Налог на дым. Почему украинские миллиардеры платят меньше в мире
Переглядів: 946
3 жовтня 2017 13:11
В Украине налог на выбросы углерода составляет 37 копеек за тонну, когда в Швеции - 118 евро.
Хребтом экономики Украины является тяжелая промышленность, поэтому проблема загрязнения воздуха проблема не новая. Как и то, что влиятельным владельцам предприятий металлургии и энергетики невыгодно внедрять вкладывать в энергоэффективность для уменьшения выбросов в атмосферу.
Например, индекс энергоемкости Украины составлял в 2014 году 0,31, в то время, как в европейских странах - около 0,1. Даже соседи-белорусы три года назад опережали нас в этом деле почти вдвое. С тех пор ситуация не очень изменилась к лучшему. Несмотря на спад ВВП, статистика за прошлый год свидетельствует, что выбросы загрязняющих веществ выросли на 7,7% по сравнению с 2015-м, а углеродных выбросов (СО2), которые являются основными - на 8,5%. В Кабмине ломают голову над тем, как заставить олигархов не дымить.
37 копеек против 118 евро
В 2011-м году в Налоговом кодексе появился раздел о так называемом экологическом налоге - обязательный платеж, уплачиваемый предприятиями за фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты и размещение отходов, в томе числе радиоактивных.
Таким образом планировалось стимулировать производителей внедрять энергосберегающие технологии, а вырученные средства пустить на природоохранные мероприятия. Но ставки этого налога, несущественно увеличиваются ежегодно, фактически на уровень инфляции, просто смешные по сравнению с другими странами. Поэтому налог не выполняет своих основных функций.
«В Украине налог на выбросы СО2 - 37 копеек за тонну, а в мире тонна стоит в районе $ 10-25, - приводит примеры министр экологии Остап Семерак. - В Швеции - вообще 118 евро за тонну, в Финляндии - 54-58, в Норвегии - от 3 до 47, в Дании - 23, в Великобритании - 22, в Ирландии - 20 По нашему мониторингу, маленькие ставки в Мексике и Польше - на уровне одного доллара за тонну. Но у нас этот показатель в сто раз ниже»
По действующему налогу за выбросы 147 230 000 т СО2 в прошлом году бюджет получил только 48 млн грн. Сумма же, в которую оценивают загрязнения окружающей среды, а соответственно и здоровья украинцев, должна быть на порядок выше. В Минэкологии выступают за постепенное повышение ставки экологического налога вдвое, а выбросы СО2 - на уровне одного доллара с последующим увеличением ежегодно на 20% до достижения уровня $ 10.
Также в Минприроды инициируют восстановление специального целевого фонда экологических налогов в госбюджете для финансирования общенациональных природоохранных программ.
Сейчас распределение средств по экологическому налогу происходит следующим образом: 20% идут в общий фонд бюджета и их дальше распределяет Минфин, 25% остается органам местного самоуправления (сельской или городской рады) и 55% поступает в областной бюджет.
Эти средства должны использоваться на природоохранные мероприятия. Но местные советы в 2016 году использовали в среднем лишь 32% средств от тех, что им поступили. И не потому, что хотели сэкономить, а просто не могли найти программы, на которые эти средства направить. Поэтому в Минприроды предлагают использовать половину суммы сбора на общегосударственном уровне.
«Перед тем, как инициировать изменения, хотим провести переговоры с депутатами, экспертами, представителями рынка, - рассказывает Семерак. - Налоговая система предусматривает, что если закон, который меняет налоги, принято до 15 июля, то их включают в бюджет на следующий год. Мы в этом году уже не приняли, поэтому это надо сделать до 15 июля следующего года. В принципе, можно было бы исподтишка вставить эти нормы в нынешний бюджетный пакет, но не хотелось бы».
Ахметов против
Чтобы сдвинуть ситуацию, надо проголосовать в парламенте необходимые изменения в Налоговом кодексе. Но уже понятно, что это вызывает яростное сопротивление промышленников, имеют мощное лбы в Верховной Раде. Причем как обычно среди экс-регионалов разных мастей, так и среди постмайданных фракций. Аргументы, которые будут звучать против, можно предсказать заранее: повышение экологических отчислений «убьет ли не единственную конкурентоспособную отрасль», «люди останутся без работы», «гривна пойдет в пике" ...
Председатель комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк с Радикальной партии, которого связывают с лоббированием интересов предприятий Рината Ахметова, дал «Главкому» очень неоднозначный комментарий по этому поводу.
«Питання непросте і потребує всебічного вивчення, – делает вывод депутат. – З одного боку, треба посилювати екологічну відповідальність та створювати стимули для «чистих виробництв». З іншого боку, ми повинні зберегти і посилити конкурентоздатність української промисловості. Тож, жодних різких непродуманих кроків в цій сфері не буде».
Источник: http://glavcom.ua
Хребтом экономики Украины является тяжелая промышленность, поэтому проблема загрязнения воздуха проблема не новая. Как и то, что влиятельным владельцам предприятий металлургии и энергетики невыгодно внедрять вкладывать в энергоэффективность для уменьшения выбросов в атмосферу.
Например, индекс энергоемкости Украины составлял в 2014 году 0,31, в то время, как в европейских странах - около 0,1. Даже соседи-белорусы три года назад опережали нас в этом деле почти вдвое. С тех пор ситуация не очень изменилась к лучшему. Несмотря на спад ВВП, статистика за прошлый год свидетельствует, что выбросы загрязняющих веществ выросли на 7,7% по сравнению с 2015-м, а углеродных выбросов (СО2), которые являются основными - на 8,5%. В Кабмине ломают голову над тем, как заставить олигархов не дымить.
37 копеек против 118 евро
В 2011-м году в Налоговом кодексе появился раздел о так называемом экологическом налоге - обязательный платеж, уплачиваемый предприятиями за фактические объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты и размещение отходов, в томе числе радиоактивных.
Таким образом планировалось стимулировать производителей внедрять энергосберегающие технологии, а вырученные средства пустить на природоохранные мероприятия. Но ставки этого налога, несущественно увеличиваются ежегодно, фактически на уровень инфляции, просто смешные по сравнению с другими странами. Поэтому налог не выполняет своих основных функций.
«В Украине налог на выбросы СО2 - 37 копеек за тонну, а в мире тонна стоит в районе $ 10-25, - приводит примеры министр экологии Остап Семерак. - В Швеции - вообще 118 евро за тонну, в Финляндии - 54-58, в Норвегии - от 3 до 47, в Дании - 23, в Великобритании - 22, в Ирландии - 20 По нашему мониторингу, маленькие ставки в Мексике и Польше - на уровне одного доллара за тонну. Но у нас этот показатель в сто раз ниже»
По действующему налогу за выбросы 147 230 000 т СО2 в прошлом году бюджет получил только 48 млн грн. Сумма же, в которую оценивают загрязнения окружающей среды, а соответственно и здоровья украинцев, должна быть на порядок выше. В Минэкологии выступают за постепенное повышение ставки экологического налога вдвое, а выбросы СО2 - на уровне одного доллара с последующим увеличением ежегодно на 20% до достижения уровня $ 10.
Также в Минприроды инициируют восстановление специального целевого фонда экологических налогов в госбюджете для финансирования общенациональных природоохранных программ.
Сейчас распределение средств по экологическому налогу происходит следующим образом: 20% идут в общий фонд бюджета и их дальше распределяет Минфин, 25% остается органам местного самоуправления (сельской или городской рады) и 55% поступает в областной бюджет.
Эти средства должны использоваться на природоохранные мероприятия. Но местные советы в 2016 году использовали в среднем лишь 32% средств от тех, что им поступили. И не потому, что хотели сэкономить, а просто не могли найти программы, на которые эти средства направить. Поэтому в Минприроды предлагают использовать половину суммы сбора на общегосударственном уровне.
«Перед тем, как инициировать изменения, хотим провести переговоры с депутатами, экспертами, представителями рынка, - рассказывает Семерак. - Налоговая система предусматривает, что если закон, который меняет налоги, принято до 15 июля, то их включают в бюджет на следующий год. Мы в этом году уже не приняли, поэтому это надо сделать до 15 июля следующего года. В принципе, можно было бы исподтишка вставить эти нормы в нынешний бюджетный пакет, но не хотелось бы».
Ахметов против
Чтобы сдвинуть ситуацию, надо проголосовать в парламенте необходимые изменения в Налоговом кодексе. Но уже понятно, что это вызывает яростное сопротивление промышленников, имеют мощное лбы в Верховной Раде. Причем как обычно среди экс-регионалов разных мастей, так и среди постмайданных фракций. Аргументы, которые будут звучать против, можно предсказать заранее: повышение экологических отчислений «убьет ли не единственную конкурентоспособную отрасль», «люди останутся без работы», «гривна пойдет в пике" ...
Председатель комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк с Радикальной партии, которого связывают с лоббированием интересов предприятий Рината Ахметова, дал «Главкому» очень неоднозначный комментарий по этому поводу.
«Питання непросте і потребує всебічного вивчення, – делает вывод депутат. – З одного боку, треба посилювати екологічну відповідальність та створювати стимули для «чистих виробництв». З іншого боку, ми повинні зберегти і посилити конкурентоздатність української промисловості. Тож, жодних різких непродуманих кроків в цій сфері не буде».
Источник: http://glavcom.ua
Схожі новини: