Тайны Мамай-Горы
Переглядів: 4302
18 вересня 2016 17:44
Мамай-Гора постепенно приоткрывает свои тайны
На возвышенности у с. Великая Знаменка Каменко-Днепровского района находится один из крупнейших в степном Причерноморье курганных могильников - Мамай-гора. С ним связаны различные предания и легенды.
По одной из них, здесь стоял цветущий город, которым правила красавица - царевна Белозерка. К ней воспылал страстью хан Мамай, пытаясь добиться ее благосклонности, он окружил город и потребовал ее согласия. Испуганная его домогательствами, правительница, ночью, погрузив на корабли имущество и жителей, уплыла вниз по Днепру. Взбешенный хан буйствовал так, что земля встала дыбом. От тех времен и остались высокие насыпи, а сама местность получила название Мамай-Гора.
Экспедиции
Уже около 30 лет будущие историки под руководством заведующего учебно-научной лаборатории археологических исследований, доцента Геннадия Тощева и доцента кафедры всемирной истории и международных отношений Светланы Андрух проводят раскопки на территории курганного заповедника Мамай-гора.
В первые годы после Второй мировой войны эта территория обследовалась экспедицией Московского государственного унивеститета под руководством профессора Гракова. Он сделал первое научное описание этого памятника, был составлен план могильника. Позже, перед созданием Каховского водохранилища, местность изучали археологи из Киева и Запорожья, обнаружившие здесь большое количество разновременных древностей.
Создание искусственных морей привело к разрушению береговой линии. Пострадала и Мамай-Гора. Обеспокоенные этим явлением, жители г. Каменка-Днепровская выступили с предложением провести охранные исследования в полном объеме. Такие спасательные работы и ведет с 1988 г. археологическая экспедиция Запорожского государственного университета. За 18 лет раскопок вскрыто 186 небольших насыпей (свыше 500 погребений).
Что нашли археологи
Раскопки показали, что данная местность была освоена людьми с эпохи неолита. Одежда погребенных была украшена гирляндами узоров из речных раковин. В единственном парном захоронении, кроме того, обнаружены орудия труда из кремня.
В исследованных на Мамай-Горе насыпях обнаружены захоронения всех известных для этого времени культур - ямной, катакомбной, многоваликовой и срубной. Для каждой из них характерны свои погребальные конструкции, обряд захоронения, изделия из глины, бронзы, камня и кремня.
Наряду с курганным продолжает бытовать и грунтовый обряд захоронения. На Мамай-Горе обнаружен могильник катакомбной культуры, на котором выявлены уникальные находки - чаша прямоугольной формы и сосуд с пиктограммой.
К началу I тыс. до н.э. относится пока единственный комплекс, в котором костяк ребенка сопровождался большой корчагой с богатым орнаментом.
Резкое увеличение величины могильника происходит в скифское время. Свыше 80 проц. всех изученных комплексов принадлежит скифам. Они совершали захоронения в подбойных могилах, где умершие лежали вытянуто на спине головой на запад или восток. Обычно скифские захоронения потревожены в древности. На Мамай-Горе из 337 комплексов нарушено не более 25 проц., что само по себе уже удивительный факт. Обнаруженный во всех могилах инвентарь представлен керамикой, оружием, украшениями, бытовыми поделками.
Посуда разнообразная: это и грубые кухонные лепные горшки, более тонкие гончарные сосуды, привозные чернолаковые канфары, блюдаМамай-Гора постеенно п, килики и амфоры. Последние, судя по особенностям изготовления и клеймам, завезены из Гераклеи Понтийской, Фасоса, Менды, Синопы и других греческих центров.
Важную роль в скифском обществе имело военное дело, что подтверждается находками мечей различных размеров, дротиков, наконечников копий и стрел. Вызывают восхищение украшения, среди которых браслеты, гривны, подвески, серьги, перстни, нашивные бляшки, бусы. Они изготовлялись из бронзы, железа, стеклопасты, редки находки вещей из золота и серебра.
Среди значительной коллекции вещей необходимо отметить массивную бляху из бронзы с изображением женщины, футляр для зеркала с полихромным изображением. Дополняет перечень скифское изваяние из камня, которое датируется специалистами V в. до н.э.
Находки в совокупности датируют скифские комплексы IV в. до н.э.- временем расцвета Скифии. Вполне возможно, что здесь, в области скифского Герроса, Мамай-Гора являлась местом для совершения культовых обрядов, куда приезжали представители всех скифских племен. Не исключено также, что большинство погребенных происходят из известного Каменского городища, расположенного в 20 км от могильника. Могильник продолжал функционировать и позже, когда появляется новое население - сарматы. Они также совершали здесь свои захоронения.
Спустя почти тысячу лет Нижнее Поднепровье осваивают половцы, которые также оставили свои курганные и грунтовые могильники. В одном находилась чаша из серебра.
Умершую в походе женщину похоронили в деревянном гробовище. В последний путь женщину обрядили в пышное одеяние. Ее глаза перекрыли повязкой из бересты, пышные волосы укрепили затейливой ажурной заколкой. Пальцы украсили несколькими перстнями. Рядом разместили украшения и предметы быта.
Таким образом, на могильнике Мамай Гора нашли последнее убежище представители различных племен и народов, которых на протяжении семи тысяч лет притягивало степное Поднепровье.
Скифская женщина-воин
В Мамай-горе находятся захоронения различных эпох - от бронзового века до Средневековья. Много интересных предметов археологи откопали в Ногайском могильнике. Были раскопаны два кургана. В одном из них обнаружили восемь захоронений, наиболее древнему из которых насчитывается 5 тыс. лет. В этом кургане удалось отыскать керамику и железный меч. Во втором же нашли лишь два захоронения, но именно там и хранилось главное открытие всей экспедиции - могила скифской женщины-воина.
Там были найдены ценные артефакты: серьги, ожерелье, нашивка на одежде. Также нашли в захоронении бронзовый наконечник, что может свидетельствовать о том, что это была женщина-воительница, воевавшая на равных с мужчинами племени. Археологов также заинтересовал лекиф - древнегреческий сосуд для благовоний, датированный, возможно, концом V в. до н. э.
Еще одной сенсацией стало обнаружение амфоры, созданной в конце V в. до н. э. Как поясняют в ЗНУ, в последний раз запорожским ученым удавалось отыскать в регионе амфору почти 20 лет назад. А вот во втором разрытом захоронении этого кургана историки смогли найти горшок с орнаментом ямной культуры, которому примерно пять тысяч лет, и посудину катакомбной культуры возрастом 4,5 тысячи лет. Чтобы отыскать все эти сокровища истории, участникам экспедиции довелось немало потрудиться. Так, например, то же ожерелье из захоронения женщины-воина приходилось собирать по крупицам, скрупулезно просеивая грунт в поисках каждой бусины…
Могильник Мамай-Сурка
Вблизи могильника Мамай-Гора исследуется другой грунтовой могильник - Мамай-Сурка. Здесь на площади 6533,1 кв. м уже раскопано более 1100 погребений и десятки сопровождающих объектов. По количеству погребальных комплексов это один из крупнейших могильников в Восточной Европе. Скелеты лежали вытянуто на спине, сопровождающий инвентарь представлен, главным образом, культовыми вещами, украшениями, бытовыми вещами. Среди них ожерелье, перстни, кольца, браслеты, киотец и прочие предметы…
Исследования продолжаются. В работах принимают участие сотрудники ВУЗов и музеев, академических институтов Киева, Кишинева, Одессы, студенты Запорожья и Мелитополя, школьники из различных городов.
По одной из них, здесь стоял цветущий город, которым правила красавица - царевна Белозерка. К ней воспылал страстью хан Мамай, пытаясь добиться ее благосклонности, он окружил город и потребовал ее согласия. Испуганная его домогательствами, правительница, ночью, погрузив на корабли имущество и жителей, уплыла вниз по Днепру. Взбешенный хан буйствовал так, что земля встала дыбом. От тех времен и остались высокие насыпи, а сама местность получила название Мамай-Гора.
Экспедиции
Уже около 30 лет будущие историки под руководством заведующего учебно-научной лаборатории археологических исследований, доцента Геннадия Тощева и доцента кафедры всемирной истории и международных отношений Светланы Андрух проводят раскопки на территории курганного заповедника Мамай-гора.
В первые годы после Второй мировой войны эта территория обследовалась экспедицией Московского государственного унивеститета под руководством профессора Гракова. Он сделал первое научное описание этого памятника, был составлен план могильника. Позже, перед созданием Каховского водохранилища, местность изучали археологи из Киева и Запорожья, обнаружившие здесь большое количество разновременных древностей.
Создание искусственных морей привело к разрушению береговой линии. Пострадала и Мамай-Гора. Обеспокоенные этим явлением, жители г. Каменка-Днепровская выступили с предложением провести охранные исследования в полном объеме. Такие спасательные работы и ведет с 1988 г. археологическая экспедиция Запорожского государственного университета. За 18 лет раскопок вскрыто 186 небольших насыпей (свыше 500 погребений).
Что нашли археологи
Раскопки показали, что данная местность была освоена людьми с эпохи неолита. Одежда погребенных была украшена гирляндами узоров из речных раковин. В единственном парном захоронении, кроме того, обнаружены орудия труда из кремня.
В исследованных на Мамай-Горе насыпях обнаружены захоронения всех известных для этого времени культур - ямной, катакомбной, многоваликовой и срубной. Для каждой из них характерны свои погребальные конструкции, обряд захоронения, изделия из глины, бронзы, камня и кремня.
Наряду с курганным продолжает бытовать и грунтовый обряд захоронения. На Мамай-Горе обнаружен могильник катакомбной культуры, на котором выявлены уникальные находки - чаша прямоугольной формы и сосуд с пиктограммой.
К началу I тыс. до н.э. относится пока единственный комплекс, в котором костяк ребенка сопровождался большой корчагой с богатым орнаментом.
Резкое увеличение величины могильника происходит в скифское время. Свыше 80 проц. всех изученных комплексов принадлежит скифам. Они совершали захоронения в подбойных могилах, где умершие лежали вытянуто на спине головой на запад или восток. Обычно скифские захоронения потревожены в древности. На Мамай-Горе из 337 комплексов нарушено не более 25 проц., что само по себе уже удивительный факт. Обнаруженный во всех могилах инвентарь представлен керамикой, оружием, украшениями, бытовыми поделками.
Посуда разнообразная: это и грубые кухонные лепные горшки, более тонкие гончарные сосуды, привозные чернолаковые канфары, блюдаМамай-Гора постеенно п, килики и амфоры. Последние, судя по особенностям изготовления и клеймам, завезены из Гераклеи Понтийской, Фасоса, Менды, Синопы и других греческих центров.
Важную роль в скифском обществе имело военное дело, что подтверждается находками мечей различных размеров, дротиков, наконечников копий и стрел. Вызывают восхищение украшения, среди которых браслеты, гривны, подвески, серьги, перстни, нашивные бляшки, бусы. Они изготовлялись из бронзы, железа, стеклопасты, редки находки вещей из золота и серебра.
Среди значительной коллекции вещей необходимо отметить массивную бляху из бронзы с изображением женщины, футляр для зеркала с полихромным изображением. Дополняет перечень скифское изваяние из камня, которое датируется специалистами V в. до н.э.
Находки в совокупности датируют скифские комплексы IV в. до н.э.- временем расцвета Скифии. Вполне возможно, что здесь, в области скифского Герроса, Мамай-Гора являлась местом для совершения культовых обрядов, куда приезжали представители всех скифских племен. Не исключено также, что большинство погребенных происходят из известного Каменского городища, расположенного в 20 км от могильника. Могильник продолжал функционировать и позже, когда появляется новое население - сарматы. Они также совершали здесь свои захоронения.
Спустя почти тысячу лет Нижнее Поднепровье осваивают половцы, которые также оставили свои курганные и грунтовые могильники. В одном находилась чаша из серебра.
Умершую в походе женщину похоронили в деревянном гробовище. В последний путь женщину обрядили в пышное одеяние. Ее глаза перекрыли повязкой из бересты, пышные волосы укрепили затейливой ажурной заколкой. Пальцы украсили несколькими перстнями. Рядом разместили украшения и предметы быта.
Таким образом, на могильнике Мамай Гора нашли последнее убежище представители различных племен и народов, которых на протяжении семи тысяч лет притягивало степное Поднепровье.
Скифская женщина-воин
В Мамай-горе находятся захоронения различных эпох - от бронзового века до Средневековья. Много интересных предметов археологи откопали в Ногайском могильнике. Были раскопаны два кургана. В одном из них обнаружили восемь захоронений, наиболее древнему из которых насчитывается 5 тыс. лет. В этом кургане удалось отыскать керамику и железный меч. Во втором же нашли лишь два захоронения, но именно там и хранилось главное открытие всей экспедиции - могила скифской женщины-воина.
Там были найдены ценные артефакты: серьги, ожерелье, нашивка на одежде. Также нашли в захоронении бронзовый наконечник, что может свидетельствовать о том, что это была женщина-воительница, воевавшая на равных с мужчинами племени. Археологов также заинтересовал лекиф - древнегреческий сосуд для благовоний, датированный, возможно, концом V в. до н. э.
Еще одной сенсацией стало обнаружение амфоры, созданной в конце V в. до н. э. Как поясняют в ЗНУ, в последний раз запорожским ученым удавалось отыскать в регионе амфору почти 20 лет назад. А вот во втором разрытом захоронении этого кургана историки смогли найти горшок с орнаментом ямной культуры, которому примерно пять тысяч лет, и посудину катакомбной культуры возрастом 4,5 тысячи лет. Чтобы отыскать все эти сокровища истории, участникам экспедиции довелось немало потрудиться. Так, например, то же ожерелье из захоронения женщины-воина приходилось собирать по крупицам, скрупулезно просеивая грунт в поисках каждой бусины…
Могильник Мамай-Сурка
Вблизи могильника Мамай-Гора исследуется другой грунтовой могильник - Мамай-Сурка. Здесь на площади 6533,1 кв. м уже раскопано более 1100 погребений и десятки сопровождающих объектов. По количеству погребальных комплексов это один из крупнейших могильников в Восточной Европе. Скелеты лежали вытянуто на спине, сопровождающий инвентарь представлен, главным образом, культовыми вещами, украшениями, бытовыми вещами. Среди них ожерелье, перстни, кольца, браслеты, киотец и прочие предметы…
Исследования продолжаются. В работах принимают участие сотрудники ВУЗов и музеев, академических институтов Киева, Кишинева, Одессы, студенты Запорожья и Мелитополя, школьники из различных городов.
Схожі новини: