Гарантированный базовый доход для владельцев облэнерго за счет потребителей

Переглядів: 931

19 січня 2018 10:22

Гарантированный базовый доход для владельцев облэнерго за счет потребителей фото
Реформа энергетики в Украине иногда приобретает столь причудливые формы, что одни получают миллиарды на ровном месте, а вторые оплачивают все это из своего кармана. Качество услуг при этом не обязательно повысится.

10 января газета "Урядовий кур'єр" опубликовала неприметное на первый взгляд постановление Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Постановление старое, оно было принято еще 27 июля прошлого года. На следующий день после публикации этот документ вступил в силу. Это событие прошло практически незамеченным, потому что рядовому украинцу его текст ни о чем не говорит. Но этот документ будет иметь колоссальные последствия для всех без исключения украинцев, ведь с его помощью олигархи вытянут из наших с вами карманов 30 млрд. гривен в год.

Как это будет происходить? На самом деле – очень просто, нужно только выстроить логическую цепочку и объяснить, как две цифры, прописанные в документе, опустошат карманы каждого из нас на сотни гривен в год.

Простая схема

Для начала нужно объяснить, как работает и зарабатывает энергопоставляющая компания (облэнерго), у которой каждый из нас покупает электроэнергию.

Задача облэнерго – поставить электроэнергию от магистральных линий электропередач до квартиры рядового украинца. За эти услуги облэнерго получает определенный тариф, который устанавливает НКРЭКУ, и который включен в общий тариф на электроэнергию, который каждый из нас ежемесячно оплачивает.

Сегодня тариф на услуги облэнерго определяется по системе «затраты +». Это значит, что облэнерго подает в НКРЭКУ документы, подтверждающие ее затраты на оказание услуг по передаче электроэнергии, и НКРЭКУ утверждает эту смету, набрасывая определенную сумму сверху на развитие компании – на ремонт и замену оборудования, прокладку новых линий электропередач, закупку техники. Исходя из этой суммы (затраты + деньги на развитие) определяется и тариф на услуги облэнерго.

Однако уже несколько лет ведется активная работа по переводу облэнерго на иной принцип формирования тарифа на их услуги – так называемое RAB-регулирование. Суть его в том, что облэнерго получает доход с тех активов, которые оно построило, и которые ведут к снижению затрат компании. Например, облэнерго установило оборудование, которое позволяет сократить потери электроэнергии в сетях, и потратило на это 5 млн гривен. Оборудование облэнерго закупило за кредитные деньги, и чтобы покрыть стоимость кредита, ему устанавливается определенная норма доходности на вложенные средства. Это стимулирует компанию больше вкладывать в свое развитие, поскольку чем больше она инвестирует, тем больше средств заработает. И такая система работает в развитых странах, обеспечивая качество и стабильность поставок электроэнергии потребителям.

Поднять процент

Однако в RAB-регулировании устанавливается норма доходности не только на новые активы, но и на те, которые были построены до введения RAB-регулирования. Когда прорабатывался вопрос о том, какие нормы доходности установить на старые и на новые активы, НКРЭКУ сначала занимало весьма конструктивную позицию. Например, в 2013 году НКРЭКУ зафиксировала для старых активов норму доходности на уровне 1-5%, а вот для новых – 14,8%. То есть, на все активы, которые уже были у облэнерго на момент введения RAB-регулирования, облэнерго должно получать от 1 до 5% доходности. На новые, которые ей удастся построить, норма доходности будет выше. Это в целом справедливо и отвечает логике процесса: больше строй и модернизируй, и на построенные и модернизированные активы получай больше дохода.

В дальнейшем НКРЭКУ еще пару раз пересматривало нормы доходности на активы, но в целом ставка оставалась на уровне не выше 5%.

Однако в июле прошлого года НКРЭКУ приняла постановление, в котором установила нормы доходности в 12,5% на все активы – не только на новые, но и на старые. И именно доходность в 12,5% на старые активы является большой проблемой для всех потребителей электроэнергии, и вот почему.

Гарантированный базовый доход для олигархов

Представим себе, что в распоряжении у облэнерго активов на 10 млрд гривен. Каждый год облэнерго только за счет наличия у нее этих активов сможет заработать 1,25 млрд гривен. Просто за то, что они у нее есть. Среди этих активов могут быть (а чаще всего так и происходит) и те, которые были построены еще во времена СССР.

Парадокс в том, что нынешние собственники облэнерго приобрели эти компании в процессе приватизации, и несмотря на то, что за компании они заплатити десятки и сотни миллионов гривен, свои затраты они уже давно «отбили», и теперь активы приносят им стабильный денежный поток. А НКРЭКУ своей ставкой в 12,5% установило норму гарантированного дохода олигархам, владеющим облэнерго, для повторного получения прибыли с одних и тех же активов. То есть, они владельцы облэнерго заработают дважды на одном и том же, только оплатим этот пир мы с вами, оплачивая счета за электроэнергию.

Примечательно, что в 2016 году активы облэнерго были переоценены на основании новой методики, и в результате стоимость активов этих компаний выросла вдвое. Если по бумагам у какого-либо облэнерго было оборудования, трансформаторов, линий электропередач и автотранспорта на 10 млрд гривен, то на следующий день стоимость этих активов удвоилась, хотя никакого качественного улучшения не произошло. Некоторые эксперты еще в прошлом году, во время принятия НКРЭКУ скандального постановления, высказывали свои соображения, почему была проведена переоценка активов. Ведь на следующий год после этого было введено RAB-регулирование с его нормой доходности в 12,5% на старые активы. А чем дороже активы, тем больше дохода можно на них теперь получить.

Выгодополучатели все те же

По оценке экспертов, манипуляции НКРЭКУ с методикой начисления доходности на активы позволят заработать собственникам облэнерго около 30 млрд гривен в год.

Основными выгодополучателями нового порядка станут владельцы облэнерго. У Рината Ахметова в активе сегодня такие энергопоставляющие компании, как "Киевэнерго", "Днепроблэнерго", "ДТЭК-Высоковольтные сети" (поставляет электроэнергию на предприятия группы СКМ), и "Донецкоблэнерго". У Константина Григоришина и Игоря Коломойского в совместном владении "Сумыоблэнерго", "Полтаваоблэнерго", "Черниговоблэнерго", а кроме того, Григоришин при этом владеет единолично еще "Винницаоблэнерго" и компанией ЦЭК в Днепропетровске. Среди бенефициаров этой схемы есть и российская группа VS Energy, у которой в собственности "Киевоблэнерго", "Кировоградоблэнерго", "Житомироблэнерго", "Ровнооблэнерго", "Черновцыоблэнерго", "Николаевоблэнерго", "Херсоноблэнерго" и "Одессаоблэнерго". У Игоря Суркиса - "Львовоблэнерго", "Прикарпатьеоблэнерго", и "Закарпатьеоблэнерго" и "Волыньоблэнерго" контролируют Сергей Левочкин и Юрий Бойко.

Несмотря на то, что постановление НКРЭКУ вступило в силу, облэнерго будут переходить на RAB-регулирование постепенно, по мере того, как НКРЭКУ будет на открытых слушаниях рассматривать вопрос по каждой компании. Если вопрос будет решен положительно, то тариф именно облэнерго на услуги по передаче электроэнергии может вырасти вдвое, а общий тариф на электроэнергию – примерно на 10%. Именно эту сумму подорожания прогнозировал глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк, когда объяснял последствия стимулирующего тарифообразования для облэнерго.

Примечательно, что против RAB-регулирования в его нынешнем виде выступал Кабинет министров, не в интересах которого дразнить население очередным повышением тарифов. Кроме того, печатное издание, в котором было обнародовано постановление НКРЭКУ - "Урядовий кур'єр" – подконтрольно правительству. Не будь оно опубликовано, не вступило бы в силу. У правительства было полгода на то, чтобы заблокировать или добиться пересмотра скандального постановления НКРЭКУ. Однако не получилось, и крупный бизнес одержал очередную победу. Жаль только, что за наш с вами счет.

Источник: kontrakty.ua


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: