Деревянные художества
Переглядів: 1830
20 серпня 2016 19:00
Деревянные художества
В переплетении корней и веток, в древесном наросте, где мы не увидим ничего интересного, внимательный глаз нашего земляка Григория Рябицкого подметит летящую птицу или хитрого гнома, чудище морское или спящую лисоньку.
Отсечь лишнее
- Отец увлекался охотой и выписывал журнал «Охота и охотничье хозяйство». Мне тогда лет 12 было. В одном из номеров этого журнала я и увидел фотографии поделок из дерева, коряг и пней. А в скором времени родители корчевали виноград, и было много интересно переплетенных корневищ. Там даже выдумывать ничего не надо было: убираешь лишние веточки, и получаются фигурки. Я много их тогда сделал – целая коробка была, - вспоминает о первых шагах в своем увлечении корнепластикой Григорий Васильевич.
Отец, видя интерес сына, пошел в мастерскую и сделал специальные резцы. Оставалось только им ручки доделать. Но случился пожар, мастерская вместе с теми резцами сгорела, а Григорий как-то остыл к изготовлению лесных скульптур.
Шло время, он окончил восемь классов, в мелитопольском училище приобрел специальность каменщика, отслужил в армии, работал в отделе охраны. Корнепластика напомнила о себе в 38 лет, когда в селе Надеждино Приазовского района Григорий Васильевич вдруг увидел в коряге чубатое, бородатое лицо мудрого старика. А потом появился крокодильчик, фигурки зверушек, которыми с удовольствием играли дети, и творческое начало в душе взяло верх над серой обыденностью.
- Живого дерева я не беру. Трухлявые пни, коряги, выкорчеванные корневища - здесь даже и выдумывать не надо: убираешь все лишнее, и получается скульптура. Сухое дворники в кучу складывают, я подойду, что понравится маленькой пилочкой раз-раз, в сумку положил и пошел дальше. Люди, бывает, смотрят с непониманием - зачем? Вот на соседском огороде пень выкорчевали. Я трухлявое все убрал, доработал, лаком вскрыл и получился удивительный цветок. А это дрова рубил, щепка отлетела, я буквально немножко подправил - чудь лесная. А вот нарост на дереве был, я подчистил и получился белый гусь. Я его поместил в «декорацию» - дорисовал водоем, деревья. Хотя лесная скульптура этого и не требует. Это я сам придумал, - рассказывает о творческом процессе мастер.
Григорий Васильевич в своем деле самоучка: все умения из собственного опыта да еще из специальных книг. Использует, в основном, древесину и корни фруктовых деревьев, любит работать с тополем.
«Вы пришли в сказку!»
Глядя на работы Г. Рябицкого, удивляешься его таланту в причудливости природного материала увидеть сказочные или реальные очертания и для большей художественной выразительности умело его обработать. Григорий Васильевич подметил, что это у взрослых порой бывают проблемы с восприятием образов, а вот дети, посмотрев на его лесные скульптуры, очень быстро узнают, что за персонаж перед ними. Наверное, потому, что детвора живет в мире чудес и волшебства, ближе к природе и восприимчивее взрослых. А некоторым взрослым автор скульптуры советует: «Вы же в сказку пришли! Отключите критику, включите воображение».
- Сломалась ветка абрикоса, я глянул на слом -джинн. Что-то сразу на ум приходит, а попадаются такие корни, которые по три года лежат, ждут своего часа. И формы у корня интересные, жалко выбросить, а он не раскрывается, не вижу я, что в нем заключено. Нарезать всякого, сильно что-то в нем навыдумывать я мог бы. Но это уже не то, - говорит Г. Рябицкий. - Вот глянул на сучок, и на ум пришла пословица «Надулся, как сыч». Как он был такой пузатый и горбатый, так я ничего особо и не поправлял, чуть-чуть обозначил. А эта скульптура -иллюстрация строк из песни Владимира Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал!» А этот слоник с рогом из песни Аллы Пугачевой: «Ночью мне снится сон: плачут коза и слон…».
«Хочется поделиться с людьми»
После выхода на заслуженный отдых Григорий Васильевич с супругой перебрались из Мелитополя в Данило-Ивановку, поближе к природе. Здесь о мастере лесной скульптуры узнали благодаря бывшему заведующему местным ДК Николаю Мещерякову. Как рассказал Г. Рябицкий, это он предложил показать свои работы землякам на Дне села. Потом были выставки в витринах Центральной городской библиотеки им. М. Лермонтова. Целыми классами приходят школьники домой к Григорию Васильевичу на художественные экскурсии. «Если долго выставки теперь не провожу - скучаю. Я как донор, поделиться с людьми хочется», - говорит Г. Рябицкий. Ему есть, что показать не только из лесной скульптуры. Как человек творческий, он создает композиции из овощей. «Целый данилоивановский хор вырезал из картошки, свеклы и тыквы. Показывал участникам хора - смеются», - отметил мастер.
Г. Рябицкий раньше делал рыболовные крючки. Говорит, что любители рыбной ловли до сих пор его крючки спрашивают. А однажды успешный рыболов, поймав на его крючок сома весом 86 кг, в благодарность привез фото рыбацкого трофея и три десятка яиц. «Вы не представляете, что у меня в душе творилось, какая радость была, когда я это фото увидел. Как будто этого сома я сам поймал!» - вспоминает Григорий Васильевич.
Мастер поделился еще одной радостью: его внучка девятилетняя Настенька в корешке Носатика увидела. Нарисовала, как надо, дедушка чуть подправил инструментом и выжигателем доработал, и получился веселый Носатик-волосатик.
Отсечь лишнее
- Отец увлекался охотой и выписывал журнал «Охота и охотничье хозяйство». Мне тогда лет 12 было. В одном из номеров этого журнала я и увидел фотографии поделок из дерева, коряг и пней. А в скором времени родители корчевали виноград, и было много интересно переплетенных корневищ. Там даже выдумывать ничего не надо было: убираешь лишние веточки, и получаются фигурки. Я много их тогда сделал – целая коробка была, - вспоминает о первых шагах в своем увлечении корнепластикой Григорий Васильевич.
Отец, видя интерес сына, пошел в мастерскую и сделал специальные резцы. Оставалось только им ручки доделать. Но случился пожар, мастерская вместе с теми резцами сгорела, а Григорий как-то остыл к изготовлению лесных скульптур.
Шло время, он окончил восемь классов, в мелитопольском училище приобрел специальность каменщика, отслужил в армии, работал в отделе охраны. Корнепластика напомнила о себе в 38 лет, когда в селе Надеждино Приазовского района Григорий Васильевич вдруг увидел в коряге чубатое, бородатое лицо мудрого старика. А потом появился крокодильчик, фигурки зверушек, которыми с удовольствием играли дети, и творческое начало в душе взяло верх над серой обыденностью.
- Живого дерева я не беру. Трухлявые пни, коряги, выкорчеванные корневища - здесь даже и выдумывать не надо: убираешь все лишнее, и получается скульптура. Сухое дворники в кучу складывают, я подойду, что понравится маленькой пилочкой раз-раз, в сумку положил и пошел дальше. Люди, бывает, смотрят с непониманием - зачем? Вот на соседском огороде пень выкорчевали. Я трухлявое все убрал, доработал, лаком вскрыл и получился удивительный цветок. А это дрова рубил, щепка отлетела, я буквально немножко подправил - чудь лесная. А вот нарост на дереве был, я подчистил и получился белый гусь. Я его поместил в «декорацию» - дорисовал водоем, деревья. Хотя лесная скульптура этого и не требует. Это я сам придумал, - рассказывает о творческом процессе мастер.
Григорий Васильевич в своем деле самоучка: все умения из собственного опыта да еще из специальных книг. Использует, в основном, древесину и корни фруктовых деревьев, любит работать с тополем.
«Вы пришли в сказку!»
Глядя на работы Г. Рябицкого, удивляешься его таланту в причудливости природного материала увидеть сказочные или реальные очертания и для большей художественной выразительности умело его обработать. Григорий Васильевич подметил, что это у взрослых порой бывают проблемы с восприятием образов, а вот дети, посмотрев на его лесные скульптуры, очень быстро узнают, что за персонаж перед ними. Наверное, потому, что детвора живет в мире чудес и волшебства, ближе к природе и восприимчивее взрослых. А некоторым взрослым автор скульптуры советует: «Вы же в сказку пришли! Отключите критику, включите воображение».
- Сломалась ветка абрикоса, я глянул на слом -джинн. Что-то сразу на ум приходит, а попадаются такие корни, которые по три года лежат, ждут своего часа. И формы у корня интересные, жалко выбросить, а он не раскрывается, не вижу я, что в нем заключено. Нарезать всякого, сильно что-то в нем навыдумывать я мог бы. Но это уже не то, - говорит Г. Рябицкий. - Вот глянул на сучок, и на ум пришла пословица «Надулся, как сыч». Как он был такой пузатый и горбатый, так я ничего особо и не поправлял, чуть-чуть обозначил. А эта скульптура -иллюстрация строк из песни Владимира Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал!» А этот слоник с рогом из песни Аллы Пугачевой: «Ночью мне снится сон: плачут коза и слон…».
«Хочется поделиться с людьми»
После выхода на заслуженный отдых Григорий Васильевич с супругой перебрались из Мелитополя в Данило-Ивановку, поближе к природе. Здесь о мастере лесной скульптуры узнали благодаря бывшему заведующему местным ДК Николаю Мещерякову. Как рассказал Г. Рябицкий, это он предложил показать свои работы землякам на Дне села. Потом были выставки в витринах Центральной городской библиотеки им. М. Лермонтова. Целыми классами приходят школьники домой к Григорию Васильевичу на художественные экскурсии. «Если долго выставки теперь не провожу - скучаю. Я как донор, поделиться с людьми хочется», - говорит Г. Рябицкий. Ему есть, что показать не только из лесной скульптуры. Как человек творческий, он создает композиции из овощей. «Целый данилоивановский хор вырезал из картошки, свеклы и тыквы. Показывал участникам хора - смеются», - отметил мастер.
Г. Рябицкий раньше делал рыболовные крючки. Говорит, что любители рыбной ловли до сих пор его крючки спрашивают. А однажды успешный рыболов, поймав на его крючок сома весом 86 кг, в благодарность привез фото рыбацкого трофея и три десятка яиц. «Вы не представляете, что у меня в душе творилось, какая радость была, когда я это фото увидел. Как будто этого сома я сам поймал!» - вспоминает Григорий Васильевич.
Мастер поделился еще одной радостью: его внучка девятилетняя Настенька в корешке Носатика увидела. Нарисовала, как надо, дедушка чуть подправил инструментом и выжигателем доработал, и получился веселый Носатик-волосатик.
Схожі новини: