сначала медь. Ведь при работе с любым металлом есть определенная доля технических отходов. А когда получается то, что мне нравится, я воплощаю это в золоте или серебре. Но больше все же люблю работать с золотом. Дело не в стоимости, а в свойствах металла. Серебро тяжелее паять. Но главное - это сам процесс творчества. Поэтому ничем другим кроме ювелирного дела заниматься теперь я не хочу, - говорит Ярослав.
Схожі новини: