В Мелитополе «оптимизируют» интернат для особенных детей
Переглядів: 3175
1 червня 2016 18:30
фото Сергея КРЫЛОВА
Родители около двух сотен ребят с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и другими болезнями не понимают, как быть дальше.
Давиду 7 лет. Он аутист. Если ему что-то не нравится, он визжит так, что у "нормальных" закладывает уши и просто сносит крышу. Но этой осенью Давид собирался идти в школу. Конечно, не в обычную. В обычной даже менее тяжелых не выносят - "дебил" и "даун" самое мягкое, что слышат такие дети в наших школах.
В школу собирались
Давид собирался идти в специализированную школу-интернат в Мелитополе. Учиться танцевать, читать, общаться там вместе с еще двумястами такими же особенными детками. Но "наверху" решили судьбу Давида по-другому. И "спустили" приказ, что Мелитопольская специализированная школа-интернат не должна набирать детей с особенностями развития в первый класс.
А парой недель ранее, 13 мая, при облгосадминистрации состоялась педагогическая конференция, где было решено, что Мелитопольская специализированная школа-интернат будет реорганизована в филиал Терпеньевской школы-интерната.
Подробностей, как именно пройдет реорганизация, как будет строиться обучение, да банального, почему мелитопольская школа становится филиалом терпеньевской, а не наоборот, педагогам и родителям пояснить нужным не посчитали.
- На данный момент мы знаем, что будет реорганизация и знаем, что новых воспитанников нам набирать нельзя, - говорит завуч учреждения Людмила Яковченко. – И совершенно не понимаем, чем это все закончится, и почему департамент образования принял такое решение.
Мелитопольская специализированная школа-интернат - особенное учреждение.
Педагоги этой школы знают, что аутисты, дети с ДЦП, синдромом Дауна и другими особенностями - это просто дети. Да, с другой "операционной системой", но дети! Они хотят и могут общаться, хотят и могут танцевать, читать и пр.
Сейчас здесь обучается порядка 200 особенных детей, а если посчитать с теми, кто учится индивидуально, то число воспитанников возрастает до трех сотен. Есть здесь и специальное оборудование, но главное - огромный опыт педагогов.
- Я понимаю, что раз мы поднимаем всю эту "бучу", то работать я тут не буду, это очевидно. Но я горжусь своей школой. У нас историю, например, читает педагог с образованием "историк плюс дефектолог", украинский язык – "филолог плюс дефектолог" и так далее. К сожалению, это редкость в большинстве учреждений, подобных нашему. Поэтому я не хочу, чтобы наши десятилетиями выстроенный опыт был утерян – говорит завуч.
Право на образование
1 июня, в День защиты детей, родители несбывшихся первоклашек пришли в школу, чтобы понять, как они могут бороться за право своих детей на образование и за маленькую надежду на то, что их ребенок сможет стать членом общества.
- Я не могу отправить своего ребенка в обычную школу, - говорит Антон, папа Давида, с рассказа о котором я начала материал. – Мой знакомый, у которого ребенок с более легкой степенью заболевания, попытался отдать его в детсад. После первой же недели к нему стали подходить родители с просьбами: «заберите своего дауна отсюда», а воспитатель только прятала глаза.
Антон говорит и о проблеме для окружающих. По словам папы, Давид, как раз не будет обижаться на окружающих, с его степенью заболевания обида - недоступная эмоция. Но вот смогут ли дети нормально учиться, если в любой момент их одноклассник начнет визжать?
Другие детки выражают свои эмоции через укусы, слишком крепкие объятия, могут смести все со стола или потянуть за волосы. В их вселенной это нормально. Но насколько общество готово к восприятию таких детей?
Хотели как лучше, а получилось, как всегда
Говорят, что через пару лет в Украине интернаты подобного типа и вовсе будут не нужны. В тренде нынче "инклюзивное образование".
- Никто не говорит о том, что дети с действительно серьезными нарушениями будут переведены из данного учебного заведения, - успокаивает директор областного департамента образования Татьяна Озерова.- Не идет речь и о закрытии школы-интерната. Но мы должны выполнять образовательную стратегию, а значит обеспечить инклюзивное обучение для тех детей, которые могут посещать общеобразовательные школы.
Начальник департамента не отрицает, что была идея объединить мелитопольскую школу-интернат и терпеньевскую такого же профиля, но сейчас от нее решили отказаться. На данный момент актуально объединение с интернатом №1. Причем, по заверениям Т. Озеровой, с сохранением материальной базы обеих школ.
«Инклюзивное образование» - это когда особенные дети учатся в обычных школах вместе с физически полноценными детьми. И действительно, в США или странах Евросоюза ребенок, спешащий в школу на инвалидной коляске, не новость. Так же как и пандусы во всех учреждениях, и лифты, и специальные подъемники.
Кавалерийским наскоком внедряя инклюзивное образование в Украине, почему-то забывают уточнить, что главная проблема вовсе не в особенных детях.
Проблема в том, что обитатели обычных школ не готовы к взаимодействию с особенными детьми. И подготовить их за три летних месяца, да даже за год, невозможно.
Невозможно построить лифты, которые поднимали бы ребенка с ДЦП на коляске на второй этаж, и отдельные туалеты для детей с ограниченными возможностями. Невозможно заставить педагога радоваться приходу в класс особенного ребенка – это лишняя головная боль и обуза. А сопровождающего к каждому ребенку, как того требуют стандарты, понятно, что никто ставить не будет. Но главное, что невозможно за пару месяцев изменить сознание физически и ментально полноценных детей так, чтобы они воспринимали инвалидов как равных себе (это правда, хоть и звучит ужасно).
Папа Давида вместе с еще более чем двадцатью родителями несбывшихся первоклашек готов бороться за право ребенка посещать "правильную" школу. К ним присоединяются и другие родители особенных детей, обучающихся в Мелитополе. Они направили письма депутатам разных уровней, в соответствующие департаменты и министерства. Хотелось бы, чтобы их услышали, и чтобы дети не остались за бортом образовательной системы.
Татьяна Озерова пообещала, что в ближайшую неделю приедет в Мелитополь, чтобы разъяснить родителям особенных деток и педагогам спецшколы, как будет происходить дальнейшее реформирование.
Давиду 7 лет. Он аутист. Если ему что-то не нравится, он визжит так, что у "нормальных" закладывает уши и просто сносит крышу. Но этой осенью Давид собирался идти в школу. Конечно, не в обычную. В обычной даже менее тяжелых не выносят - "дебил" и "даун" самое мягкое, что слышат такие дети в наших школах.
В школу собирались
Давид собирался идти в специализированную школу-интернат в Мелитополе. Учиться танцевать, читать, общаться там вместе с еще двумястами такими же особенными детками. Но "наверху" решили судьбу Давида по-другому. И "спустили" приказ, что Мелитопольская специализированная школа-интернат не должна набирать детей с особенностями развития в первый класс.
А парой недель ранее, 13 мая, при облгосадминистрации состоялась педагогическая конференция, где было решено, что Мелитопольская специализированная школа-интернат будет реорганизована в филиал Терпеньевской школы-интерната.
Подробностей, как именно пройдет реорганизация, как будет строиться обучение, да банального, почему мелитопольская школа становится филиалом терпеньевской, а не наоборот, педагогам и родителям пояснить нужным не посчитали.
- На данный момент мы знаем, что будет реорганизация и знаем, что новых воспитанников нам набирать нельзя, - говорит завуч учреждения Людмила Яковченко. – И совершенно не понимаем, чем это все закончится, и почему департамент образования принял такое решение.
Мелитопольская специализированная школа-интернат - особенное учреждение.
Педагоги этой школы знают, что аутисты, дети с ДЦП, синдромом Дауна и другими особенностями - это просто дети. Да, с другой "операционной системой", но дети! Они хотят и могут общаться, хотят и могут танцевать, читать и пр.
Сейчас здесь обучается порядка 200 особенных детей, а если посчитать с теми, кто учится индивидуально, то число воспитанников возрастает до трех сотен. Есть здесь и специальное оборудование, но главное - огромный опыт педагогов.
- Я понимаю, что раз мы поднимаем всю эту "бучу", то работать я тут не буду, это очевидно. Но я горжусь своей школой. У нас историю, например, читает педагог с образованием "историк плюс дефектолог", украинский язык – "филолог плюс дефектолог" и так далее. К сожалению, это редкость в большинстве учреждений, подобных нашему. Поэтому я не хочу, чтобы наши десятилетиями выстроенный опыт был утерян – говорит завуч.
Право на образование
1 июня, в День защиты детей, родители несбывшихся первоклашек пришли в школу, чтобы понять, как они могут бороться за право своих детей на образование и за маленькую надежду на то, что их ребенок сможет стать членом общества.
- Я не могу отправить своего ребенка в обычную школу, - говорит Антон, папа Давида, с рассказа о котором я начала материал. – Мой знакомый, у которого ребенок с более легкой степенью заболевания, попытался отдать его в детсад. После первой же недели к нему стали подходить родители с просьбами: «заберите своего дауна отсюда», а воспитатель только прятала глаза.
Антон говорит и о проблеме для окружающих. По словам папы, Давид, как раз не будет обижаться на окружающих, с его степенью заболевания обида - недоступная эмоция. Но вот смогут ли дети нормально учиться, если в любой момент их одноклассник начнет визжать?
Другие детки выражают свои эмоции через укусы, слишком крепкие объятия, могут смести все со стола или потянуть за волосы. В их вселенной это нормально. Но насколько общество готово к восприятию таких детей?
Хотели как лучше, а получилось, как всегда
Говорят, что через пару лет в Украине интернаты подобного типа и вовсе будут не нужны. В тренде нынче "инклюзивное образование".
- Никто не говорит о том, что дети с действительно серьезными нарушениями будут переведены из данного учебного заведения, - успокаивает директор областного департамента образования Татьяна Озерова.- Не идет речь и о закрытии школы-интерната. Но мы должны выполнять образовательную стратегию, а значит обеспечить инклюзивное обучение для тех детей, которые могут посещать общеобразовательные школы.
Начальник департамента не отрицает, что была идея объединить мелитопольскую школу-интернат и терпеньевскую такого же профиля, но сейчас от нее решили отказаться. На данный момент актуально объединение с интернатом №1. Причем, по заверениям Т. Озеровой, с сохранением материальной базы обеих школ.
«Инклюзивное образование» - это когда особенные дети учатся в обычных школах вместе с физически полноценными детьми. И действительно, в США или странах Евросоюза ребенок, спешащий в школу на инвалидной коляске, не новость. Так же как и пандусы во всех учреждениях, и лифты, и специальные подъемники.
Кавалерийским наскоком внедряя инклюзивное образование в Украине, почему-то забывают уточнить, что главная проблема вовсе не в особенных детях.
Проблема в том, что обитатели обычных школ не готовы к взаимодействию с особенными детьми. И подготовить их за три летних месяца, да даже за год, невозможно.
Невозможно построить лифты, которые поднимали бы ребенка с ДЦП на коляске на второй этаж, и отдельные туалеты для детей с ограниченными возможностями. Невозможно заставить педагога радоваться приходу в класс особенного ребенка – это лишняя головная боль и обуза. А сопровождающего к каждому ребенку, как того требуют стандарты, понятно, что никто ставить не будет. Но главное, что невозможно за пару месяцев изменить сознание физически и ментально полноценных детей так, чтобы они воспринимали инвалидов как равных себе (это правда, хоть и звучит ужасно).
Папа Давида вместе с еще более чем двадцатью родителями несбывшихся первоклашек готов бороться за право ребенка посещать "правильную" школу. К ним присоединяются и другие родители особенных детей, обучающихся в Мелитополе. Они направили письма депутатам разных уровней, в соответствующие департаменты и министерства. Хотелось бы, чтобы их услышали, и чтобы дети не остались за бортом образовательной системы.
Татьяна Озерова пообещала, что в ближайшую неделю приедет в Мелитополь, чтобы разъяснить родителям особенных деток и педагогам спецшколы, как будет происходить дальнейшее реформирование.
Схожі новини: