А был ли мальчик?..
Переглядів: 2587
15 вересня 2017 08:55
Человек - существо социальное, и потребность в общении с другими людьми у ребенка появляется уже с 2-3 лет. Но что делать, если ваш ребенок другом называет какое-то невидимое вами существо, ведет с ним беседы, описывает вам его настроение и поведение в деталях, выполняет его команды и т.д.? В психологии такое весьма нередкое явление получило название «синдром Карлсона», ведь Малыш в произведении Астрид Линдгрен сначала был единственным, кто видел «мужчину в расцвете сил», и многие считают Карлсона именно воображаемым другом Малыша.
Отечественные и западные психологи в один голос уверяют: в дошкольном возрасте (с 3 до 7 лет) наличие воображаемых друзей - абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей ребенка. Кроме того, это превосходный диагностический материал для взрослых: вы можете понаблюдать за фантазиями вашего чада, узнать, чего ему не хватает, какие личные или внутрисемейные проблемы его волнуют. Как правило, к школе фантазии о невидимках проходят и заменяются живым общением с реальными людьми.
Причины появления воображаемого друга у детей
Воображаемые друзья могут быть разные: люди, игрушки, фантастические создания и супергерои, животные и др. и появиться в любой момент: по дороге в садик, дома, в гостях, на улице…
Специалисты называют несколько основных причин появления у детишек воображаемых друзей:
Фантазии. В раннем детстве информация о существующем мире для детей поступает в виде сказок, былин, фэнтезийных историй, мультфильмов, где присутствует множество вымышленных персонажей, где звери наделены человеческим даром говорить и мыслить и т.д. Естественно, ребенку захочется и себе попробовать завести в качестве друга маленького Фиксика, щенка из старого мультика «Варежка», непоседу Машу, розового слоника и пр.
Фантазии - и основа любых простейших ролевых игр: продавец, доктор, библиотекарь, учитель. Игры в действие понарошку могут тоже породить воображаемого друга, который стоит «по ту сторону» и участвует вместе с ребенком в игре.
Одиночество. Причиной появления друга в воображении ребенка чаще всего случается и от одиночества. Тому же Малышу из истории про Карлсона родители не хотели покупать щенка, ему было скучно и одиноко, как вдруг в окно детской залетел веселый и шебутной «мужчина с пропеллером», который смог его развеселить и перевернуть дом вверх дном.
Дети еще не умеют самостоятельно переключаться на разные виды деятельности, им быстро надоедают монотонные занятия, становится скучно. В семьях, где есть значительно старший ребенок или только что появившийся младенец, такие дети ощущают нехватку внимания родителей, которые заняты проблемами братьев-сестер, поэтому ищут друзей-единомышленников, пусть даже вымышленных.
Застенчивость и нехватка общения. Переступив черту в три года, дети начинают стесняться, и кому-то небольшая застенчивость не мешает поиграть на площадке вместе, а кто-то настолько стесняется подойти к ровеснику, что уж лучше пообщаться с любимой игрушкой и носить ее на детскую площадку как лучшего друга. Обычно излишне замкнутые дети те, которые не посещают детский сад и видят ежедневно только няню или кого-то из родителей.
Перекладывание ответственности. Страх наказания за проделки тоже порождает желание придумать какого-нибудь друга, который по случайности, неосторожности или даже умышленно что-то натворил вместо него. Попытка избежать ответственности - естественное желание беззащитного ребенка, но в таком случае психологи советуют не подыгрывать ему, а серьезно поговорить и объяснить, что любая проказа имеет плохие последствия для самого ребенка и именно он понесет наказание «за них обоих», поэтому помогать нехорошему шалунишке не стоит.
Чрезмерная опека и давление родителей. У детей, которых слишком опекают, список из «нельзя» и «нежелательно» весьма длинный, и ребенок, пытаясь подсознательно увильнуть от этих предосторожностей, заводит «нового знакомого», которому не запрещают исследовать окружающий мир. С таким воображаемым другом, которого не порицают за каждый самостоятельный шаг, можно все: съесть все конфеты, не мыть руки перед едой, залезть на вершину горки и прыгнуть оттуда и т.д. Советы психологов на этот счет такие: объясняйте свои запреты, а не действуйте авторитарно, прислушивайтесь ко мнению ребенка и приходите с ним к общему решению.
Постоянное чувство вины. Бывает так, что ребенок из угла в этом возрасте просто не выходит - ну не может он спокойно сидеть и собирать паззлы!.. Исследуя окружающий мир, он каждый раз попадается и получает от родителей за что-то «новое». Со временем у такого непоседы вырабатывается устойчивое чувство вины. Друга, возникшего из его воображения, карапуз может тоже наказывать, используя родительские методы или проявляя еще большую агрессию, или придумать ему фантастическое спасение.
Страх. Возможно, вымышленный друг помогает вашему ребенку «бояться вместе», и он ищет у него поддержки. Отнеситесь серьезно к детским тревогам, проводите доверительные беседы, вспомните, чего по-настоящему боялись в детстве вы и как преодолевали свой страх.
Нехватка впечатлений. Если вы заметили, что ребенок сочиняет невероятные истории с захватывающими сюжетами, где главный герой - его вымышленный друг, значит, ему просто наскучил ежедневный рутинный режим - ранний подъем, садик, двор с двумя качелями, мультики, отбой в 9. Это прекрасно, если родители успевают вечером разнообразить досуг ребенка и играют с ним в игры, водят по развивающим кружкам, читают детскую литературу, но если родители перегружены работой, ребенку остаются однообразная жизнь и повод пофантазировать.
Не его ребенка за общение с несуществующим другом, иначе малыш станет скрывать от вас свои фантазии и проблемы и вы потеряете контроль над ситуацией. Постарайтесь выяснить причину этого явления и устранить ее.
Как реагировать родителям
Если ребенок превращает любые игрушки в питомцев, заведите домашнее животное - оно вполне сгодится ребенку в качестве реального друга, которого можно любить и получать любовь взамен.
Постарайтесь разнообразить досуг ребенка. Конечно же, на любые развлечения требуются немалые средства, но и при минимальных затратах можно удивить и порадовать малютку: устроить квест, экскурсии по городу, зарыть клад, построить вигвам и т.п. Приглашайте соседских детей поиграть к вам домой - возможно, ребенку просто не хватает общения.
Воплощать свои фантазии ребенка научат и в художественном кружке, и на кружках декоративно-прикладного творчества, центрах развития, куда можно записывать детей с самого раннего возраста.
В норме интерес к появившимся у ребенка в дошкольном возрасте воображаемым друзьям с началом школы проходит. Их вытесняют новые эмоции, связанные с учебой, реальные знакомства, увлечения и занятия в секциях.
Поводы насторожиться и обратиться к детскому психологу, однако, тоже существуют:
• если фантазии продолжаются после 9 лет;
• ребенку не интересно играть в игры без воображаемого друга;
• действия и поступки становятся вредными и злыми;
• ребенок проявляет сильные эмоции из-за общения с вымышленным персонажем;
• путает реальность и игру.
Если вы заметили один или несколько настораживающих признаков, лучше обратиться за консультацией специалиста. Возможно, ребенок пытается манипулировать вами с помощью «воображаемого» друга и получает от вас все, что ему нужно, или избегает реальности, окунувшись в виртуальные игры и живя в придуманном мире. В любом случае вам стоит в этом тщательно разобраться, ведь ему предстоит жить в существующей действительности и помочь принять ее – ваша задача. Уделяйте ребенку больше внимания, дарите любовь и нежность, тогда ему не понадобится воображаемый друг.
Отечественные и западные психологи в один голос уверяют: в дошкольном возрасте (с 3 до 7 лет) наличие воображаемых друзей - абсолютно нормальное явление, обусловленное развитием воображения и творческих способностей ребенка. Кроме того, это превосходный диагностический материал для взрослых: вы можете понаблюдать за фантазиями вашего чада, узнать, чего ему не хватает, какие личные или внутрисемейные проблемы его волнуют. Как правило, к школе фантазии о невидимках проходят и заменяются живым общением с реальными людьми.
Причины появления воображаемого друга у детей
Воображаемые друзья могут быть разные: люди, игрушки, фантастические создания и супергерои, животные и др. и появиться в любой момент: по дороге в садик, дома, в гостях, на улице…
Специалисты называют несколько основных причин появления у детишек воображаемых друзей:
Фантазии. В раннем детстве информация о существующем мире для детей поступает в виде сказок, былин, фэнтезийных историй, мультфильмов, где присутствует множество вымышленных персонажей, где звери наделены человеческим даром говорить и мыслить и т.д. Естественно, ребенку захочется и себе попробовать завести в качестве друга маленького Фиксика, щенка из старого мультика «Варежка», непоседу Машу, розового слоника и пр.
Фантазии - и основа любых простейших ролевых игр: продавец, доктор, библиотекарь, учитель. Игры в действие понарошку могут тоже породить воображаемого друга, который стоит «по ту сторону» и участвует вместе с ребенком в игре.
Одиночество. Причиной появления друга в воображении ребенка чаще всего случается и от одиночества. Тому же Малышу из истории про Карлсона родители не хотели покупать щенка, ему было скучно и одиноко, как вдруг в окно детской залетел веселый и шебутной «мужчина с пропеллером», который смог его развеселить и перевернуть дом вверх дном.
Дети еще не умеют самостоятельно переключаться на разные виды деятельности, им быстро надоедают монотонные занятия, становится скучно. В семьях, где есть значительно старший ребенок или только что появившийся младенец, такие дети ощущают нехватку внимания родителей, которые заняты проблемами братьев-сестер, поэтому ищут друзей-единомышленников, пусть даже вымышленных.
Застенчивость и нехватка общения. Переступив черту в три года, дети начинают стесняться, и кому-то небольшая застенчивость не мешает поиграть на площадке вместе, а кто-то настолько стесняется подойти к ровеснику, что уж лучше пообщаться с любимой игрушкой и носить ее на детскую площадку как лучшего друга. Обычно излишне замкнутые дети те, которые не посещают детский сад и видят ежедневно только няню или кого-то из родителей.
Перекладывание ответственности. Страх наказания за проделки тоже порождает желание придумать какого-нибудь друга, который по случайности, неосторожности или даже умышленно что-то натворил вместо него. Попытка избежать ответственности - естественное желание беззащитного ребенка, но в таком случае психологи советуют не подыгрывать ему, а серьезно поговорить и объяснить, что любая проказа имеет плохие последствия для самого ребенка и именно он понесет наказание «за них обоих», поэтому помогать нехорошему шалунишке не стоит.
Чрезмерная опека и давление родителей. У детей, которых слишком опекают, список из «нельзя» и «нежелательно» весьма длинный, и ребенок, пытаясь подсознательно увильнуть от этих предосторожностей, заводит «нового знакомого», которому не запрещают исследовать окружающий мир. С таким воображаемым другом, которого не порицают за каждый самостоятельный шаг, можно все: съесть все конфеты, не мыть руки перед едой, залезть на вершину горки и прыгнуть оттуда и т.д. Советы психологов на этот счет такие: объясняйте свои запреты, а не действуйте авторитарно, прислушивайтесь ко мнению ребенка и приходите с ним к общему решению.
Постоянное чувство вины. Бывает так, что ребенок из угла в этом возрасте просто не выходит - ну не может он спокойно сидеть и собирать паззлы!.. Исследуя окружающий мир, он каждый раз попадается и получает от родителей за что-то «новое». Со временем у такого непоседы вырабатывается устойчивое чувство вины. Друга, возникшего из его воображения, карапуз может тоже наказывать, используя родительские методы или проявляя еще большую агрессию, или придумать ему фантастическое спасение.
Страх. Возможно, вымышленный друг помогает вашему ребенку «бояться вместе», и он ищет у него поддержки. Отнеситесь серьезно к детским тревогам, проводите доверительные беседы, вспомните, чего по-настоящему боялись в детстве вы и как преодолевали свой страх.
Нехватка впечатлений. Если вы заметили, что ребенок сочиняет невероятные истории с захватывающими сюжетами, где главный герой - его вымышленный друг, значит, ему просто наскучил ежедневный рутинный режим - ранний подъем, садик, двор с двумя качелями, мультики, отбой в 9. Это прекрасно, если родители успевают вечером разнообразить досуг ребенка и играют с ним в игры, водят по развивающим кружкам, читают детскую литературу, но если родители перегружены работой, ребенку остаются однообразная жизнь и повод пофантазировать.
Не его ребенка за общение с несуществующим другом, иначе малыш станет скрывать от вас свои фантазии и проблемы и вы потеряете контроль над ситуацией. Постарайтесь выяснить причину этого явления и устранить ее.
Как реагировать родителям
Если ребенок превращает любые игрушки в питомцев, заведите домашнее животное - оно вполне сгодится ребенку в качестве реального друга, которого можно любить и получать любовь взамен.
Постарайтесь разнообразить досуг ребенка. Конечно же, на любые развлечения требуются немалые средства, но и при минимальных затратах можно удивить и порадовать малютку: устроить квест, экскурсии по городу, зарыть клад, построить вигвам и т.п. Приглашайте соседских детей поиграть к вам домой - возможно, ребенку просто не хватает общения.
Воплощать свои фантазии ребенка научат и в художественном кружке, и на кружках декоративно-прикладного творчества, центрах развития, куда можно записывать детей с самого раннего возраста.
В норме интерес к появившимся у ребенка в дошкольном возрасте воображаемым друзьям с началом школы проходит. Их вытесняют новые эмоции, связанные с учебой, реальные знакомства, увлечения и занятия в секциях.
Поводы насторожиться и обратиться к детскому психологу, однако, тоже существуют:
• если фантазии продолжаются после 9 лет;
• ребенку не интересно играть в игры без воображаемого друга;
• действия и поступки становятся вредными и злыми;
• ребенок проявляет сильные эмоции из-за общения с вымышленным персонажем;
• путает реальность и игру.
Если вы заметили один или несколько настораживающих признаков, лучше обратиться за консультацией специалиста. Возможно, ребенок пытается манипулировать вами с помощью «воображаемого» друга и получает от вас все, что ему нужно, или избегает реальности, окунувшись в виртуальные игры и живя в придуманном мире. В любом случае вам стоит в этом тщательно разобраться, ведь ему предстоит жить в существующей действительности и помочь принять ее – ваша задача. Уделяйте ребенку больше внимания, дарите любовь и нежность, тогда ему не понадобится воображаемый друг.
Схожі новини: