В МОН хотят ввести вступительное ВНО для магистратуры

Переглядів: 1235

20 лютого 2016 19:35

В МОН хотят ввести вступительное ВНО для магистратуры фото
В МОН хотят ввести вступительное ВНО для магистратуры, бороться с плагиатом, "дожать" ВУЗы
Украинское образование в 2016-м на месте стоять не будет. По крайней мере об этом в ходе брифинга "Приоритеты образования-2016" сообщил министр образования и науки Сергей Квит и его первый зам Инна Совсун.

Специалисты отметили, что общий бюджет МОН по сравнению с прошлым годом увеличен на 0,6 млрд грн — до 17,4 млрд грн. Поэтому в ведомстве собираются повысить финансирование школ, колледжей, вузов, выделить средства на научные исследования. В планах — закупка школьных автобусов (на 600 млн грн), оснащение современной материально-технической базой опорных школ в связи с концепцией о хабах, о которых мы писали 19 января (0,2 млрд грн). Учебный процесс ждет разгрузка школьной программы, увеличение часов на изучение английского языка в 6—9 классах с 2 до 3 часов и т. д. В профессиональном и высшем образовании также грядут перемены. По ПТУ и колледжам актуальность профессий будут решать советы из группы экспертов. А выши чиновники наделят большей автономией, включая финансовую самостоятельность, собственное формирование курсов и мобильность для студентов и преподавателей.

ВНО ДЛЯ ПРАВОВЕДОВ И БОРЬБА С ПЛАГИАТОМ

МОН в рамках пилотного проекта хочет ввести поступление в магистратуру по результатам ВНО. Пробовать сделать это, по словам первого замминистра Инны Совсун, будут уже в этом году, а потренироваться хотят на специальности "Правоведение". "Многие жалуются, что поступление студентов со степенью бакалавра в магистратуру непрозрачное, и все решается договоренностями на уровне кафедр, деканатов и т. д., — объяснила она. — В борьбе с коррупцией мы вместе с американским агентством развития USAID и ОБСЕ в Украине, а также десятью вузами, которые поддержали эту идею, приступили к созданию единой тестовой базы. Таким образом, уже в этом году в магистратуру поступать будут путем сдачи ВНО по отдельно созданным тестам". Кроме того, замминистра возлагает надежды на то, что таким нехитрым способом удастся повысить качество знаний бакалавров, так как при отсутствии лазеек им придется учиться.

АНТИПЛАГИАТ. Еще один важный проект, на котором сосредоточено внимание министерства, касается борьбы с плагиатом. Специалисты признают, что в условиях отсутствия нормального программного технического обеспечения делать автоматическую проверку научных работ невозможно, поэтому проблему пытаются решить. "До сегодняшнего момента проверка, к примеру, двух текстов на уникальность занимала неоправданно много времени и сил, — объясняет Совсун. — МОН отсылало работы с подозрениями в плагиате на изучение ученому совету, который рассматривал работы и делал соответствующие выводы. Последние несколько месяцев мы работали над созданием единого национального репозитория (хранилища) академических текстов. На ресурс, где они будут храниться, можно будет загружать все письменные работы, которые пишутся в университетах и институтах, начиная от курсовых, дипломных и прочих. После этого с помощью программного обеспечения мы автоматизируем проверку на плагиат".

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ АВТОНОМИЯ

Особое внимание уделили вопросу университетской автономии и организации учебного процесса, от пережитков прошлого которого вузы так упорно не хотят отказываться. Выши должны будут сформировать собственные учебные программы. Министерство сняло с себя обязательство указывать, какие курсы, в какой последовательности и в какие годы обучения читать. Кроме того, с 2016 года вузы получили право самостоятельно формировать кадровую политику. Это вызвало много вопросов со стороны вузов — многие не хотят ничего менять. Однако теперь им придется. "В процесс мы вовлекаем и студентов, в основном членов студенческого самоуправления, — рассказала Совсун. — Для них мы проводим ряд тренингов по регионам — разъясняем их права и возможности. Год понадобился МОН для того, чтобы принять отдельный порядок для еще одного момента — финансовой автономии вузов. Все университеты получили ее и теперь должны обнародовать финансовую и другие отчетности на своих сайтах".

ТЕПЕРЬ ПРОЩЕ. Упростилась и процедура признания иностранных дипломов. По словам Совсун, раньше люди с дипломами стран ЕС часто должны были даже переводить свою дипломную, чтобы доказать, что изученное соответствует требованиям украинской программы. Сейчас в МОН проверяют только подлинность документа (у вышей тоже есть такое право). Упрощены также условия для академической мобильности как студентов, так и преподавателей: во время учебы или стажировки за границей теперь не нужно брать академотпуск, к тому же сохраняется стипендия либо зарплата, место работы.

ПТУ — ПО ПОТРЕБНОСТЯМ МЕСТНОСТИ

Бюджет-2016 предусматривает, что не только финансирование профобразования (с ним, кстати, уже возникла неразбериха и нехватка средств на зарплаты, стипендии, "коммуналку" для учебных заведений), но и остальные заботы ложатся на плечи местных бюджетов. "Концепция заключается в том, что областям лучше знать, какие на ее территории есть предприятия, индустрия и т. д., — объяснил министр образования Сергей Квит. — Где-то сосредоточено машиностроение, где-то аграрная отрасль, где-то химпром. То, где и какие специалисты нужны, будут определять так называемые советы стейкхолдеров. В их число войдут городские власти, работодатели, предприятия и бизнес, представители самих учебных заведений и т. д. В селе не должно быть, предположим, музучилища, где готовят скрипачей. Очевидно, для сельской местности есть нужда в совершенно других специалистах".

Кроме того, по словам министра, профессионально-техническое образование сегодня должно быть очень мобильным, а стейкхолдеры должны уметь стратегически мыслить. "Несмотря на приоритетные сегодня направления в связи с войной, мы не должны забывать: даже если сейчас нет запроса на определенных специалистов, в условиях роста экономики он обязательно появится", — отметил Квит.
Источник: segodnya.ua


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: