Ногайская легенда о Киз-Яре
Переглядів: 4411
28 січня 2017 09:45
«Начиная от р. Молочной, у рыбного базара города Мелитополя, далеко в гору и потом горой за Кизиярскую церковь тянется балка, называемая Кизиярской, по имени которой Кизияром названо и селение, правильнее - предместье Мелитополя. Кизияр это извращенное татарское слово Киз - яр, что значит - «девичья балка».
Название это по рассказу старого ногайца, из бывших жителей аула Еднохты (ныне Константиновки, Бердянского уезда), слышанному мной в начале 60-х годов, происходит вот откуда: Давно-давно, еще до прихода в Крьм татар, на этой балке Киз-яр (в те времена покрытой густым лесом) жила орда женщин, (амазонок), которые только и делали, что воевали с ордами мужчин, живших с ними по соседству.
Это были храбрые женщины, прекрасно рубились, стреляли из луков, ездили верхом и очень часто побеждали и брали в плен мужчин. Управлялись они и водились на войну своей царицей - прекрасной девушкой. Взятых в плен мужчин царица распределяла в мужья своим женщинам-воинам, но жизнь этих мужей была очень незавидна: они должны были исполнять самые тяжелые и черные работы, а если же были ими не довольны, то их без церемонии убивали, а себе брали в плен новых мужей. Из родившихся детей оставляли только девочек, а мальчиков сейчас же убивали.
Это царство существовало, пока в одной из войн царица не была взята в плен мужской ордой, где и влюбилась в царевича. Но выйти за него замуж и подчиняться общей участи женщин она не захотела. Заплативши за себя дорогой выкуп она возвратилась в свое царство и, не будучи в состоянии победить своей любви к царевичу, с отчаяния сожгла себя на костре в этой самой балке Киз-яр. Войско ее без храброй и умной царицы разбрелось и было перебито или забрано в плен. С тех пор балка называется Киз-яр. Киз - значит Девица, а яр - балка (Об амазонках, живших в Таврической губернии, говорятся в «Очерке Таврической губернии» Татаринова 1894 г.).
В окрестностях своих Meлитополь особых достопримечательностей не имеет; но есть места, могущие возбудить интерес. Так, например, верстах в 8 от Мелитополя, возле с. Мордвиновки, у Ивановского или Ефименка брода через реку Молочную, на другом ее, правом берегу, ясно видны окопы бывшего здесь укрепленного лагеря, а на левом берегу ее же, против упомянутых окопов, находится прекрасно сохранившееся звездочное укрепление, так наз., Миниховского типа. На месте укрепленного лагеря, при прежнем владельце земли Ефименко, была найдена чугунная, аршина полтора длинною, пушка, известная жителям Мелитополя по пальбе из нее в дни празднования коронования в Бозе почившего ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III-го. Можно предполагать, что на Ивановском броду был жестокий бой между русскими и татарами в 1737 году при походе графа Ласси на Крым через Арбатскую стрелку, и что остатки упомянутых укреплений относятся именно к этому времени.
В 15 верстах от Мелитополя находится с. Терпенье, в начале этого века населенное последователями духоборческой секты. В 40-х годах духоборцы, за малым исключением из них лип, везвратившихся в православие, выселены на Кавказ. При въезде в то селение находится высокий курган (могильник), с которого открывается на много верст прелестный вид на Менонитские колонии, расположенные на левом, Бердянском, берегу Молочной. Говорят, что в проезд свой из Крыма в Таганрог в 1825 году ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I на этом кургане имел продолжительную беседу с старшинами духоборческой секты.
Не более 10 лет назад в общественном саду с. Терпенья я еще видел деревянный Домик, в котором ночевал Александр Благословенный в свой проезд через Терпенье. Но теперь, говорят, этого домика уже нет и нельзя не пожалеть, что не было принято мер к сохранению этого домика, как памятника посещения с. Терпенья Александром Благословенным.
Верстах в 2-х от этого селения, в ложбине на правом берегу р. Молочной, находится уединенная дикая скала, состоящая из хаотически-нагроможденных громадных каменных глыб. Могила. эта в народе называется каменной, и у ногайцев существовало поверье, что камни эти нагромождены батырем (богатырь) Богуром, которому Аллах в искупление тяжкого греха повелел вырывать руками из ближнего горного кряжа и сложить из них на берегу Молочной такой высоты гору, с которой во все стороны была бы видна степь. Исполняя веление Аллаха, Богур рвал из кряжа громадные глыбы камня, переносил их на себе и складывал один на другой на указанном Аллахом месте. Для скорейшего исполнения работы он прибегнул к хитрости, не плотно укладывая камни, и когда более чем на половину работа была уже сделана, Богур, втаскивая глыбу, неосторожно оступился и провалился в умышленно оставленные им между камнями щели, завяз там и умер с голоду. Такое наказание постигло его за желание обманугь Аллаха! После этого Аллах повелел ветру засыпать песком все щели между камнями и тем закрыть тело батыря Богура, кости которого и по ныне находятся ущемленными между камней. Место же то стало называться Таш-даг, что значит «камень-гора». Несколько камней, вырванных Богуром, но, которые он не успел снести к месту назначения, и до сих пор лежат у подножия горного кряжа, неподалеку от каменной могилы Богура.
Лет 8 - 10 назад один из Терпеньевских крестьян пробрался подкопом в эту могилу и, говорят, нашел там клад, но при этом был сильно придавлен обвалом и долго болел. Как бы в подтверждение этого, между крестьянами с. Терпения начали появляться древние серебряные монетки и с помощью знакомого мне крестьянина, спустя уже несколько лет, мне удалось достать из них три штуки. Монетки оказались овальной формы, очень маленькие, времен Великого князя Московского Василия. По имени батыря Богур-дагом (что значит Бугорова гора) назван был ногайский аул, расположившийся вокруг высокого кургана, с которого Богур, по рассказам, при жизни своей высматривал себе жертвы для своих богатырских подвигов. На месте аула Буґур-даг теперь расположено селение Вознесенка Бердянского уезда, начинающееся верстах в 3-х от Мелитополя….
Глава из «Очерка города Мелитополя...» Павла Дзяковича, 1900 г.
Название это по рассказу старого ногайца, из бывших жителей аула Еднохты (ныне Константиновки, Бердянского уезда), слышанному мной в начале 60-х годов, происходит вот откуда: Давно-давно, еще до прихода в Крьм татар, на этой балке Киз-яр (в те времена покрытой густым лесом) жила орда женщин, (амазонок), которые только и делали, что воевали с ордами мужчин, живших с ними по соседству.
Это были храбрые женщины, прекрасно рубились, стреляли из луков, ездили верхом и очень часто побеждали и брали в плен мужчин. Управлялись они и водились на войну своей царицей - прекрасной девушкой. Взятых в плен мужчин царица распределяла в мужья своим женщинам-воинам, но жизнь этих мужей была очень незавидна: они должны были исполнять самые тяжелые и черные работы, а если же были ими не довольны, то их без церемонии убивали, а себе брали в плен новых мужей. Из родившихся детей оставляли только девочек, а мальчиков сейчас же убивали.
Это царство существовало, пока в одной из войн царица не была взята в плен мужской ордой, где и влюбилась в царевича. Но выйти за него замуж и подчиняться общей участи женщин она не захотела. Заплативши за себя дорогой выкуп она возвратилась в свое царство и, не будучи в состоянии победить своей любви к царевичу, с отчаяния сожгла себя на костре в этой самой балке Киз-яр. Войско ее без храброй и умной царицы разбрелось и было перебито или забрано в плен. С тех пор балка называется Киз-яр. Киз - значит Девица, а яр - балка (Об амазонках, живших в Таврической губернии, говорятся в «Очерке Таврической губернии» Татаринова 1894 г.).
В окрестностях своих Meлитополь особых достопримечательностей не имеет; но есть места, могущие возбудить интерес. Так, например, верстах в 8 от Мелитополя, возле с. Мордвиновки, у Ивановского или Ефименка брода через реку Молочную, на другом ее, правом берегу, ясно видны окопы бывшего здесь укрепленного лагеря, а на левом берегу ее же, против упомянутых окопов, находится прекрасно сохранившееся звездочное укрепление, так наз., Миниховского типа. На месте укрепленного лагеря, при прежнем владельце земли Ефименко, была найдена чугунная, аршина полтора длинною, пушка, известная жителям Мелитополя по пальбе из нее в дни празднования коронования в Бозе почившего ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III-го. Можно предполагать, что на Ивановском броду был жестокий бой между русскими и татарами в 1737 году при походе графа Ласси на Крым через Арбатскую стрелку, и что остатки упомянутых укреплений относятся именно к этому времени.
В 15 верстах от Мелитополя находится с. Терпенье, в начале этого века населенное последователями духоборческой секты. В 40-х годах духоборцы, за малым исключением из них лип, везвратившихся в православие, выселены на Кавказ. При въезде в то селение находится высокий курган (могильник), с которого открывается на много верст прелестный вид на Менонитские колонии, расположенные на левом, Бердянском, берегу Молочной. Говорят, что в проезд свой из Крыма в Таганрог в 1825 году ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I на этом кургане имел продолжительную беседу с старшинами духоборческой секты.
Не более 10 лет назад в общественном саду с. Терпенья я еще видел деревянный Домик, в котором ночевал Александр Благословенный в свой проезд через Терпенье. Но теперь, говорят, этого домика уже нет и нельзя не пожалеть, что не было принято мер к сохранению этого домика, как памятника посещения с. Терпенья Александром Благословенным.
Верстах в 2-х от этого селения, в ложбине на правом берегу р. Молочной, находится уединенная дикая скала, состоящая из хаотически-нагроможденных громадных каменных глыб. Могила. эта в народе называется каменной, и у ногайцев существовало поверье, что камни эти нагромождены батырем (богатырь) Богуром, которому Аллах в искупление тяжкого греха повелел вырывать руками из ближнего горного кряжа и сложить из них на берегу Молочной такой высоты гору, с которой во все стороны была бы видна степь. Исполняя веление Аллаха, Богур рвал из кряжа громадные глыбы камня, переносил их на себе и складывал один на другой на указанном Аллахом месте. Для скорейшего исполнения работы он прибегнул к хитрости, не плотно укладывая камни, и когда более чем на половину работа была уже сделана, Богур, втаскивая глыбу, неосторожно оступился и провалился в умышленно оставленные им между камнями щели, завяз там и умер с голоду. Такое наказание постигло его за желание обманугь Аллаха! После этого Аллах повелел ветру засыпать песком все щели между камнями и тем закрыть тело батыря Богура, кости которого и по ныне находятся ущемленными между камней. Место же то стало называться Таш-даг, что значит «камень-гора». Несколько камней, вырванных Богуром, но, которые он не успел снести к месту назначения, и до сих пор лежат у подножия горного кряжа, неподалеку от каменной могилы Богура.
Лет 8 - 10 назад один из Терпеньевских крестьян пробрался подкопом в эту могилу и, говорят, нашел там клад, но при этом был сильно придавлен обвалом и долго болел. Как бы в подтверждение этого, между крестьянами с. Терпения начали появляться древние серебряные монетки и с помощью знакомого мне крестьянина, спустя уже несколько лет, мне удалось достать из них три штуки. Монетки оказались овальной формы, очень маленькие, времен Великого князя Московского Василия. По имени батыря Богур-дагом (что значит Бугорова гора) назван был ногайский аул, расположившийся вокруг высокого кургана, с которого Богур, по рассказам, при жизни своей высматривал себе жертвы для своих богатырских подвигов. На месте аула Буґур-даг теперь расположено селение Вознесенка Бердянского уезда, начинающееся верстах в 3-х от Мелитополя….
Глава из «Очерка города Мелитополя...» Павла Дзяковича, 1900 г.
Схожі новини: