Страстная неделя. Православные отмечают Великую субботу
18 квітня 2009 09:03
Иосиф купил плащаницу - длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.
Фарисеи знали слова Христа о своем воскресении и, опасаясь, что апостолы похитят тело Христа и скажут народу, что он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу, а сам гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.
По традиции православной церкви день Великой субботы начинается с вечера - чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе - святая Плащаница.
Песнопения утреннего канона славят Христа, своей смертью победившего смерть.
После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы - во время службы утрени Великой субботы совершается Крестный ход с пением погребального "Святый Боже": Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз, говорится, что эта суббота - самый "благословенный седьмой день", когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов своих по восстановлению мира.
Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого - одна из самых красивых служб года. Часть литургии - вход с Евангелием, Великий вход - совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий - отрывков из Ветхого завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.
В Великую субботу происходит одно из главных чудес православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.
По окончании литургии поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей и яиц.
В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими вратами и кладут ее на престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении его из мертвых.