Исполнение решений суда доверят "частникам"
Переглядів: 2866
9 жовтня 2016 13:22
К чему приведет введение института частных судебных исполнителей?
С 5 октября в Украине появятся частные исполнители судебных решений и вступают в силу другие изменения в законы
Что изменится в связи с реформой? Как она отразится на простых гражданах? Не станут ли частники использовать методы коллекторов? И кто их будет контролировать? С этими вопросами мы обратились к начальнику Мелитопольского горрайонного отделения Государственной исполнительной службы Главного территориального управления юстиции в Запорожской области Валерию Власенко.
Частные исполнители
Как сообщил Валерий Васильевич, закон «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» был принят 2 июня 2016 года. С 5 октября он вступает в силу.
Однако это не значит, что частники сразу же смогут приступить к работе. К ним предъявлен целый ряд жестких требований. Это обязательное наличие офиса, средств связи, страховки и конечно лицензии.
Прежде чем ее получить, люди желающие стать частными исполнителями должны пройти стажировку в Министерстве Юстиции и сдать зачеты. Причем начать работать они могут только с 5 января 2017 года, когда начнет действовать единый реестр должников.
При этом работа частного исполнителя будут контролироваться государством, так что в тех же коллекторов они не превратятся.
- Мы пользуемся одними и теми же законами. Действия частного исполнителя всегда можно обжаловать. Для чего и вводится обязательная страховка. Если мы не правильно взыщем деньги, за нас отвечает государство. А за частника ущерб должна будет компенсировать страховая компания. Есть определенная сумма которую может выплатить страховая компания. Частный исполнитель может набрать решений с общей суммой взысканий не превышающей сумму которую может оплатить страховая компания. Если же сумма больше ему обязательно придется повышать страховку.
Учитывая высокие требования и необходимость серьезных инвестиций в работу частного исполнителя, я прогнозирую, что частников в Мелитополе появится от силы 2-3, - говорит В. Власенко.
Госисполнители и нововведения
В то же время государственная исполнительная служба будет продолжать работать как и прежде. Более того некоторые виды производств останутся исключительно в ее юрисдикции и частникам будут не доступны.
Так исключительно в полномочиях государственных исполнителей останется взыскание алиментов, заработных плат, восстановление в должности, выселение и вселение людей, вопросы касающееся несовершеннолетних а также взыскания с государственных, коммунальных предприятий или предприятий владельцем которых является государство. В случаях если доля государства составляет в таких фирмах не менее 25 процентов.
В остальных случаях взыскатель волен сам определять кому доверить исполнение решения суда. Государству или частнику. Кстати, размер вознаграждения частников определен Кабмином и составляет 10 процентов от взыскиваемой суммы.
Вступают в силу и другие нововведения. Так с 5 октября государственная исполнительная служба будет принимать решение к производству, только в случае если взыскатель внесет авансовый взнос в размере 2 процентов от взыскиваемой суммы.
Это правило не распространяется на взыскания в пользу государственных предприятий и учреждений, любые случаи касающиеся трудовых отношений, в том числе взыскание задолженности по заработной плате, взыскание алиментов, случаи когда взыскателем является инвалид I или II группы и т. д.
Кроме того взыскателям алиментов и других регулярных выплат, теперь не обязательно обращаться в исполнительную службы. С решением суда они могут прийти непосредственно в бухгалтерию предприятия, где работает должник, и там обязаны организовать регулярные отчисления с его заработной платы.
Касаются нововведения и вознаграждений самих государственных исполнителей. Теперь, помимо зарплаты они будут получать вознаграждение за каждое решение суда, исполненное грамотно и в срок, в размере 2 процентов от взыскиваемой суммы.
- Таким образом грамотный исполнитель, абсолютно легально сможет получать на 2-3 тыс. грн в месяц больше. Это хорошая мотивация – говорит главный госисполнитель Мелитополя.
Еще одно важно важное нововведение – упразднение срока для самостоятельного исполнения решения суда.
- Раньше должнику давался определенный срок для самостоятельного исполнения решения суда. Это была коррупционная составляющая. Должник мог ссылаться на то, что еще не получил решение суда, что он не знал. Просить исполнителя отложить исполнение и так далее. А за это время он мог распорядится своим имуществом. Ведь если арест не наложен судом, исполнитель мог наложить арест только после начала исполнительного производства.
Сейчас время на самостоятельное исполнение не дается. Производство начинается сразу, после уведомления должника. Должник считается уведомленным с момента отправки ему соответствующего письма, - сообщил В. Власенко.
В целом Валерий Васильевич реформу исполнительной системы оценил положительно.
Независимое мнение
Позитивную оценку нововведениям дал и независимый эксперт, адвокат Иван Цокало.
- Закон предусматривает введение в Украине нового института частных исполнителей решений судов и других органов как альтернативу государственной исполнительной службе, а также определяет требования к частным исполнителям, порядок допуска их к профессии, контроль и особенности осуществления ими своей деятельности.
Такой институт действует во многих странах Восточной и Западной Европы и в некоторых постсоветских странах. На его эффективность указывает то, что ни одна из стран, которая перешла на частную форму исполнения, и ввела ее как альтернативу государственным судебным исполнителям, к старой системе не вернулась.
Наличие частных исполнителей не означает самоустранение государства от сферы выполнения решений публичными органами управления. Государство осуществляет контроль и регулирование путем лицензирования, страхования профессиональной ответственности, аттестации, гарантирует защиту в случае нарушения прав и законных интересов исполнителя, взыскателя или должника.
Не секрет, что реформа не вызывает восторга у той части граждан, которые являются должниками. Она непопулярна как среди граждан-заемщиков по валютным кредитам, так и среди крупного бизнеса, который также имеет долги перед банками или контрагентами.
Очевидно, большим плюсом реформа станет для юр. лиц и физ. лиц, являющимися взыскателями, и которые годами не могут добиться получения присужденных сумм. Неэффективная система принудительного исполнения приводит к парадоксальной ситуации, когда в Украине выгоднее быть должником, чем кредитором.
Конечно, введение частных исполнителей не решит тех проблем, первопричина которых кроется в экономической ситуации, в то же время, в Украине будет создан кардинально новый институт уполномоченных от имени государства профессионалов по исполнению судебных решений, деятельность которых будет должным образом регламентирована – говорит И. Цокало.
Что изменится в связи с реформой? Как она отразится на простых гражданах? Не станут ли частники использовать методы коллекторов? И кто их будет контролировать? С этими вопросами мы обратились к начальнику Мелитопольского горрайонного отделения Государственной исполнительной службы Главного территориального управления юстиции в Запорожской области Валерию Власенко.
Частные исполнители
Как сообщил Валерий Васильевич, закон «Об органах и лицах, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» был принят 2 июня 2016 года. С 5 октября он вступает в силу.
Однако это не значит, что частники сразу же смогут приступить к работе. К ним предъявлен целый ряд жестких требований. Это обязательное наличие офиса, средств связи, страховки и конечно лицензии.
Прежде чем ее получить, люди желающие стать частными исполнителями должны пройти стажировку в Министерстве Юстиции и сдать зачеты. Причем начать работать они могут только с 5 января 2017 года, когда начнет действовать единый реестр должников.
При этом работа частного исполнителя будут контролироваться государством, так что в тех же коллекторов они не превратятся.
- Мы пользуемся одними и теми же законами. Действия частного исполнителя всегда можно обжаловать. Для чего и вводится обязательная страховка. Если мы не правильно взыщем деньги, за нас отвечает государство. А за частника ущерб должна будет компенсировать страховая компания. Есть определенная сумма которую может выплатить страховая компания. Частный исполнитель может набрать решений с общей суммой взысканий не превышающей сумму которую может оплатить страховая компания. Если же сумма больше ему обязательно придется повышать страховку.
Учитывая высокие требования и необходимость серьезных инвестиций в работу частного исполнителя, я прогнозирую, что частников в Мелитополе появится от силы 2-3, - говорит В. Власенко.
Госисполнители и нововведения
В то же время государственная исполнительная служба будет продолжать работать как и прежде. Более того некоторые виды производств останутся исключительно в ее юрисдикции и частникам будут не доступны.
Так исключительно в полномочиях государственных исполнителей останется взыскание алиментов, заработных плат, восстановление в должности, выселение и вселение людей, вопросы касающееся несовершеннолетних а также взыскания с государственных, коммунальных предприятий или предприятий владельцем которых является государство. В случаях если доля государства составляет в таких фирмах не менее 25 процентов.
В остальных случаях взыскатель волен сам определять кому доверить исполнение решения суда. Государству или частнику. Кстати, размер вознаграждения частников определен Кабмином и составляет 10 процентов от взыскиваемой суммы.
Вступают в силу и другие нововведения. Так с 5 октября государственная исполнительная служба будет принимать решение к производству, только в случае если взыскатель внесет авансовый взнос в размере 2 процентов от взыскиваемой суммы.
Это правило не распространяется на взыскания в пользу государственных предприятий и учреждений, любые случаи касающиеся трудовых отношений, в том числе взыскание задолженности по заработной плате, взыскание алиментов, случаи когда взыскателем является инвалид I или II группы и т. д.
Кроме того взыскателям алиментов и других регулярных выплат, теперь не обязательно обращаться в исполнительную службы. С решением суда они могут прийти непосредственно в бухгалтерию предприятия, где работает должник, и там обязаны организовать регулярные отчисления с его заработной платы.
Касаются нововведения и вознаграждений самих государственных исполнителей. Теперь, помимо зарплаты они будут получать вознаграждение за каждое решение суда, исполненное грамотно и в срок, в размере 2 процентов от взыскиваемой суммы.
- Таким образом грамотный исполнитель, абсолютно легально сможет получать на 2-3 тыс. грн в месяц больше. Это хорошая мотивация – говорит главный госисполнитель Мелитополя.
Еще одно важно важное нововведение – упразднение срока для самостоятельного исполнения решения суда.
- Раньше должнику давался определенный срок для самостоятельного исполнения решения суда. Это была коррупционная составляющая. Должник мог ссылаться на то, что еще не получил решение суда, что он не знал. Просить исполнителя отложить исполнение и так далее. А за это время он мог распорядится своим имуществом. Ведь если арест не наложен судом, исполнитель мог наложить арест только после начала исполнительного производства.
Сейчас время на самостоятельное исполнение не дается. Производство начинается сразу, после уведомления должника. Должник считается уведомленным с момента отправки ему соответствующего письма, - сообщил В. Власенко.
В целом Валерий Васильевич реформу исполнительной системы оценил положительно.
Независимое мнение
Позитивную оценку нововведениям дал и независимый эксперт, адвокат Иван Цокало.
- Закон предусматривает введение в Украине нового института частных исполнителей решений судов и других органов как альтернативу государственной исполнительной службе, а также определяет требования к частным исполнителям, порядок допуска их к профессии, контроль и особенности осуществления ими своей деятельности.
Такой институт действует во многих странах Восточной и Западной Европы и в некоторых постсоветских странах. На его эффективность указывает то, что ни одна из стран, которая перешла на частную форму исполнения, и ввела ее как альтернативу государственным судебным исполнителям, к старой системе не вернулась.
Наличие частных исполнителей не означает самоустранение государства от сферы выполнения решений публичными органами управления. Государство осуществляет контроль и регулирование путем лицензирования, страхования профессиональной ответственности, аттестации, гарантирует защиту в случае нарушения прав и законных интересов исполнителя, взыскателя или должника.
Не секрет, что реформа не вызывает восторга у той части граждан, которые являются должниками. Она непопулярна как среди граждан-заемщиков по валютным кредитам, так и среди крупного бизнеса, который также имеет долги перед банками или контрагентами.
Очевидно, большим плюсом реформа станет для юр. лиц и физ. лиц, являющимися взыскателями, и которые годами не могут добиться получения присужденных сумм. Неэффективная система принудительного исполнения приводит к парадоксальной ситуации, когда в Украине выгоднее быть должником, чем кредитором.
Конечно, введение частных исполнителей не решит тех проблем, первопричина которых кроется в экономической ситуации, в то же время, в Украине будет создан кардинально новый институт уполномоченных от имени государства профессионалов по исполнению судебных решений, деятельность которых будет должным образом регламентирована – говорит И. Цокало.
Схожі новини: