Спустя два года переселенцы домой из Мелитополя возвращаться не собираются

Переглядів: 2324

7 серпня 2016 09:00

Спустя два года переселенцы домой из Мелитополя возвращаться не собираются фото
Вот уже два года в Мелитополе работает штаб, помогающий решать проблемы вынужденных переселенцев из зоны АТО. Роль такой организации взял на себя Красный Крест и руководитель его местной организации Наталья Жадан.

Сотрудники Штаба регистрируют вновь прибывших, выдают им временный «паспорт» и по мере возможности пытаются помочь – именно через них с переселенцами работают благотворители и просто люди, желающие помочь.

Штаб по помощи переселенцам начал свою работу 12 июня 2014 г., как и десятки штабов по всей Украине. Тогда он находился в здании ДК им. Т. Шевченко.

- На тот момент мы были не подготовлены к этому, впервые столкнулись с переселением, когда люди вынуждены были бросать свои родные насиженные места и уезжать в неизвестном направлении, - вспоминает события двухлетней давности руководитель Красного Креста Наталья Жадан.

Первые дни стали пыткой как для переселенцев, так и для работников Штаба. Люди приезжали на территорию нашего города в смятении, ничего не понимая, оставшись без дома. Наталья Викторовна вспоминает, что многие страдали от головных болей, повышенного давления, частыми были сердечные приступы.

Девушки из Красного Креста, которые с того момента стали также сотрудницами Штаба, оказывали вновь прибывшим первую медицинскую помощь, пытались проявить всестороннюю заботу. Ранее не сталкиваясь с подобным, они не знали, как правильно проявить эту самую заботу к людям, которые потеряли все.

Многие ситуации ужасали, рассказы о том, как людям удавалось уезжать, бежать с территорий военных действий, вызывали шок. Люди даже сюда, в мирные места, приезжали с боязнью быть раненными или убитыми. Ни для кого переезд не прошел без последствий.

Еще в самом начале работы Штаба, чуть ли не одними из первых за помощью обратилась цыганская семья, насчитывавшая с мамой и папой 12 человек. Их поселили в предоставленные ректором три комнаты общежития МГПУ. Менее чем через два месяца их проживания там комнаты нуждались в капитальном ремонте.

- Цыганская семья есть цыганская семья. Им нужно бегать, прыгать. Ну, десятеро детей. Мы их отправили в Киев. Там для них организовывался маленький город, мы перенаправили их туда, - рассказывает руководитель Штаба.

Очень трепетно отнеслись к переселенцам и обычные мелитопольцы. В штаб несли, кто что мог. Помочь переехавшим к нам из Донбасса стремились и пенсионеры с их крохотными пенсиями, и получающие не такие уж большие стипендии студенты. Пожертвования были небольшие, но тем не менее они имели место быть. Помощь также оказывали ОБСЕ, корейская евангелистская баптистская церковь, мелитопольские христианские церкви, фонд «Каритас».

Регистрироваться, чтобы получить статус переселенцев, приходили и целые семьи, и одинокие люди, беременные женщины, мамочки с детьми. Поначалу среди переселенцев было очень мало мужчин. По крайней мере, среди тех, кто прошел регистрацию в Штабе. За первые три месяца работы их было зарегистрировано немногим более сотни.

В первое время жилье для переселенцев предоставили общежития нескольких учебных заведений, гостиница «Ленинградская», санаторий-профилакторий Моторного завода. Сейчас некоторые обосновались и снимают жилье самостоятельно. Кроме того, по немецкой программе под жилье для переселенцев сейчас перестраивают три помещения в разных районах города.

Сегодня в сознании людей прошлое несколько поутихло, они по-другому воспринимают произошедшее с ними несчастье, которое повлекло кардинальные перемены, говорит Наталья Викторовна. Получив первую, такую необходимую им в тот момент помощь и поддержку, большинство переселенцев не остались сидеть сложа руки и жить на то, что может предоставить им общество и государство. Сегодня многие переселенцы уже устроены на работу. Наталья Викторовна говорит, что даже не может назвать мест, где не работали бы выходцы из Донбасса. И даже в Красном Кресте работает переселенка, помогая своим соотечественникам, оказавшимся в таком же положении, как и некогда она сама. Кто-то нашел работу самостоятельно, начиная с малого, кому-то помогли живущие в Мелитополе родственники.

- Те, кто хочет работать, уже устроились на работу, - утверждает Н. Жадан.

Но многие так и не трудоустроились, прожив в Мелитополе не один месяц. Причем проблема вовсе не в отсутствии рабочих мест. В качестве примера Наталья Викторовна приводит ситуацию, когда в сезон требовались люди на сбор урожая черешни. Так вот, ни один переселенец туда не пошел. То ли не хотели обременять себя временным трудом, то ли посчитали данную работу непрестижной, то ли были другие причины. Но факт остается фактом.

Помощь давно уже предоставляется не всем переселенцам, как изначально. Сейчас в Штабе больше внимания уделяют матерям с детьми, беременным, инвалидам І и ІІ групп. А поток уезжающих из дома не прекращается до сих пор. Естественно, это уже совсем не то количество людей, которое было два года назад, но все же люди продолжают покидать насиженные места.

Многие переселенцы, что в числе первых прибыли в наш город, живут здесь уже третий год. На востоке Украины у них остались дома, родственники, множество воспоминаний оттуда. Неужели они не хотят вернуться? Иностранные делегации, приезжающие в Мелитополь по вопросам переселенцев, по словам Натальи Викторовны, хотят слышать лишь один ответ. Они ожидают естественного стремления домой, в родные места, в возможно уцелевшие дома. Но большинство переселенцев не желают возвращаться туда, где познали горе, страх и потери.

Большинство переселенцев нашло для себя в нашем городе новую жизнь. Возможно, это совсем не та жизнь, о которой они мечтали, или которая была у них до трагедии, но жизнь эта тихая и мирная. У большинства есть работа, крыша над головой. Теперь их родной домой в Мелитополе.

ЦИФРА
Всего за два года существования Штаба здесь было зарегистрировано 6 тыс. переселенцев.


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: