Помогаем ребенку стать самостоятельным
Переглядів: 2304
7 листопада 2017 08:00
Казалось бы, что может быть желаннее и удобнее для родителя, чем самостоятельный ребенок? Часто можно услышать: «Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок был более самостоятельным - сам одевался, сам ел, сам себя занимал». Но на практике все не так просто. Мамы и папы сталкиваются с тем, что самостоятельность влечет за собой независимость и свободу принятия решений, а далеко не всегда взгляды детей и взрослых на необходимость или правильность каких-либо действий совпадают. Важно понимать, что, чем чаще ребенок получает право проявлять самостоятельность, тем меньше он готов следовать ограничивающим его рамкам. С точки зрения гармоничного развития личности в этом нет ничего плохо, просто родители не всегда оказываются готовыми принять данный факт.
Получается что-то вроде «делай это сам, но вот так и так, а то, как ты хочешь это делать - неправильно». Это противоречие не приводит ни к чему иному, кроме как к развитию в ребенке еще большей инфантильности и неуверенности в своих силах. Желая воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность, родителям следует отказаться от стратегии вырастить удобного для себя ребенка и с радостью принять все его попытки проявлять себя.
Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу - не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Когда ребенок включен в повседневную деятельность, он начинает осознавать свою роль в семье, чувствует, что ему доверяют. Когда ребенку предоставляют выбор, он учится думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Если родители часто говорят ребенку: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать», вместо того, чтобы бросаться к нему с помощью по первой просьбе, то он почувствует уверенность в своих силах и это отношение к себе сохранит на протяжении всей жизни.
Чтобы помочь малышу стать самостоятельнее, родители должны выполнять несколько условий:
1. Создать соответствующую его потребностям развивающую среду.
Важно, чтобы в своем доме ребенок чувствовал себя уверено, чтобы не слышал многочисленные «нельзя». Даже у самого маленького малыша в доме должно быть свое место и свои вещи, которыми он сможет распоряжаться по собственному уразумению. На кухне, в ванной, в комнате должны быть предметы, доступные ребенку, особенно в те моменты, когда он проявит желание принять участие в домашних делах.
2. Демонстрировать ребенку, как выполнять те или иные действия, и постоянно мягко вовлекать его в процесс.
Только взрослый может научить малыша делать или не делать что-либо. Позволяйте ребенку участвовать в уборке дома, приготовлении пищи, дачных делах, постоянно просите ребенка помочь вам и делите с ним работу.
3. Запастись терпением и давать ребенку столько времени, сколько ему требуется.
Конечно, дети в силу возраста и физического развития могут потратить на самое простое дело намного больше времени, чем взрослый. И вы не раз, наверное, поймаете себя на мысли, что было бы проще и быстрее все сделать самому. Но ведь ваша цель - вырастить самостоятельную личность, а для этого следует запастись терпением.
4. Признавать право ребенка на ошибку и ни в коем случае не осуждать за нее.
Когда человек берется за новое для себя дело и ошибается - это нормально. И ребенок будет часто проливать и просыпать, но если вы не будете осаждать его критикой за ошибки, то он довольно быстро сам осознает их и постарается исправить. Лучшим методом против ошибок является только ваш пример.
Дайте ему право самому выбрать, как поступить в некоторых ситуациях. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без игрушечной машинки. Решай сам».
Если мы всегда будем решать за ребенка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно, либо долго принимать самостоятельные решения в будущем.
Так это звучит в теории, а теперь рассмотрим, что можно сделать на практике, чтобы предоставить ребенку больше независимости.
Лучше всего самостоятельность ребенка проявляется в быту. Простые действия, которые мы совершаем изо дня в день и порой даже не задумываемся о них, для ребенка являются важным делом, которое он с готовностью осваивает и гордится своими успехами. И все что нужно - это предоставить ребенку независимость в ряде домашних занятий, и в скором времени вы увидите, как ребенок изменится. Он станет увереннее, спокойнее и… счастливее. Именно счастливее, потому что он получит возможность удовлетворить свои внутренние потребности.
Независимость в самостоятельном одевании и выборе одежды:
• организуйте удобное ребенку пространство для хранения одежды - низкие полки или шкафчики, вешалки и перекладины для плечиков. Чем доступнее будут вещи для ребенка, тем быстрее он проявит интерес к процессу выбора одежды;
• подбирайте одежду и обувь с простыми застежками, кнопками, липучками; футболки с достаточно широкой горловиной; широкие штаны на резинке – все это будет способствовать тому, что ребенок быстро научится надевать и снимать вещи без вашей помощи;
• готовьте вместе с ребенком наряд в садик с вечера, чтобы с утра впопыхах не собираться и не натягивать сквозь слезы «не те колготки»;
• храните в гардеробе на переднем плане одежду, соответствующую сезону. Так, если вы будете предоставлять малышу возможность самому выбрать одежду для прогулки, он не выберет футболку зимой, а теплый свитер летом;
• организуйте личную корзину для грязного белья, объясните и покажите малышу, куда нужно бросать вещи для стирки;
• повесьте в доступном месте безопасное зеркало в полный рост. Рядом с зеркалом можно сделать полку, где будут лежать необходимые аксессуары.
Независимость в гигиенических процедурах:
• в ванной комнате вам понадобятся маленький стул или подставка для того, чтобы малыш мог становиться повыше и доставать до крана. Рядом с краном должно быть детское мыло с удобным дозатором, зубная паста и щетка в отдельном стаканчике. Позаботьтесь о том, чтобы низко висело полотенце. К 3 годам кроха может мыть и вытирать руки без посторонней помощи и без напоминаний. Следующий этап на пути к самостоятельности - умывание и чистка зубов;
• горшок или насадка для унитаза тоже должны быть удобны и всегда доступны;
• если вы отправляете ребенка в детский сад, к этому важному событию нужно заранее подготовить ее и с точки зрения гигиены. Положите с собой влажные салфетки и приучите пользоваться ими, когда нет возможности принять душ.
К 5-6 годам ребенок должен уметь умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться туалетной бумагой, подмываться и менять трусики без напоминания. Но все-таки лучше незаметно проверять, насколько тщательно дети проделывают эти процедуры.
Независимость в еде:
• организуйте на кухне небольшую полку или шкафчик, где будет храниться посуда для ребенка, стоять кувшин с питьевой водой, а также салфетки и тряпочки для уборки;
• покажите малышу, как аккуратно переносить предметы и ставить их на стол; если каждый член семьи станет убирать за собой тарелку, ребенок и себе постарается следовать примеру;
• готовьте для ребенка еду, которую он сможет есть без особенных затруднений, – к примеру, ему трудно наматывать на вилку длинные спагетти, а мелкие макароны захватить вилкой получится проще;
• дети любят участвовать в приготовлении пищи. По мере взросления ребенка предлагайте ему помочь вам: чистить бананы, резать безопасным ножом хлеб или овощи, замешивать тесто, формочками вырезать печенье и многое другое.
Независимость во время сна:
• низкая открытая кровать поможет вашему малышу сформировать правильное отношение ко сну, он сможет самостоятельно укладываться, когда устал, или вставать, чтобы продолжить бодрствовать;
• придумайте ежедневный вечерний ритуал, который будет подсказывать ребенку о том, что пришло время сна, - вечерний чай, мультик, чтение книг при свете лампы, водные процедуры, прослушивание колыбельных. В таком случае вам не придется лишний раз напоминать ребенку о том, что пора спать, а процесс подготовки ко сну станет приятным времяпрепровождением для всей семьи.
Независимость в игре и занятиях:
• очень полезно планировать нужные дела вместе с ребенком. Например, если мы хотим, чтобы ребенок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребенок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его, как свое;
• в детской организуйте для малыша низкие полки или ящики для хранения игрушек. Старайтесь выработать простую схему расстановки игрушек, где у каждого предмета будет свое место, не загромождайте полки, убирайте те предметы, которыми ребенок давно не играет, - тогда малышу будет легче наводить порядок;
• подберите детскую мебель - низкие стол, стул, кресло; «взрослые» предметы уменьшенного размера придадут важности, и ребенок будет чувствовать себя наравне с самостоятельными взрослыми;
• книги, развивающие пособия, материалы для творчества должны быть в свободном доступе, тогда малыш сможет в любой момент заняться любимым делом;
• многие современные дети, еще не умея разговаривать, уже способны включить себе мультики на планшете; оставьте в доступе ту технику, которую вы можете разрешить использовать для просмотра;
• яркие детские щетка и совок привлекут малыша самостоятельно убирать;
• важную роль в приучении ребенка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определенному режиму, включающему в себя все основные дела, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста понимать систему планирования своего времени. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на «организацию» ребенка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.
Итак, мы рассмотрели основные принципы организации домашней среды с целью помочь ребенку стать более самостоятельным. Конечно, не всем семьям доступно и приемлемо соблюсти весь список, но это не главное. Важнее всего принять тот факт, что ребенок - это отдельная личность, имеющая право на уважение и стремление быть независимым. А осознав это, родители без труда найдут способы помочь ребенку стать более самостоятельным.
По материалам «Я - родитель».
Получается что-то вроде «делай это сам, но вот так и так, а то, как ты хочешь это делать - неправильно». Это противоречие не приводит ни к чему иному, кроме как к развитию в ребенке еще большей инфантильности и неуверенности в своих силах. Желая воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность, родителям следует отказаться от стратегии вырастить удобного для себя ребенка и с радостью принять все его попытки проявлять себя.
Создавая детям тепличные условия, отбирая у них право выбора и лишая их ответственности за собственные решения и поступки, мы оказываем медвежью услугу - не готовим их к самостоятельной жизни, не даем возможности прожить свой личный опыт, совершить собственные ошибки. Когда ребенок включен в повседневную деятельность, он начинает осознавать свою роль в семье, чувствует, что ему доверяют. Когда ребенку предоставляют выбор, он учится думать самостоятельно, анализировать, принимать решения. Если родители часто говорят ребенку: «Я верю, что ты сам сможешь это сделать», вместо того, чтобы бросаться к нему с помощью по первой просьбе, то он почувствует уверенность в своих силах и это отношение к себе сохранит на протяжении всей жизни.
Чтобы помочь малышу стать самостоятельнее, родители должны выполнять несколько условий:
1. Создать соответствующую его потребностям развивающую среду.
Важно, чтобы в своем доме ребенок чувствовал себя уверено, чтобы не слышал многочисленные «нельзя». Даже у самого маленького малыша в доме должно быть свое место и свои вещи, которыми он сможет распоряжаться по собственному уразумению. На кухне, в ванной, в комнате должны быть предметы, доступные ребенку, особенно в те моменты, когда он проявит желание принять участие в домашних делах.
2. Демонстрировать ребенку, как выполнять те или иные действия, и постоянно мягко вовлекать его в процесс.
Только взрослый может научить малыша делать или не делать что-либо. Позволяйте ребенку участвовать в уборке дома, приготовлении пищи, дачных делах, постоянно просите ребенка помочь вам и делите с ним работу.
3. Запастись терпением и давать ребенку столько времени, сколько ему требуется.
Конечно, дети в силу возраста и физического развития могут потратить на самое простое дело намного больше времени, чем взрослый. И вы не раз, наверное, поймаете себя на мысли, что было бы проще и быстрее все сделать самому. Но ведь ваша цель - вырастить самостоятельную личность, а для этого следует запастись терпением.
4. Признавать право ребенка на ошибку и ни в коем случае не осуждать за нее.
Когда человек берется за новое для себя дело и ошибается - это нормально. И ребенок будет часто проливать и просыпать, но если вы не будете осаждать его критикой за ошибки, то он довольно быстро сам осознает их и постарается исправить. Лучшим методом против ошибок является только ваш пример.
Дайте ему право самому выбрать, как поступить в некоторых ситуациях. При этом обязательно стоит обсуждать с ним последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но только учти, что потом она может не собраться и ты окажешься без игрушечной машинки. Решай сам».
Если мы всегда будем решать за ребенка и лишим его права на ошибку - он не научится принимать осмысленные решения, будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно, либо долго принимать самостоятельные решения в будущем.
Так это звучит в теории, а теперь рассмотрим, что можно сделать на практике, чтобы предоставить ребенку больше независимости.
Лучше всего самостоятельность ребенка проявляется в быту. Простые действия, которые мы совершаем изо дня в день и порой даже не задумываемся о них, для ребенка являются важным делом, которое он с готовностью осваивает и гордится своими успехами. И все что нужно - это предоставить ребенку независимость в ряде домашних занятий, и в скором времени вы увидите, как ребенок изменится. Он станет увереннее, спокойнее и… счастливее. Именно счастливее, потому что он получит возможность удовлетворить свои внутренние потребности.
Независимость в самостоятельном одевании и выборе одежды:
• организуйте удобное ребенку пространство для хранения одежды - низкие полки или шкафчики, вешалки и перекладины для плечиков. Чем доступнее будут вещи для ребенка, тем быстрее он проявит интерес к процессу выбора одежды;
• подбирайте одежду и обувь с простыми застежками, кнопками, липучками; футболки с достаточно широкой горловиной; широкие штаны на резинке – все это будет способствовать тому, что ребенок быстро научится надевать и снимать вещи без вашей помощи;
• готовьте вместе с ребенком наряд в садик с вечера, чтобы с утра впопыхах не собираться и не натягивать сквозь слезы «не те колготки»;
• храните в гардеробе на переднем плане одежду, соответствующую сезону. Так, если вы будете предоставлять малышу возможность самому выбрать одежду для прогулки, он не выберет футболку зимой, а теплый свитер летом;
• организуйте личную корзину для грязного белья, объясните и покажите малышу, куда нужно бросать вещи для стирки;
• повесьте в доступном месте безопасное зеркало в полный рост. Рядом с зеркалом можно сделать полку, где будут лежать необходимые аксессуары.
Независимость в гигиенических процедурах:
• в ванной комнате вам понадобятся маленький стул или подставка для того, чтобы малыш мог становиться повыше и доставать до крана. Рядом с краном должно быть детское мыло с удобным дозатором, зубная паста и щетка в отдельном стаканчике. Позаботьтесь о том, чтобы низко висело полотенце. К 3 годам кроха может мыть и вытирать руки без посторонней помощи и без напоминаний. Следующий этап на пути к самостоятельности - умывание и чистка зубов;
• горшок или насадка для унитаза тоже должны быть удобны и всегда доступны;
• если вы отправляете ребенка в детский сад, к этому важному событию нужно заранее подготовить ее и с точки зрения гигиены. Положите с собой влажные салфетки и приучите пользоваться ими, когда нет возможности принять душ.
К 5-6 годам ребенок должен уметь умываться и мыть руки, чистить зубы, пользоваться туалетной бумагой, подмываться и менять трусики без напоминания. Но все-таки лучше незаметно проверять, насколько тщательно дети проделывают эти процедуры.
Независимость в еде:
• организуйте на кухне небольшую полку или шкафчик, где будет храниться посуда для ребенка, стоять кувшин с питьевой водой, а также салфетки и тряпочки для уборки;
• покажите малышу, как аккуратно переносить предметы и ставить их на стол; если каждый член семьи станет убирать за собой тарелку, ребенок и себе постарается следовать примеру;
• готовьте для ребенка еду, которую он сможет есть без особенных затруднений, – к примеру, ему трудно наматывать на вилку длинные спагетти, а мелкие макароны захватить вилкой получится проще;
• дети любят участвовать в приготовлении пищи. По мере взросления ребенка предлагайте ему помочь вам: чистить бананы, резать безопасным ножом хлеб или овощи, замешивать тесто, формочками вырезать печенье и многое другое.
Независимость во время сна:
• низкая открытая кровать поможет вашему малышу сформировать правильное отношение ко сну, он сможет самостоятельно укладываться, когда устал, или вставать, чтобы продолжить бодрствовать;
• придумайте ежедневный вечерний ритуал, который будет подсказывать ребенку о том, что пришло время сна, - вечерний чай, мультик, чтение книг при свете лампы, водные процедуры, прослушивание колыбельных. В таком случае вам не придется лишний раз напоминать ребенку о том, что пора спать, а процесс подготовки ко сну станет приятным времяпрепровождением для всей семьи.
Независимость в игре и занятиях:
• очень полезно планировать нужные дела вместе с ребенком. Например, если мы хотим, чтобы ребенок выучил стихотворение, не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим, когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребенок сам будет стремиться выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его, как свое;
• в детской организуйте для малыша низкие полки или ящики для хранения игрушек. Старайтесь выработать простую схему расстановки игрушек, где у каждого предмета будет свое место, не загромождайте полки, убирайте те предметы, которыми ребенок давно не играет, - тогда малышу будет легче наводить порядок;
• подберите детскую мебель - низкие стол, стул, кресло; «взрослые» предметы уменьшенного размера придадут важности, и ребенок будет чувствовать себя наравне с самостоятельными взрослыми;
• книги, развивающие пособия, материалы для творчества должны быть в свободном доступе, тогда малыш сможет в любой момент заняться любимым делом;
• многие современные дети, еще не умея разговаривать, уже способны включить себе мультики на планшете; оставьте в доступе ту технику, которую вы можете разрешить использовать для просмотра;
• яркие детские щетка и совок привлекут малыша самостоятельно убирать;
• важную роль в приучении ребенка быть самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определенному режиму, включающему в себя все основные дела, структурирует жизнь малыша и позволяет ему к концу дошкольного возраста понимать систему планирования своего времени. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно тратить силы на «организацию» ребенка, постоянно «стоять над ним» и требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.
Итак, мы рассмотрели основные принципы организации домашней среды с целью помочь ребенку стать более самостоятельным. Конечно, не всем семьям доступно и приемлемо соблюсти весь список, но это не главное. Важнее всего принять тот факт, что ребенок - это отдельная личность, имеющая право на уважение и стремление быть независимым. А осознав это, родители без труда найдут способы помочь ребенку стать более самостоятельным.
По материалам «Я - родитель».
Схожі новини: