Логопедические проблемы: звук «Р»
Переглядів: 4794
13 жовтня 2017 08:54
Ребенок весь день изводит бабушку предложением «молись и кайся», а она никак не может взять в толк, что на самом деле внук всего лишь хочет почитать про «Малыша и Карлсона»? Виной всему - звук «Р», который считается одним из самых сложно выговариваемых в мире.
Причины картавости
Раньше врачи считали, что картавость связана исключительно с врожденным укорочением уздечки - этот небольшой кусочек ткани мешает языку нормально двигаться и высоко подниматься при произнесении звука (ее растягивают с помощью специальных упражнений или подрезают в поликлинике). Увы, короткая уздечка - далеко не единственная логопедическая проблема. На сегодняшний день специалистам известно более 25 видов нарушений этого «капризного Р-Р-Р»:
•Полное отсутствие звука. В таком случае малыш просто не говорит «Р» и вместо слова «корова» у него получается «коова». Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука. При таком нарушении слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки, поэтому различение звуков становится серьезной проблемой. Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Признаки нарушения фонематического слуха - это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, аденоиды или перенесенный отит.
•Горловой звук. Подобное произношение является нормой для немецкого и французского языков, но в русском и украинском причисляется к нарушениям. Этот речевой дефект вызван тем, что при произнесении «Р» вместо кончика языка у человека вибрирует мягкое небо или маленький язычок на нем. Исправить «Р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «Р» горловое от «Р» языкового.
•Одноударный «Р», похожий на английский звук «R» (а называется он так, потому что в процессе произнесения звука кончик языка не вибрирует, а ударяется о твердое небо только один раз).
•При боковом произношении вибрируют края языка: если присмотреться к ребенку, можно заметить, что в момент, когда он говорит «Р», выдыхаемый воздух уходит не вперед, а вбок.
•Кучерский звук. Здесь вибрируют губы. На слух это похоже на «тпр-р-ру» - отсюда и название. К счастью, такое нарушение встречается довольно редко.
•Носовой звук, при котором «Р» произносится «в нос», как при насморке. Мягкое небо не закрывает проход в носовую полость, в результате происходит утечка воздуха в неправильном направлении.
• Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.
•Поведенческие проблемы. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Во всех случаях самое важное - правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «Р». И самое верное решение - обратиться к логопеду. Квалифицированных логопедов в Мелитополе можно найти в центрах развития детей, существуют и логопедические группы при некоторых детсадах. Логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «Р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «Р» самостоятельно, с помощью специальной артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Р»:
Начинать постановку любых звуков нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» «инструменты» речевого аппарата (язык, губы, щеки) непосредственно перед занятием. Упражнения тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении и т.д. Иначе звук может «Р» не получиться.
Выполняются по 5 раз ежедневно (затем количество повторов увеличивается до 8 раз) перед зеркалом. На начальных этапах показывайте ребенку, что и как он должен делать, - так малыш быстрее усвоит, чего от него хотят.
«ОКОШКО»
Максимально широко открыть рот и удерживать его в таком положение на счет - сначала это будет 1-2-3, потом 1-2-3-4-5-6-7-8. Словом, чем дольше, тем лучше.
«КУКУШКА»
Рот широко открыт, кончик языка попеременно кладется на верхнюю губу и убирается за верхние же зубки.
«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Кончиком языка по зубам с внутренней стороны.
«ГАРМОШКА»
Язык поднять вверх и «присосать» к небу. Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот.
«МАЛЯР»
Широко открыть рот, поднять язык вверх, коснуться бугорков за верхними зубами и двигать языком по поверхности неба вперед-назад. Упражнение для выработки вибрации.
«БАРАБАН»
Рот широко открыть, кончик языка поднять вверх и громко, отрывисто произносить: «Д-д-д-д-д».
«ЛОШАДКА». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.
«КАЧЕЛИ». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.
Упражнение для вызывания звука «Р». Широко открыть рот, язык поднять вверх, приблизить к бугоркам у верхних зубов, с силой подуть на кончик языка, чтобы он завибрировал и длинно произнести звук «Р». Для наглядности можно предложить ребенку приблизить ладонь ко рту - так он сможет почувствовать и зафиксировать правильное движение воздуха.
Автоматизация звука «Р»
Но даже если ребенок научится рычать, это не означает, что в речи он будет правильно произносить звук «Р». Существует понятие «автоматизация звука», когда звук доводится до технически правильного и автоматически быстрого произношения. Тогда ребенок сможет, не задумываясь и не напрягаясь, произносить предложения с этим звуком. Довести звук до автоматизации помогают специально разработанные логопедами пособия, где находятся упражнения для многократного прочтения и повторения: «Р» соединяют с гласными, согласными, потом отрабатывают произношение слов, предложений и речи в целом. В развивающих логопедических пособиях (можно найти в Интернете) все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты подаются в порядке нарастания сложности.
Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие - чуть дольше, звук «Р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки).
Пример чистоговорок (чистомовок) и скороговорок (скоромовок) на автоматизацию звука [Р]
Ра, ра, ра - дуже рада дітвора.
Ра, ра, ра - стоїть гора.
Ра, ра, ра - закінчилася в нас гра.
Ро, ро, ро - подзвонили ми в бюро.
Ро, ро, ро - їдем на метро.
Ру, ру, ру - ручку в школу я беру.
Ру, ру, ру - їжачок забіг в нору.
Тро, тро, тро - ми поїдем на метро.
Дро, дро, дро - гарне, чисте в нас відро.
Бро, бро, бро - охороняє пес добро.
***
Мурий з Мурмуркою
Вечеряли куркою:
«Мур-мур-мур-р-ри,
Гар-р-р-рні кур-р-ри!»
***
Рано-вранці в середу
Пригнав Прокіп череду.
А корови в череді
Рябі, чорні та руді.
***
Терпку редьку терка терла,
Терпка редька в горлі дерла.
Стерли редьку, мокрій терці
Треба висохти на жердці.
По материалам Интернета.
Причины картавости
Раньше врачи считали, что картавость связана исключительно с врожденным укорочением уздечки - этот небольшой кусочек ткани мешает языку нормально двигаться и высоко подниматься при произнесении звука (ее растягивают с помощью специальных упражнений или подрезают в поликлинике). Увы, короткая уздечка - далеко не единственная логопедическая проблема. На сегодняшний день специалистам известно более 25 видов нарушений этого «капризного Р-Р-Р»:
•Полное отсутствие звука. В таком случае малыш просто не говорит «Р» и вместо слова «корова» у него получается «коова». Если ребенок пропускает звук, проглатывает, можно предположить, что нарушено фонематическое восприятие звука. При таком нарушении слуховой аппарат может воспринимать не полностью всю речь, а только отдельные звуки, поэтому различение звуков становится серьезной проблемой. Пик развития фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. Но и до этого возраста можно заметить, что ребенок слышит не так. Признаки нарушения фонематического слуха - это серьезный повод показать ребенка логопеду. Причиной нарушения фонематического слуха может быть поражение ЦНС, аденоиды или перенесенный отит.
•Горловой звук. Подобное произношение является нормой для немецкого и французского языков, но в русском и украинском причисляется к нарушениям. Этот речевой дефект вызван тем, что при произнесении «Р» вместо кончика языка у человека вибрирует мягкое небо или маленький язычок на нем. Исправить «Р» горловое очень сложно, так как в этом случае требуется переучивание. В таком случае однозначно нужно обратиться к логопеду. Ситуация осложняется еще и тем, что многие родители просто не могут отличить «Р» горловое от «Р» языкового.
•Одноударный «Р», похожий на английский звук «R» (а называется он так, потому что в процессе произнесения звука кончик языка не вибрирует, а ударяется о твердое небо только один раз).
•При боковом произношении вибрируют края языка: если присмотреться к ребенку, можно заметить, что в момент, когда он говорит «Р», выдыхаемый воздух уходит не вперед, а вбок.
•Кучерский звук. Здесь вибрируют губы. На слух это похоже на «тпр-р-ру» - отсюда и название. К счастью, такое нарушение встречается довольно редко.
•Носовой звук, при котором «Р» произносится «в нос», как при насморке. Мягкое небо не закрывает проход в носовую полость, в результате происходит утечка воздуха в неправильном направлении.
• Тонус артикуляционного аппарата (языка, щек, губ). Пропуск звуков может также говорить о недостаточном развитии речевых мышц. Речевые мышцы ребенка могут быть как недостаточно подвижны (гипотонус), так и слишком напряжены (гипертонус). И в том, и в другом случае страдает звукопроизношение.
•Поведенческие проблемы. Особенно трудно поставить звук «р» у детей с нарушениями поведения, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Во всех случаях самое важное - правильно определить, по какой именно причине ребенку не удается самостоятельно справиться со звуком «Р». И самое верное решение - обратиться к логопеду. Квалифицированных логопедов в Мелитополе можно найти в центрах развития детей, существуют и логопедические группы при некоторых детсадах. Логопед проверит уздечку и тонус, фонематический слух, определит горловое «Р» (в случае, если оно присутствует) и при необходимости составит маршрут коррекции. Если же коррекционная помощь не понадобится, можно попробовать развить звук «Р» самостоятельно, с помощью специальной артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика для постановки звука «Р»:
Начинать постановку любых звуков нужно с артикуляционной гимнастики. Она выполняет сразу две задачи: помогает звуку созреть (готовит речевой аппарат к произнесению звука) и «разогревает» «инструменты» речевого аппарата (язык, губы, щеки) непосредственно перед занятием. Упражнения тренируют выдох, растягивают уздечку, укрепляют язык в верхнем положении и т.д. Иначе звук может «Р» не получиться.
Выполняются по 5 раз ежедневно (затем количество повторов увеличивается до 8 раз) перед зеркалом. На начальных этапах показывайте ребенку, что и как он должен делать, - так малыш быстрее усвоит, чего от него хотят.
«ОКОШКО»
Максимально широко открыть рот и удерживать его в таком положение на счет - сначала это будет 1-2-3, потом 1-2-3-4-5-6-7-8. Словом, чем дольше, тем лучше.
«КУКУШКА»
Рот широко открыт, кончик языка попеременно кладется на верхнюю губу и убирается за верхние же зубки.
«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Кончиком языка по зубам с внутренней стороны.
«ГАРМОШКА»
Язык поднять вверх и «присосать» к небу. Не отрывая языка от неба, открывать и закрывать рот.
«МАЛЯР»
Широко открыть рот, поднять язык вверх, коснуться бугорков за верхними зубами и двигать языком по поверхности неба вперед-назад. Упражнение для выработки вибрации.
«БАРАБАН»
Рот широко открыть, кончик языка поднять вверх и громко, отрывисто произносить: «Д-д-д-д-д».
«ЛОШАДКА». Язык щелкает по верхнему небу, имитируя цоканье лошадки.
«КАЧЕЛИ». Рот широко открыт, язык двигается вниз-вверх, касаясь попеременно зубов. Задерживаем у верхних зубов на 10-20 секунд. Это упражнение тренирует язык тянуться вверх, растягивает подъязычную уздечку.
Упражнение для вызывания звука «Р». Широко открыть рот, язык поднять вверх, приблизить к бугоркам у верхних зубов, с силой подуть на кончик языка, чтобы он завибрировал и длинно произнести звук «Р». Для наглядности можно предложить ребенку приблизить ладонь ко рту - так он сможет почувствовать и зафиксировать правильное движение воздуха.
Автоматизация звука «Р»
Но даже если ребенок научится рычать, это не означает, что в речи он будет правильно произносить звук «Р». Существует понятие «автоматизация звука», когда звук доводится до технически правильного и автоматически быстрого произношения. Тогда ребенок сможет, не задумываясь и не напрягаясь, произносить предложения с этим звуком. Довести звук до автоматизации помогают специально разработанные логопедами пособия, где находятся упражнения для многократного прочтения и повторения: «Р» соединяют с гласными, согласными, потом отрабатывают произношение слов, предложений и речи в целом. В развивающих логопедических пособиях (можно найти в Интернете) все нужные слоги, слова, предложения и даже маленькие тексты подаются в порядке нарастания сложности.
Каждый звук имеет свой срок автоматизации. Свистящие автоматизируются быстро, шипящие - чуть дольше, звук «Р» автоматизируется дольше всего. Нужно терпение, время и мягкая настойчивость к регулярным тренировкам (каждый день проговаривать вместе с ребенком слова, разучивать чистоговорки).
Пример чистоговорок (чистомовок) и скороговорок (скоромовок) на автоматизацию звука [Р]
Ра, ра, ра - дуже рада дітвора.
Ра, ра, ра - стоїть гора.
Ра, ра, ра - закінчилася в нас гра.
Ро, ро, ро - подзвонили ми в бюро.
Ро, ро, ро - їдем на метро.
Ру, ру, ру - ручку в школу я беру.
Ру, ру, ру - їжачок забіг в нору.
Тро, тро, тро - ми поїдем на метро.
Дро, дро, дро - гарне, чисте в нас відро.
Бро, бро, бро - охороняє пес добро.
***
Мурий з Мурмуркою
Вечеряли куркою:
«Мур-мур-мур-р-ри,
Гар-р-р-рні кур-р-ри!»
***
Рано-вранці в середу
Пригнав Прокіп череду.
А корови в череді
Рябі, чорні та руді.
***
Терпку редьку терка терла,
Терпка редька в горлі дерла.
Стерли редьку, мокрій терці
Треба висохти на жердці.
По материалам Интернета.
Схожі новини: